Проект "Моя малая Родина"

Дата публикации: 2018-12-15 07:19:43
Статью разместил(а):
Бердникова Елена Геннадиевна

Проект «Моя малая Родина»

Автор: Бердникова Елена Геннадиевна

 

«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту».

В.А. Сухомлинский

Патриотизм – это чувство любви к Родине.  Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, своеобразие культуры и многое другое. Как же пробудить первые чувства гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста? Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к родному краю (городу, селу), родной природе, к своей малой и большой Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогают ему стать человеком и гражданином страны, общества; воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, селу, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к общественной жизни.

Россия – родина для многих. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа. Отсюда следует, что духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, и обретается он самостоятельно и переживается индивидуально. Так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение, то его необходимо пробудить в ребёнке, а не навязать. «Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». (Д.С. Лихачёв)

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Всё это наше наследие применимо в наше время как средство по формированию у дошкольников патриотических чувств и развитию духовности.

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому всё, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. При этом необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребёнок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнять возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.

Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.

Принципы построения интегрированного подхода к приобщению детей к истокам народной культуры как средство формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Цель проекта – создание условий для формирования у детей среднего и старшего дошкольного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему Отечеству, воспитание уважения к символике области, города, гордости за принадлежность к своей родине и её народу.

Задачи проекта:

1.        Развивать представления о Кузбассе, городе, первых жителях.

2.        Познакомить со сказками, рассказами, стихами, песнями, играми шорского народа.

3.        Развивать познавательный интерес, творческие способности, мышление, коммуникативные навыки.

4.        Заложить основы патриотического воспитания через любовь к родному краю.

5.        Формировать начала экологичес5кой культуры на основе ознакомления с флорой и фауной Кузбасса.

6.        Познакомить с историческим и культурным наследием родного края.

7.        Создать условия для формирования толерантности, чувства уважения и симпатии к другим народам, их традициям.

 

Участники проекта: дети старшей группы «Солнышко», воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта:  краткосрочный  с 9 января по 4 февраля.

Тип проекта: познавательный, групповой.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

1. Подбор исторической литературы.

2. Подбор произведений русского народного творчества.

3. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки).

4. Подготовка разного вида бросового материала.

5. Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности.

6. Дидактические игры, сюжетно-ролевые игры.

7. Выставки книг, рисунков, поделок.

8. Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала, приёмной (для родителей – информационные стенды, папки-раскладушки, буклеты);

Этапы проведения и реализации проекта:

I. Информационно-накопительный.

Изучение интереса детей для определения целей проекта.

Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

Обращение к специалистам.

II. Организационно-практический.

Проведение цикла познавательной образовательной деятельности, на темы: «Город Новокузнецк – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Кузбасс!»

Оформление альбомов «Рассказы детей о достопримечательностях нашего города», «Красная книга Кемеровской области», «Птицы Кемеровской области»

Словотворчество с родителями «Сочини стишок о крае, городе»

Оформление дидактических игр по краеведению:

«Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Карта моего города», «Мой край родной», «Вот моя улица, вот мой дом родной».

Акция «Сделаем наш край чище» (совместно с родителями)

Лепка «Животные и птицы Кемеровской области»

Фотоэкскурсии по городу, району

Разучивание стихов, песен о Кузбассе, городе

Выставка рисунков «Город глазами детей»

III. Презентационно-завершающий.

Образовательная деятельность «Моя Родина – Кузбасс!»

Выставка продуктов детской деятельности, совместная деятельность «Родитель и ребёнок».

IV. Подведение итогов.

Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»

Необходимые условия реализации проекта:

1. интерес детей и родителей;

2. методические разработки,

3. интеграция со специалистами детского сада.

Предполагаемый результат:

1. Представление детей о Кузбассе, городе; о народных промыслах края, о достопримечательностях, памятниках города. Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, других видах деятельности.

2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.

3. Освоение доступных знаний об истории родного края.

4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

Гипотеза:

Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории края, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил наш край, начнут проявлять интерес к событиям общественной жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта будут выполнены.

Методы проекта:

1. Наблюдение.

2. Совместные игры.

3. Анкетирование.

4. Познавательные ОД.

