Конспект НОД "Секреты подводного мира"
Конспект НОД "Секреты подводного мира"
Автор: Корчикова Татьяна Валерьевна
Цель: исследовать подводный мир, на основе полученных знаний поселить рыбок в аквариум.
Задачи:
1. Формирование представлений о подводном мире;
2. Закрепление и расширение знаний о морских обитателях;
3. Развивать умение детей: давать развернутое объяснение; делать самостоятельные выводы на основе наблюдений; делать обобщения;
4. Воспитывать у детей заботливое отношение к обитателям аквариума.
Словарная работа: электрический скат, камбала, кораллы, компрессор, аквалангисты, сомик, неонка, гуппи.
Предварительная работа: деятельность воспитателей в повседневной жизни, чтение художественной литературы о подводном мире, рассматривание картинок с изображением рыб, подводного мира, беседы на экологические темы.
Оборудование:
· Костюм золотой рыбки
· «Акваланги» и подводные очки по количеству детей
· аквариум
· аквариумные рыбки
· ракушку
· камушки
· декорации (иллюстрации рыб, водорослей, моря)
· модели с изображением дна моря и силуэты рыб
· аудио запись со звуком шума моря
· надувные шары
Ход занятия
I Организационный момент.
Все дети на начала занятия сидят полукругом напротив стола с атрибутами, в центре сидит воспитатель, одетый в костюм золотой рыбки.
У каждого человека есть мечта! И каждый хочет, чтобы она исполнилась. А кто может нам в этом помочь? (Щука, волшебная палочка, золотая рыбка). Сегодня у нас есть возможность прикоснуться к волшебству. Посмотрите! Сегодня волшебная палочка превратила меня в золотую рыбку, но не простую, а волшебную!
И я для вас приготовила вот таких волшебных рыбок! (Показывает рыбок в банке). Утром я насыпала им корм, но они почему-то от него отказались. Я спросила их, что случилось, а они ответили, что не могут жить в банке, и просят вас помочь им!
II Сообщение темы и цели занятия.
Вы хотите помочь рыбкам?
А как мы можем им помочь? (исследовать подводный мир)
Ребята, давайте мы с вами отправимся в путешествие по морям и океанам? И не только будем путешествовать, но и изучать морской мир. (дети соглашаются)
Ну, что же, тогда представьте, что мы – команда исследователей, и для того чтобы нам дышать под водой нужны акваланги и очки, одеваем их! значит кто мы сейчас? (Аквалангисты, исследователи)
Ребята, у нас получилась целая команда исследователей подводного мира!
III Основная часть.
Мы попали в сказочную страну под названием подводный мир! Каких только удивительных рыб не водится в морях! Посмотрите, на кого похожа эта рыба? (рассматриваем рыбу –пилу) Есть рыбы похожие на разные инструменты и орудия труда. Например, рыба-пила.
Почему ее так называют? Верно. У нее множество меленьких зубов, расположенных, как зубья у пилы. Ими она буквально прочесывает песчаное дно в поисках добычи.
Ну а мы плывем дальше! Обратите внимания на это чудо! Может кто-нибудь знает, что это за рыба? (подплываем к электрическому скату)
А вот электрический скат.
Что мы о нем знаем? Да, он электрическим током отгоняет врагов. У него сильно сплюснутое тело; из-за этого создается впечатление, что он не плавает, а летает по воде.
Что это за рыба, которая брызгает водой? Это брызгун. Он брызгает водой и сбивает струей мошек.
Плывем к другой не менее интересной рыбе! Это крылатка. Ее плавники похожи на крылья.
Ребята, обратим внимание на морское дно, насколько оно красивое и похоже на волшебное сказочное царство.
Что можно увидеть на морском дне? ( водоросли, ракушки, камушки, рыб)
Как красиво! Как в сказке. Смотрите, это разноцветные кораллы, которые похожи на сказочный лес.
Что такое кораллы? Для чего они нужны? На что похожи кораллы? (в них прячутся маленькие рыбки).
