Экспериментальная деятельность детей как средство развитие познавательного интереса

Дата публикации: 2018-12-11 07:33:58
Статью разместил(а):
Максимова Ольга Анатольевна

Круглый стол для педагогов

"Экспериментальная деятельность детей как средство развитие познавательного интереса"

Автор: Максимова Ольга Анатольевна

МБДОУ №34 «Зоренька» города Калуги

 

     "Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности  он располагает в своем опыте, тем  значительнее и продуктивнее  при других равных условиях будет его творческая деятельность"

Л.С. Выготский  

Цель: Формирование гармонично развитой личности дошкольника через использования метода детского экспериментирования в  соответствии с ФГОС

Задача: 

·        Формирование диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

·        Создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования

·        Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности.

План:
1. Анализ нормативных документов.
2. Развивающая предметно-пространственная среда для организации работы дошкольников по экспериментальной и исследовательской деятельности.
3. Формы работы с детьми для развития познавательного интереса.
4. Методы и приёмы используемые в данной работе.
5. Повышение компетентности родителей по формированию познавательного интереса детей.

Ход:

 Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаем вас поучаствовать в обсуждении темы: «Экспериментальная   деятельность детей как средство развитие познавательного интереса.»

1.     Анализ нормативных документов.                       

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. 

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование России приобрело статус первого уровня общего образования. Отношения в сфере дошкольного образования при реализации образовательных программ регулируются теперь на основании Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), основная миссия которого - преемственность целей, задач и содержания различных уровней образования при сохранении уникальности и самоценности дошкольного детства как важного социально значимого этапа в жизни человека. 

Перенос акцента образовательной деятельности с подготовки к школе на поддержку позитивной социализации и индивидуализации ребенка, развития его личности способствует изменению представлений о результатах дошкольного образования. Под результатами мы понимаем, в первую очередь, формирование таких качеств личности дошкольника, как любознательность, активность и самостоятельность; готовность к преодолению ошибок и неудач, применению новых знаний для решения проблем, поиску решений в нестандартных ситуациях; умение брать ответственность за сделанный выбор, свои действия (или бездействия); умение работать в команде, проявлять заботу и уважение по отношению к себе, другим, обществу, стране, окружающей среде и др. Все это создаст основу не только для готовности ребенка к школе, но и для его успешной самореализации на каждом жизненном этапе. 

В ФГОС ДО в качестве одной из составляющих образовательной области «Познавательное развитие» предполагается развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания. Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения. Многие авторы отмечают, что отношение к учебным предметам дифференцируется к моменту перехода детей в школу или в первые годы учебы. Практика школ и психологопедагогические исследования убедительно доказывают, что одна из причин негативного отношения учащихся начальных классов к учению  и низкой успеваемости - слабое развитие познавательных интересов или их отсутствие.  Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач.

Одной из них является«создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной их фундаментальных потребностях, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста.   

Интерес к познанию реального мира - один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии. Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.

Познавательный интерес - избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности. Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.

Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования.

Давайте подумаем как надо обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе?

Основными требованиями к организации среды для развития познавательной деятельности можно считать создание таких условий, когда у ребенка появляется возможность активно заниматься исследованием окружающего мира. Среда должна быть насыщенной, соответствовать возрастным возможностям детей. Организация пространства и разнообразие материалов должны обеспечивать возможность проявить познавательную активность всем детям группы. Так же важно обеспечить безопасность и сменяемость игрового материала.

Для проявления познавательной детской активности важно создавать определенные ситуации:

- регулярно предлагать детям вопросы, требующие не только воспроизведения информации, но и мышления;

- регулярно предлагать детям открытые, творческие вопросы, в том числе  –  проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;

- обеспечивать в ходе обсуждения атмосферу поддержки и приятия:

- позволять детям определиться с решением в ходе обсуждения той или иной ситуации;

- организовать обсуждения, в которых дети могут высказывать разные точки зрения  по одному и тому же вопросу, помогать увидеть несовпадение точек зрения;

- строить обсуждение с учетом высказываний детей, которые могут изменить ход дискуссии;

- помогать  детям обнаружить  ошибки в своих  рассуждениях;

- помогать организовать дискуссию;

- предлагать дополнительные средства (двигательные, образные, в т. ч.  наглядные модели и символы), в тех случаях, когда детям трудно решить задачу.

 

Оборудование и материалы для организации развивающего центра по экспериментированию в детском саду:

 

Дополнительное оборудование

1. Приборы – помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, безмен, песочные часы, компасы, разнообразные магниты, бинокль.

2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые банки, бутылочки, стаканы разной формы, величины, ковши, ведерки, миски, воронки, сито, лопатки, формочки.

3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, глина, разная по составу земля, уголь, песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей, сучки, спилы, опилки, древесная стружка, пластилин.

4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формы - вкладыши от наборов шоколадных конфет, трубочки для коктейля

5. Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди.

6. Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная, вощеная.

7. Красители: акварельные краски, безопасные красители.

8. Медицинские материалы: пипетки, колбы, шпатели, деревянные палочки, вата, воронки, шприцы (пластмассовые без игл), марля, мерные ложки, резиновые груши разного объема.

9. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, зубочистки, растительное масло, мука, соль, стеки, ученические линейки, таз, спички и спичечные коробки, нитки, пуговицы.

10. Оборудование для ухода за растениями.

11. Модели, схемы.

12. Календари природы и погоды.

13. Иллюстрированный материал.

14. Дневники наблюдений за посадками.

15. Пооперационные карты посадок.

16. Игровой материал, дидактические игры по экологии.

17. Справочники, энциклопедии.

18. Контейнеры для сыпучих и мелких предметов.

19. Детские халаты, клеёнчатые передники.

 

Материалы для организации экспериментов:

Младший и средний возраст

Старший возраста

Бумага разного сорта

Бусины, пуговицы

Вата, ватин, синтепон

Веревки, шнурки, тесьма, нитки

Винтики, гайки, шурупы

Вода и пищевые красители

Глина, песок

Деревянные катушки

Дидактические игры по экологии

Дневники наблюдений за посадками

Емкости разного размера

Камешки разного размера

Мерные кружки, воронки, лейки, формочки, мыло

Оборудование для ухода за растениями

Опилки

Палочки ватные

Песок, вода

Пластиковые бутылки разного размера

Полиэтиленовые пакеты

Пробки

Пух, перья

Разноцветные прищепки

Разноцветные резинки

Резиновые мячи, шары

Семена бобов, фасоли, гороха; косточки и скорлупа орехов

Спилы дерева.

Трубочки

Упаковки от киндер-сюрпризов

Фотопленки

 

Банки, бутылки, крышки разных размеров

Бросовый материал (кожа, поролон, пенопласт, коробки, фантики, лоскутки)

Бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры

Ведра, тазы, ванночки

Весы

Взбивалка, деревянная лопатка, шпатели

Галька, гравий

Губки

Деревянные предметы (палочки, бруски, дощечки)

Дневники наблюдений за посадками

Иллюстрированный материал

Календари (отрывные, перекидные, природные, погодные)

Карта мира

Картотека опытов

Клеенчатые фартуки, нарукавники, щетка, совок

Коллекции различного содержания

Кораблики

Крупы

Литература (справочники, энциклопедии, атласы)

Магниты

Мелкие игрушки для обыгрывания

Мерные ложки

Монеты, железные предметы

Настольно - печатные игры

Палочки для мороженого

Пипетки с закругленными концами, пластиковые одноразовые шприцы без игл

Пищевые красители, растворимые продукты

Пластилин, стеки

Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, контейнер для яиц, пластиковые упаковки от конфет

Пооперационные карты опытов

Природный материал (емкости с землей, глиной, песком, водой)

Прихватки, пинцеты с закругленными концами

Пробки, пуговицы

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема (стаканы, ковшики, миски, бутылочки)

Резиновые груши разного объема

Резиновые и пластиковые перчатки

Резиновые и пластиковые трубочки, соломка для коктейля

Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник

Свеча в подсвечнике

Сита и воронки разного размера и объема, дуршлаг

Скорлупа от яиц

Совки

Соломинки, трубочки

Соль, сахар

Степлер, дырокол, ножницы

Тальк, детский крем

Тематические материалы (транспорт, океан, лес)

Терка

Технические материалы (гайки, болты) в контейнере

Увеличительные стекла, микроскоп, спиртовки, пробирки

Часы (механические, песочные, капельные, водные)

 

Реализация поставленных задач осуществлялась в трех основных формах:

- при специально организованном обучении в форме непрерывной образовательной деятельности (НОД) воспитатель принимает роль учителя, который ставит перед детьми определенные задачи, предлагает конкретные способы или средства их разрешения, оценивает правильность действий; 

- во время взросло-детской (партнерской) деятельности мы используем позицию равного партнера, включенного в деятельность с детьми, который «изнутри» этой деятельности вводит свои предложения и принимает замыслы детей, демонстрирует разнообразные способы действий, решает возникающие в совместной деятельности проблемы вместе с детьми без жёстких оценок;

- при свободной самостоятельной деятельности детей используется позиция создателя развивающей среды, когда воспитатель непосредственно не включен в детскую деятельность, а создает образовательную среду, в которой у детей появляется возможность действовать свободно и самостоятельно.

  Рекомендуется использовать следующие формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

-   Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

-   Самостоятельная деятельность детей.

-   Фронтальные занятия.

-   КВН, развлечения.

-   Наблюдения в природе.

-   Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.

-   Беседы по теме эксперимента.

-   Целевая прогулка.

-   Экскурсия  др.

Структура проведения игры–экспериментирования:

- Постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

- Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

- Проверка гипотеза (научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее, однако, специального доказательства)

- Подведение итогов, вывод;

- Фиксация  результатов;

- Вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:

- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

- тайна,  сюрприз;

- мотив помощи;

- познавательный мотив (почему так?)

- ситуация выбора;

Детское экспериментирование проводят не только на занятиях.

Структура педагогического процесса:

1.     Совместная деятельность воспитателя и ребенка вне занятий:

·        Наблюдения

·        Опыты,

·        Игры-экспериментирования

·        Работа с иллюстративным материалом

·        Беседы на познавательные темы

·        Чтение художественной литературы познавательного характера.

2.     Взаимодействие воспитателя и ребенка на занятиях:

·        Ознакомление с предметным миром,

·        Формирование элементарных математических знаний;

·        Формирование экологических знаний.

(Обогащение знаниями, систематизация знаний, обобщение знаний)

3.     Самостоятельная деятельность детей:

· Уход за растениями в уголке природы

· Игровая деятельность

· Продуктивные виды деятельности.

Работа по детскому экспериментированию может проходить в разных формах:

- как специально организованное занятие,

как часть занятия

- как игра-экспериментирование

- как сюжетная игра в режиме дошкольника.

При специально организованном обучении в форме непрерывной образовательной деятельности очень важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное - дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.

Некоторым занятиям дети сами дают необычные названия, если они открыли для себя что-то новое - «Занятия - открытия», много удивлялись - «Занятия-удивления». Таким образом, обогащался опыт детей, шло практическое освоение детьми свойств и качеств различных материалов, дети активно участвовали в исследовании и преобразовании различных проблемных ситуаций, знакомились со способами фиксации полученных результатов.

После занятий у детей возникало множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

Совместная деятельность наиболее привлекательная для нас форма организации работы с детьми в опытно - экспериментальной деятельности.

Позитивные моменты:

-              закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;

-              продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;

-              свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

-              роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);

-              в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус, если это возможно и безопасно).   

Накопления ребенком опыта инициативного поведения в познавательной деятельности, как правило, становится его личным достижением и переносится в другие образовательные области (труд, коммуникация, социализация).

Вывод: Практическая ценность данной методической разработки состоит в том, что метод поисково-экспериментальной деятельности воспитатель может использовать в своей работе и на занятии, и в повседневной деятельности для повышения эффективности подготовки детей к школе.

При проведении опытов знакомим детей с правилами техники безопасности.

Опыты и эксперименты проводятся разные:

- демонстрационные (педагог сам проводит опыт и демонстрирует его; а дети следят за ходом и результатами) 

- фронтальные (объекты эксперимента находятся в руках у детей)

- самостоятельные  (дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этим полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки).

Все эти разные опыты и эксперименты учат детей наблюдать, анализировать, делать выводы.

В процессе экспериментирования дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если?), почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Они испытывают  удивление, и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

 Используют разнообразные приемы повышения активности ребенка в познавательно-исследовательской деятельности:

·         Обеспечивается интерес к предстоящей деятельности через мотивацию, образность, эмоциональность. Значимость и необходимость участия каждого в деятельности;

·         Стимулируется исследовательское поведение ребенка в ходе поиска способа выполнения («как?» «что узнаешь при этом?»);

·         Помогает составлять алгоритм, уточнять правила и ограничения (схемы, знаки, чертежи);

·         Используются приемы развития творческого воображения.

В процессе работы мы выбрали наиболее эффективные методы работы с детьми.

1. Методы, повышающие познавательную активность.

Эти методы позволяли формировать заинтересованность в принятии информации, желание уточнять и углублять свои знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его.

Наиболее эффективными методами этой  группы являются - элементарный  и  причинно-следственный анализ, сравнение,  моделирование и конструирование, метод вопросов, метод повторения, решение логических задач, исследование.

2. Методы, повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний. (Элементы новизны, проблемно – игровые приемы),  сочетание разнообразных средств, например: проведение опыта и зарисовка его результата.

3. Методы коррекции и уточнения представлений, при проведении экспериментирования (повторение упражнения, наблюдение,  метод переключения на другую деятельность, метод обобщенного ответа, беседа, проблемно-поисковый метод, т.е. все, что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний).

 

Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребёнка.

 Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьёй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами, так как каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.

И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.

Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность.

Выработанные педагогами навыки и сформированные в детском саду понятия закрепляются в семье в обыденной жизни. Для этого родители должны быть хорошо осведомлены о содержании работы, проводимой педагогами, знать программу работы с детьми в каждой возрастной группе, понимать и принимать активное участие в её реализации. Они сами обязаны выполнять все требования, предъявляемые к детям, чтобы служить образцом для подражания: в том возрасте, когда основным способом введения базы данных в память человека служит запечатление, личный пример является наиболее эффективным и поэтому ведущим методом обучения. Наконец, родители должны создавать все условия для максимальной реализации детьми требований, предъявляемых в детском саду.

В индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях через различные виды наглядной агитации надо убеждать родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям, доказать, насколько правы те, кто строит своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, кто поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Данная работа предусматривает активное привлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекали родителей к активной помощи.  Также родителям предлагали домашние задания по поиску информации и иллюстративного материала. Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям, ставили такие же и более сложные опыты дома, учились ставить проблемы, выдвигать гипотезы и самостоятельно решать их.  

Кроме этого, родители помогали нам в оформлении разнообразных коллекций. Они собирали экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к этому занятию.

Для просвещения родителей мы проводим консультации по темам:

-           «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;

-«Экспериментирование с водой, песком»;

-           «Игра или экспериментирование»;

-           «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».  

Родительские собрания, в виде викторин, мастер-классов, открытые занятия, выставки «продуктов» исследовательской деятельности. 

Большой популярностью и у детей и у родителей пользовались тематические выставки фотографий «Моя семья в лесу», «Моя семья на даче», «Наши домашние питомцы» и др. А также выполнение домашних заданий на зимних каникулах: провести опыт по выращиванию кристаллов соли; написать секретное письмо невидимыми чернилами (с фиксацией результатов).

Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действий рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

Сухомлинский В.А.

 

Заключение:

Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

Использование опытно-экспериментальной деятельности в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний и умения владеть этими знаниями. Так как в опытно-экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. 

Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта - это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.

Таким образом, метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира. Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения. 

Это позволяет в полной мере сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

 

План работы с родителями:

Задачи

Мероприятия

1.

Ознакомление родителей с содержанием программы развития экспериментальной деятельности.

Родительские собрания

«Экспериментальная деятельность дошкольников в семье»,

«Проведение экспериментов летом»

«Растим любознательных»

2.

Ознакомление родителей с методами и формами работы по разделу «Детское экспериментирование».

Лекторий для родителей

«Роль семьи в развитии интереса ребёнка к экспериментальной деятельности»

3.

Популяризация

исследовательской активности ребенка - дошкольника

Оформление информационного стенда

«Экспериментальная деятельность дошкольника»,

Фотовыставка «Мы экспериментируем»,

Открытые занятия 

«Где же воздух?» , 

«Волшебные магниты»

«Удивительное в камне»

4.

Организация сотрудничества с родителями

 

 

«Домашние задания» по экспериментированию для детей и их родителей;

Создание семейного журнала «Экспериментируем дома»

5.

Создание условий для эффективного труда воспитателей по успешному развитию экспериментальной деятельности дошкольников.

Обновление оборудования групповых Уголков экспериментирования;

Проведение конкурсов на лучший экспериментальный Уголок;

Месячник по изготовлению наглядных пособий.

  

Список методической литературы:

1.    Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования   дошкольников.  - М.: ТЦ Сфера, 2007.

2.     Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений. - М., ТЦ Сфера, 2007.

3.     Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизвестное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.ТЦ Сфера, 2010.

4.     365 научных экспериментов. Пер. с англ. / Глен Синглтон. – Мегабокс, 2010.

5.     Гризик Т.И. Познаю мир: Знаки и символы: Развивающая кн. для детей ст. дошк. возраста. – 6-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2003.

6.     Организация работы центра науки для детей дошкольного возраста. / Под ред. Л.В. Свирской. – В.Новгород, Изд. НРЦРО, 1997.