5. Беседы.

6. Экскурсии.

Цель: закреплять и расширять знания о родном городе;

Ознакомление с пространственными отношениями «Прочтение карты Кемеровской области»;

Цель: воспитывать чувство патриотизма и любовь к своей малой Родине.

Конкурс рисунков «Наш город – глазами детей»

«Делу – время, потехе – час»

Цель: закреплять знание русского фольклора.

Февраль

«Государственная символика родного края».

Цель: формировать представления детей о государственных символах родного края – флаге, гимне, гербе; подвести детей к пониманию того, что символы не просто обозначают, а описывают раскрывают явления. Воспитывать любовь и чувство гордости к родному краю.

Разучивание стихотворений о родном крае.

Экскурсия в библиотеку

Познакомить детей с общественными зданиями Мысков, их назначением. Расширять знания о профессиях работников социальной сферы, содержания и значимости труда для жителей города; Воспитывать правила культуры поведения на улицах и в общественных местах; стимулировать у детей интерес и любовь к своему городу, заботу о его красоте и чистоте. Подклеивание книг в группе; изготовление детьми книжки — малышки.

«Предприятия родного города»

Цель: расширять знания о предприятиях города, изготавливаемой продукции.

Март

Фото-экскурсия «Путешествие по городу» Познакомить детей со своей малой родиной, улицами Мысков, познакомить с историей возникновения улицы Куюкова;

Цель: уточнить знания детей о правилах поведения на улицах, о правилах дорожного движения, воспитывать чувство ответственности за свой город. Изготовление макета Мысков.

Город глазами детей «Моя Родина — Кузбасс!»

Цель: воспитывать у детей патриотические чувства, любовь и уважение к Родине.

Конкурс рисунков «Мой любимый город».

Апрель

Игра – путешествие «Кемерово – столица Кузбасса»

Цель: воспитывать патриотические гражданские чувства, формировать у детей понятия о столице Кузбасса;

«Флора и фауна Кемеровской области»

Цель: углублять и конкретизировать представления о животном и растительном мире края.

Лепка «Животные и птицы Кемеровской области

Круглый стол.

Цель: познакомить родителей и детей с историей образования края и его достижениями.

Май

«Боевая слава нашего народа»

Цель: сформировать представление о героизме, подвиге; воспитывать интерес к истории родного города, чувство любви и патриотизма

Игра – соревнование «Зарница»

Цель: развивать силу, ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма, настойчивости в достижении поставленной цели.

Изготовление подарков ветеранам к празднику «День победы»

«Птицы Кемеровской области»

Цель: формирование знаний о птицах Кемеровской области, поиск необходимой информации совместно с родителями.

Июнь

«День защиты детей»

«Веселые старты»

Цель: способствовать повышению эмоционального тонуса, укреплению здоровья.

«Сделаем наш край чище»

Цель: воспитывать любовь к родному краю, приучать следить за чистотой, развивать творчество.

Выставка поделок из бросового материала совместно с родителями

«Знай и люби родную природу»

Цель: вызвать желание больше узнать об особенностях природы края, учить сопереживать вместе с природой ее радость и печаль.

Разучивание стихов, загадывание загадок о родной природе.

Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»

Цель: выявление усвоенных знаний детьми. Анкета для детей «Что ты знаешь о своем крае?».

Мероприятия проекта:

- Конкурс рисунков и поделок «Родная сторона»;

-  Беседа – игра   «Национальные шорские игры»;

-  Беседа «Шорцы кто они?»;

- Знакомство с писателями и поэтами Горной Шории;

- Изготовление книжек – самоделок «Растительный и животный мир Горной Шории»;

- Изготовление  национальных омулетов;

- Оформление стенда «Мыски наша родина»;

- Выступление на педсовете «Патриотическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста»

 

8. Этапы реализации проекта:

1 -  подготовительный. Обсуждение целей и задач, создание условий для реализации проекта.

2 - основной. Реализация основных видов деятельности по образовательным областям, направленных на реализацию проекта.

3 - заключительный. Обработка практических и методических материалов. Обобщение материалов проекта. Выступление на педсовете по обмену опытом «Патриотическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста».