НОД "Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш"
НОД "Звуковая культура речи: дифференциация звуков с-ш"
Автор: Матвеева Ольга Николаевна
Образовательная область «Речевое развитие».
Цель: развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Задачи:
Обучающие: уточнить правильную артикуляцию звуков «С» и «Ш»,формировать умение дифференцировать и отчетливо произносить звуки ш -с в словах, совершенствовать слуховое восприятие с помощью игровых упражнений, совершенствовать интонационную выразительность речи.
Развивающие: развивать фонематический слух, внимание, мышление, речевое дыхание, силу голоса.
Воспитательные: воспитывать сопереживание к сказочному герою, воспитывать умение слушать других.
Интеграция образовательных областей: "Физическое развитие","Познавательное развитие","Социально-коммуникативное развитие".
Оборудование: мультимедийная презентация, картинки с изображением предметов, буквы С и Ш для каждого ребенка..
Предварительная работа: артикуляционная гимнастика для губ и языка, проговаривание чистоговорок и скороговорок.
Ход НОД
Оргмомент.
- Раз, два, три, четыре, пять – становитесь в круг играть! Настал новый день, давайте встретим его с улыбкой. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы, ласковы.
- Сейчас у нас будет интересное занятие: мы будем учиться различать звуки.
Сегодня к нам в гости пришли герои мультика «Смешарики» - Крош.
Крош Слайд 2 Крош здоровается: Здраштвуйте, ребята! Какие вы все крашивые и больсые!
Воспитатель: Ой, Крош, ты, путаешь звуки [С]и[Ш]?
Крош: Путаю и ничего не могу ш этим поделать
Воспитатель:Не расстраивайся, мы с ребятами тебе поможем.
Крош: Как же вы эти звуки различаете?
Воспитатель Слайд 3 Чем отличаются: с – губы…улыбаются, ш- губы …округляются, с- язык… вниз, ш- язык... вверх, с- воздух выходит какой …(холодный), ш-воздух выходит …(теплый).
Ребята, посмотрите, одинаковые у нас схемы получились или разные? Значит эти звуки тоже разные и их нельзя путать в словах.
Воспитатель: Я предлагаю вместе с Крошем отправиться в гости к другим героям –смешарикам и вместе мы разберемся, чем еще отличаются эти звуки и зачем нам так важно их различать и правильно говорить.
Воспитатель: Слайд 4 Крош пришел в гости к Ежику и Барашу. Они хотели спеть песенку, только никак не могут понять, что нужно петь. Поможем?
Когда стрелочка смотрит вверх, поднимаем язычок к верхним зубам и поем Шшшш, когда стрелочка смотрит вниз, опускаем язычок к нижним зубам и поем Сссс.
Молодцы, справились. Пойдем дальше.
Воспитатель: Слайд 5 Смешарики решили нас порадовать и надули воздушные шары насосом.
Давайте тоже надуем свои шарики насосом с-с-с-с-
Шарик спустился ш-ш-ш-ш-ш-
Снова надуем его с-с-сс—с-с
Воспитатель: Слайд 6 Выделение заданного звука из слова, с опорой на картинку.
Медведь Копатыч предложил Крошу устроить пикник, но по дороге , все продукты у них в корзинке перепутались. Помогите отыскать продукты со звуком Ш, назовите продукты со звуком С.
Слайд 7 Дифференциация заданных звуков, с опорой на картинку.
Воспитатель: Совунья затеяла уборку в доме. Поможем разложить сове вещи по полочкам. На верхнюю полку положим вещи, со звуком С, на нижнюю – со звуком Ш.
Слайд 8
Воспитатель: А Лосяш очень любит трудные загадки. Догадайтесь, какая картинка лишняя и почему. Правильно, лишние «шишки», в этом слове мы не слышим звука С, а в остальных словах он есть. (Какой звук объединяет 3 слова, а в четвертом его нет?)
Какая картинка лишняя? Почему?
Физкультминутка «Мишка и шарик».
Мишка по лесу идет, (руки на поясе, шагают на месте)
В лапке шарик он несет,(руки через стороны поднимаем вверх и округло соединяем над головой)
Шарик в небо улетел,(качаем руками над головой ш-ш-ш-шш)
Мишка грозно заревел.(произносим звук р-р-р, громко и сердито)
Игра «Наоборот»
Воспитатель: Я говорю слог со звуком С и бросаю мяч, вы называете этот слог наоборот со звуком Ш
с мячом на материале слогов: са-ша, со-шо, су-шу, шо-со, са-ша.
Слайды 9,10,11,12, Работа со словами-паронимами.
Бараш любит писать стихи, послушайте что он сочинил:
Сладко спит в берлоге миска.
На столе с салатом мишка.
Это правильно, так бывает? А как сказать правильно? Исправим, чтобы было верно.
Бараш еще рассказывает:
На глазах у детворы.
Крысу красят маляры
Воспитатель: И так тоже не бывает, Бараш наверное хотел сказать так ...
Вот, ребята оказывается как важно уметь различать звуки и буквы в словах. Даже если один звук сказать неправильно, может получится совсем не то, что хотел сказать.
Воспитатель: Какой буквой обозначается звук [с] – С, какой буквой обозначается звук[ш], правильно Ш.
Возьмите эти буквы на столе.
А теперь я буду называть слова, а вы слушайте внимательно. Какой звук в слове услышите, поднимите такую же букву. Буквы лежат у вас на столе.
Слова: САД, ШАЛЬ, ШОКОЛАД, САПОГ, КРЫША, СЫР, ЛИСА, КОШКА, КАМЫШ, СОМ, СТАКАН, ШТОРА
Воспитатель: Крош, чтобы ты и дальше никогда не путал звуки с и ш, мы с ребятами предлагаем тебе выучить скороговорку "Саша ест сушки, а Маша – ватрушки" , в которой встречаются эти звуки, а дети тебе помогут.
Дети проговаривают скороговорку.
Крош благодарит детей за помощь и предлагает угощение - СУШКИ и ВАТРУШКИ.