Посмотрите на самое дно! Кто это здесь спрятался? Угадайте, о какой рыбке эта загадка.
Все ко дну я прижимаюсь
В темноте морских глубин
Незаметной быть стараюсь
Превратилась в плоский блин. (Камбала)
Что вы можете сказать о ней? Верно. Она лежебока, оба глаза на одной стороне.
Какого она цвета? Ответить не просто. Эта рыба замечательно маскируется. Ляжет в водоросли – позеленеет, на черном камушке устроится – сама почернеет, расположится на песке - стане как песок. С поразительной точностью повторяет она рисунок дна!
Однажды ученые проделали опыт. Они положили на дно аквариума шахматную доску. Прошло немного времени, и камбала, живущая в этом аквариуме, стала в клеточку, как шахматная доска.
Я вижу рыбку, похожую на шахматную фигуру. Это морской конек.
В нашем море живет рыбка, похожая на кораблик. Это парусник.
Что в ней необычного? У нее плавник, как парус.
Какая рыба тоже носит клоунский наряд? Правильно, рыба- клоун.
А это морская звезда. Оказывается, она бывает не только на небе, но и в море.
А теперь послушайте загадку. О ком она?
Плывет туда, плывет сюда.
Ее не видно иногда.
Она прозрачна как вода.
Верно. Это медуза.
-давайте заглянем под камушек! (Предлагаю ребенку отодвинуть камушек) Кто здесь спрятался? (сомик). Сомики любят жить на самом дне, как в аквариуме, так и в море!
А вот на самом верху моря любят жить такие рыбки как гуппи и неонки! Они очень маленькие и живут стайками!
А веселый осьминожка хочет поиграть немножко!
(Д/и изображения рыб разрезаны пополам и перепутаны. Детям предлагают найти правильное соответствие)
- Но нам пора за дело! Мы же должны помочь рыбкам в аквариуме!
(Возвращаемся в группу детского сада. Дети садятся за стол, на котором находится аквариум с водой, камушки, водоросли, очиститель для воды и рыбки в банке).
- Что нового во узнали о жизни в подводном мире?
- Каких рыбок название вам запомнились?
- Что вы видели на морском дне?
- Как мы поможем нашим рыбкам? (Переселим их в аквариум)
- Что нужно в первую очередь поместить в аквариум? (Камушки, ракушки и водоросли)
- Почему? (Что бы рабы чувствовали себя как в море)
- Что потом?
- Как рыбы дышат в воде? (рыбы дышат кислородом, растворенным в воде. Главный орган дыхания - жабры).
- Что еще нужно поместить в аквариум? (Компрессор) Зачем нужен Компрессор? (т.к. он дает кислород).
(Помещаем вместе с детьми камушки, ракушки, водоросли, компрессор в аквариум и заселяем туда рыбок).
Ну, вот ребята, какие вы сегодня молодцы! Помогли нашим рыбкам! А хотите сами побывать в роли рыбок? Тогда сейчас я вас всех превращу в рыбок, и мы поиграем в игру «Караси и Щука». Когда я говорю «Караси» - вы плаваете по морю в различном направлении, когда говорю «Щука» - вы замираете на морском дне и не шевелитесь, а «Щука», которую мы вместе выберем, будет плавать по морю в поисках добычи! И тот, кто пошевелиться, будет съеден «Щукой», т.е. выбывает из игры. В итоге, мы посмотрим, какой «Карась» самый ловкий! (играем).
IV Итог занятия..
Наверное, вы устали сегодня! И на дне моря мы побывали, и наших рыбок выручили, и даже сами побывали в роли рыб! Предлагаю лечь всем на пол, и закрыть глаза – послушать шум прибоя! (Дети закрывают глаза, включается музыка шума моря – релаксация)
Какие же вы сегодня молодцы, и на вопросы отвечали, и на дне морском побывали, я вами прямо и ненарадуюсь! За это я вам подарю вот этих волшебных рыбок! Они вам будут напоминать о нашем сказочном путешествии в подводное царство!