Конспект НОД по речевому развитию "Составление описательного рассказа об игрушке"

Дата публикации: 2018-12-11 17:09:33
Статью разместил(а):
Хаванова Наталья Анатольевна

План-конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» 

в младшей группе в соответствии с ФГОС

«Составление описательного рассказа об игрушке Петушок по вопросам воспитателя»

Автор: Хаванова Наталья Анатольевна

ГБОУ "ООШ № 6 с.п. "Детский сад "Бабочка"

г.о Новокуйбышевск, Самарская обл.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие.

Задачи:

  1. Обучать умению вести диалог, понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
  2. Продолжать учить детей составлять рассказ вместе с воспитателем из простых не распространенных предложений.
  3. Добиваться правильного названия частей тела петушка, совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными.
  4. Отрабатывать умение тихо и громко произносить звук «у»
  5. Формирование правильного речевого выдоха.
  6. Упражнять в ритмичном и выразительном произнесении потешки и стихотворения.
  7. Воспитывать   сострадание, отзывчивость, желание заботиться и приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.

Методы и приемы:

- словесные - беседа, чтение стихов и потешек, загадка, рассказ петушка;

- практические –игра м/подвижная, артикуляционная гимнастика, дыхательное упражнение, физкультминутка, практическая работа «Разберем зернышки»;

- наглядные – показ и рассматривание петушка, составление описательного рассказа, ситуативная беседа с показом смешенных зернышек.

Материалы и оборудование:

1. Демонстрационный материал: мягкая игрушка петушок, аудиозапись «голос петушка», песня «Настоящий друг».

2. Раздаточный материал: фасоль, горох, тарелочки.

 

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

М/подвижная игра, физминутка

Игровая

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные).

Познавательно-исследовательская

 Решение проблемных ситуаций

Коммуникативная

Беседы, речевые ситуации, составление рассказов, отгадывание загадок, словесные игры, ситуативные разговоры, вопросы

Музыкальная

Слушание песни о дружбе

Восприятие

(художественной литературы и фольклора) 

Рассказывание, чтение, инсценирование произведений,

Элементарный бытовой труд

(в помещении и на улице)

- Самообслуживание  

Совместный (коллективный) действия

Логика образовательной деятельности

Этап занятия

Задачи (с обозначением обр.области)

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Мотивационно-организационный

 

Игровая ситуация «В гости пришел Петушок»

Стук в окошко (Звучит) аудиозапись голос петушка

 

 Привлекает внимание детей к окну и загадывает загадку

Ку-ка-ре-ку кричит он звонко,

Хлопает крыльями громко-громко,

Курочек верный пастух,

Как зовут его….

Предлагает пригласить Петушка в гости.                           

Дети подходят к воспитателю и встают свободно около него. Слушают, отгадывают загадку.

Приглашают все вместе петушка в гости

Деятельностный

Закреплять умение согласовывать слова с движениями.

 Игра «Поздороваемся со всеми»

умеют согласовывать слова с движениями  

Воспитатель предлагает детям поздороваться с Петушком и друг с другом с помощью игры «Поздороваемся со всеми»

Дети встают в круг и все вместе произносят слова с движениями:

Здравствуй, солнце золотое! (дети поднимают руки вверх)

Здравствуй, небо голубое! (ещё раз поднимают руки вверх)

Здравствуй, лёгкий ветерок! (покачивание из стороны в сторону)

Здравствуй, маленький цветок! (приседают и начинают медленно подниматься)

Здравствуй, утро! (правую руку в сторону)

Здравствуй, день! (левую руку в сторону)

Нам здороваться не лень!

Доброе утро всем!

Деятельностный

 

Обучать умению вести диалог, понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.

Диалог с Петушком.

правильно отвечают на поставленные вопросы, ведут диалог с Петушком.

Воспитатель говорит за петушка. -Здравствуйте ребята. Вы узнали меня? Я хотел научиться летать, но у меня так ничего и не вышло, хоть я и птица. Вот и приземлился к вам нечаянно на окно.  Я так замёрз ведь на улице вы знаете какое время года?

 - Как на улице осенью?

 - А вы знаете как воет ветер?

Дети стоят свободно, отвечают, что сейчас время года осень и на улице холодно, дует ветер.

Отрабатывать умение тихо и громко произносить звук «у»

Артикуляционная гимнастика «Ветер»

 произносят тихо и громко звук «у»

 

Воспитатель предлагает детям спеть песенку слабого ветерка у-у…(тихо) и песенку сильного ветра у-у-у (громко).

 

Дети стоя произвольно, произносят сначала хором, а потом по вызову воспитателя тихо и громко звук «у»

Формирование правильного речевого выдоха.

Дыхательная гимнастика «Петушок»

правильно вдыхают и правильно выдыхают

 

Воспитатель предлагает детям научить Петушка согревать крылышки, когда на улице холодный ветер.

Крыльями взмахнёт петух,

И согреется он, ух

И.п. – о.с.

1 – поднять руки в стороны (вдох);

2 – хлопать руками по бедрам «ку-ка-ре-ку» (выдох).

Петушок благодарит детей.

Дети стоят полукругом выполняют дыхательную гимнастику все вместе.

 

Деятельностный

Упражнять в ритмичном и выразительном произнесении потешки и стихотворения.

Чтение потешки про Петушка

дети ритмично и выразительно произносят потешки и стихи

Воспитатель предлагает детям рассказать знакомые стихи и потешки про петушка

С небольшой помощью педагога дети рассказывают знакомые стихи и потешки про петушка, по вызову воспитателя

 

Физкультминутка «Петя Петушок»

 

Воспитатель проводит с детьми пальчиковую игру «Петя Петушок»

 

Петя, Петя-петушок (соединяем большой и указательный палец в «клюв»)

Золотой гребешок (скрещиваем пальцы двух рук)

Шелкова головушка (гладим по голове)

Масляна бородушка (гладим по подбородку)

Что ты рано встаешь (вытягиваемся на носочках, руки вверх)

Голосисто поешь, детям спать не даешь (руки складываем под щекой).

Добиваться правильного названия частей тела петушка, совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными.

                       Рассматривание Петушка

правильно называют части тела петушка, согласовывают прилагательные с существительными

Обратить внимание детей какой красивый у нас Петушок. Предложить рассмотреть части тела петушка, какого они цвета (по вопросам воспитателя)

Дети сидят полукругом.  Отвечают на вопросы хором и по вызову воспитателя.

 

Деятельностный

 Учить детей составлять рассказ вместе с воспитателем из простых не распространенных предложений.

Составление рассказа о петушке

составляют рассказ из простых не распространённых предложений с помощью воспитателя

Рассказ о петушке.

Это петушок. Он большой. У него разноцветный хвост. Красный гребешок. Маленькие глазки. Острый клюв. Петушок красивый. Он кричит ку-ка-ре-ку.

Воспитатель приглашает тех, кто хочет рассказать про петушка.

Малоактивным детям он индивидуально задаёт вопросы.

Дети сидит полукругом. Желающие составить рассказ подходят к воспитателю по одному (спросить 2-3детей)

 

Воспитывать   сострадание, отзывчивость, желание заботиться и приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается.

 

Ситуативная беседа «Угостим Петушка зернышками»

дети жалеют Петушка и выражают желание его накормить, разбирают зерна на большие и маленькие.

Воспитатель спрашивает Петушка не проголодался ли он и предлагает детям угостить его зернышками. (показывает детям блюдце со смешенными зернами гороха и фасоли)

Воспитатель напоминает детям, что они недавно читали сказку «Петушок и бобовое зёрнышко», так там петушок подавился и чуть не умер. Воспитатель спрашивает ребят, а каким он зёрнышком подавился? И почему он подавился бобовым зёрнышком?

Предлагает помочь Петушку и разобрать зернышки, маленькие(горох) отделить от больших (фасоль)

Дети соглашаются угостить Петушка. Вспоминают прочитанную сказку, в которой Петушок подавился бобовым зернышком, потому что оно было большим. Подходят к столам по 4 ребенка к каждому.

Активизировать прилагательные в речи детей.

Практическая работа «Перебери горошки»

 активно и с пониманием используют в речи прилагательные.

 

Воспитатель задает индивидуальные вопросы детям

- Что будем складывать в эту баночку?

- Горох какой?

- А в эту баночку что положим?

- Фасоль какая?

(спросить малоактивных детей)

- Ребята подскажите какие зёрнышки клевать Пете? Почему?

Дети вокруг стола перебирают зерна в две емкости, на каждой изображение фасоли и гороха.

Отвечают на вопросы воспитателя

Заключительный

 

Игровая ситуация «Пригласим Петушка остаться в детском саду»

 

Воспитатель держит Петушка в руках и задает вопросы детям. -Ребята кто у нас сегодня в гостях? Вам понравился петушок? В какие игры мы сегодня с ним играли? -Петушок оставайся с нами, мы с ребятами, попозже расскажем тебе сказку «Петушок и бобовое зёрнышко».

Петушок благодарит детей.

(- Ребята, я хочу с вами дружить, вы меня сегодня выручили, так поступают только настоящие друзья.)

Звучит песня  «Настоящий друг».

Дети подходят к воспитателю, встают произвольно, отвечают на вопросы. Танцуют под песню вместе с Петушком.