Организация психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ

Дата публикации: 2018-12-10 09:54:00
Статью разместил(а):
Колесник Екатерина Викторовна

Организация психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ

Автор: Колесник Екатерина Викторовна

педагог-психолог МБДОУ №77, г. Шахты

 

Наш детский сад является базовым учреждением по ПДД, где дети могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. А охрана здоровья и жизни детей предполагает организацию обучения Правилам дорожного движения, основам безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы у каждого сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и соблюдении Правил дорожного движения.

На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных особенностей детей с ОВЗ:
• Физиологические

Ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков (он не всегда может определить направление, откуда доносится шум), и слышит только те звуки, которые ему интересны. 

Поле зрения ребёнка гораздо уже, чем у взрослого, сектор обзора ребёнка намного меньше, а у детей с нарушенным зрением особенно.

Реакция у ребёнка, по сравнению со взрослыми, значительно замедленная. Времени, чтобы отреагировать на опасность, нужно значительно больше. Надёжная ориентировка налево - направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте. 
• Психологические

У дошкольников нет знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств (т.е. ребёнок убеждён, основываясь на аналогичных движениях из микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как и игрушечные).

Внимание ребёнка сосредоточенно на том, что он делает. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребёнок может устремиться к ним, забыв обо всём на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать уже укатившийся мячик для ребёнка гораздо важнее, чем надвигающаяся машина. 
Ребёнок не осознаёт ответственности за собственное поведение на дороге. Не прогнозирует, к каким последствиям приведёт его поступок для других участников движения и для него лично. Собственная безопасность в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую им недооценивается. 

Как сформировать у дошкольников навыки безопасного поведения на дороге?

На наш взгляд, положительный результат может быть достигнут только при условии рассмотрении проблем семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие всеми участниками образовательных отношений.

Таким образом, одной из наших задач является – обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи.

Но к сожалению, не все родители детей с ограниченными возможностями стремятся сотрудничать с педагогами

Работа с родителями данной категории детей имеет свою специфику. В результате рождения ребенка с ОВЗ отношения внутри семьи, контакт с окружающим социумом искажаются. Изменения связаны с колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены семьи такого ребенка. В семьях детей с ОВЗ происходят качественные изменения на трех уровнях:

  1. Психологическом - в силу хронического стресса, вызванного заболеванием ребенка, постоянными и различными по своей природе психотравмирующими воздействиями;
  2. Социальном - семья этой категории сужает круг своих контактов, матери чаще всего оставляют работу; рождение ребенка деформирует отношения между супругами;
  3. Соматическом - переживаемый родителями стресс, выражается в различных психосоматических заболеваниях.

Для эффективного сотрудничества с родителями необходимо, учитывать их личностные проблемы, прежде всего, заслужить их доверие, раскрепостить их, получить эмоциональный отклик, что не всегда позволяют сделать традиционные формы работы с родителями.

Поэтому, помимо групповых и индивидуальных консультаций, обычных родительских собраний в нашем детском саду проводится работа по принципу лекотеки.

Целью создания такой работы в нашем учреждении явилось обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).

Слово «лекотека» («Lekotek») образовано из шведского слова «leko», что значит «игрушка» и «tek» – «собрание», «коллекция».

Особенностью в таком подходе является то, что работа с каждым ребенком строится по индивидуальной программе, учитывающей личностные, познавательные особенности ребенка, его стиль взаимодействия с окружением, его сильные и слабые стороны. Основной формой работы специалистов являются индивидуальные и групповые игровые сеансы. Обязательное условие этого подхода: это то, что такие занятия посещают не только дети, но и их родители.

На занятиях по принципу лекотеки так же происходит знакомство детей дорожной грамоте, разработаны циклы занятий с использованием возможностей программно- методического обеспечения, где определены цели и задачи для каждого возраста, грамотно подобраны рекомендации для родителей, схемы, плакаты для создания и обсуждения проблемных дорожно-транспортных ситуаций. С использованием магнитно-маркерных напольно-настольных досок по выстраиванию дорожных ситуаций «особые» дети и их родители без стресса смогут погрузиться в проблему и благополучно ее решить. Каждый ребенок имеет возможность индивидуально разобраться в дорожно-транспортной ситуации и смоделировать безопасный выход из нее. Полученные знания хорошо закрепляются у детей, благодаря тому, что родители могут применять полученные рекомендации и отработанные практические навыки на совместных занятиях со своими детьми дома.

Таким образом, мы считаем, что работа по принципу лекотеки - один из путей решения проблемы взаимодействия педагогов и родителей. Этот подход позволяет расширить взаимодействие родителей и детей в рамках образовательных, коррекционно-развивающих мероприятий, помочь родителям принять своего ребенка таким, какой он есть, поверить в его потенциальные возможности, преодолеть барьер в общении с педагогами, другими родителями, раскрыть творческий потенциал родителей, сплотить родителей и педагогов в единую команду, объединенную общей целью. Родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху.