Методическая разработка ролевой профориентационной игры «Я – моряк!»
Методическая разработка ролевой профориентационной игры «Я – моряк!»
Автор: Денисова Ольга Александровна
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Дом детского творчества № 4», г. Новокузнецк
Введение
Профориентационную работу следует рассматривать как органическую составную часть воспитательного и образовательного процессов, которая тесно связана с другими направлениями деятельности учебных и воспитательных учреждений. У профориентации есть свой предмет, специфические задачи, формы и методы. Профориентацию выделяют в самостоятельную область знаний.
Реальный профессиональный выбор ребенком осуществляется не только как собственное решение, поскольку он еще не готов в полной мере осознать все стороны своей будущей жизни. Он нуждается в поддержке взрослых, специалистов близких людей, всего общества. Результатом этой поддержки является осознанный самостоятельный и обоснованный выбор своего жизненного и профессионального пути.
Предпофильная подготовка в школах в основном начиналась в подростковом возрасте, а по оценке некоторых специалистов одной из причин низкой эффективности профориентации является ее смещение на подростковый возраст. Во многих документах и методических статьях отмечается, что профессиональное самоопределение имеет многоступенчатый и динамический характер, поэтому формирование готовности к осознанному выбору профессии необходимо начинать уже в 1 – 4 классах.
Основной формой профориентационной работы с детьми младшего школьного возраста должна быть игра. В процессе развития с 2,5 – 3 лет и продолжая до 10 -12 лет ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий.
Работа по профориентации с помощью игр направлена на то, чтобы объяснить ребенку какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы освоить интересную профессию.
А игры для школьников по профориентации – это первые шажочки к тому, что, возможно, когда – нибудь станет смыслом жизни.
Цель: формирование представлений о профессии моряка.
Задачи:
1. знакомство с профессией моряка;
2. расширение знаний о профессиональной деятельности;
3. вызвать интерес к данной профессии.
Категория участников: обучающиеся дополнительного образования (4 класс).
Время проведения: 1,5 часа.
Условия осуществления: не более 18 человек.
Оборудование: загадки, карточки-вопросы с описанием морских профессий, два комплекта табличек с надписями (разновидности специальностей моряка); по две ложки, тарелки и стакана; два шарфа, две кегли или шашки, два набора разрезанных листов с пословицей: «Где смелость, там и победа», две луковицы, доски и ножи, две карточки с заданием.
Этапы ролевой профориентационной игры:
1. Упражнение - разминка «Отгадай загадку»
2. Активизирующее упражнение «Угадай меня…»
3. Подведение итогов игры.
Ход игры «Я – моряк!»
Вступительное слово учителя:
Моряк – это работник, служащий на судне или корабле.
Характеристика профессии:
Это работа широкого профиля и имеет много направленностей. В наше время на кораблях установлены сложные механизмы, для их обслуживания нужны умения и много знаний. Вот почему теперь на корабле кроме капитана и его помощников находятся лоцман, штурман, механик, радист и другие специальности.
Многое изменилось со времен прославленных парусников. Не изменилось лишь море – «свободная стихия», как называл его А.С.Пушкин. И эта стихия требует от моряков упорства, отваги, верности своему делу. И как прежде, морская форма – бескозырка с ленточками, темный бушлат и в треугольном распахе ворота сине - белые параллельные полоски тельняшки – продолжают манить мальчишек. Только идут они теперь не прямо на корабли, а в морские школы и училища, чтобы получить там одну из тех специальностей, без которых в наши дни невозможно стать моряком. Флот смолоду приучает к дисциплине и выносливости, к умению терпеть и ждать, к ответственности.
Готовы, ли, вы познакомится с профессией моряка? (Ответ)
Прежде чем мы начнем профориентационную ролевую игру, нам необходимо сформировать экипажи кораблей. Для этого надо собрать две команды, придумать название корабля выбрать капитана.
Итак начинаем. Свистать всех наверх! Это означает, что нужно построиться на палубе и распределить поручения.
(У каждого участника игры под ногами лежит перевернутая табличка).
Переверните и посмотрите, кем каждый будет на корабле.
Теперь все готово. Можно отчаливать. Но мы не можем отплыть. Почему? (ответ) правильно, у наших кораблей пустые баки. Нужно заправить горючее.
Первым этапом осуществляется знакомство с профессией моряка. Для этого проводится упражнение-разминка «Отгадай загадку» на снятие напряжения в группе, создание доброжелательного отношения, настрой на работу.
Цель: повысить групповою активность участников, создать доброжелательную атмосферу. По времени разминка занимает не более 7-10 минут.
Приложение 1.
После разминки вторым этапом проводится активизирующее упражнение «Узнай меня …».
Приложение 2.
Цель: формирование готовности участников к игре, активизировать познавательную активность и творческие способности обучающихся. Упражнение проводиться для двух команд.
Среднее время – 10 минут. Предлагается определить направленность профессии. Перед началом конкурса зачитывается вопрос с описание одной из профессии моряка. Команда должна отгадать и дать ответ.
Конкурс механиков.
Вопрос – ответ
Ваша задача – с помощью ложки принести воду из одного сосуда в другой, не пролив ни капли.
Конкурс лоцманов и штурманов.
Вопрос – ответ
В море встречается много рифов. Ваша задача провести свои «корабли» между рифами с закрытыми глазами. Штурманы помогают своим лоцманам, подсказывая дорогу.
Конкурс юнг.
Вопрос – ответ
А теперь представьте, что надвигается шторм (разбросать шашки по залу). Кто соберет больше мусора, выигрывает. Трудности в том, что корабль качает из стороны в сторону. А мы нашим юнгам завяжем глаза.
Конкурс радистов.
Вопрос – ответ
Посмотрите, к нашему борту прибилось послание. Радисты, приступайте к делу. Кто быстрее и правильно соберет разрезанную фразу и прочитает ее, тот быстрее справится со своим заданием.
Конкурс коков.
Вопрос – ответ
Мы уже давно в море и захотели есть. Давайте проверим мастерство наших коков.
Вы должны очистить луковицу, разрезать ее, но самое главное – не заплакать.
Конкурс врачей.
Вопрос – ответ
Посмотрите, что сделал шторм с нашими бинтами. А ну – ка, врачи, приведите их в порядок. Задача: скрутить аккуратно бинты.
Конкурс боцманов.
Вопрос – ответ
Задача боцманов: объяснить команду своему экипажу без слов, а только жестами и мимикой. (Две карточки с заданиями).
Конкурс капитанов.
Вопрос – ответ
Задача капитанов: кто больше, поочередно, не повторяясь, назовет слов, связанных с морской тематикой.
Третьим этапом проводится подведение итогов игры
Цель: выявить положительные и отрицательные моменты игры, практическая значимость.
В течение всей игры за каждую победу в конкурсе выдается флажок той команде, которая в нем победила. В конце игры подсчитываются количество флажков у каждой команды. Подведение итогов и награждение.
В конце игры подводится общий итог, выявляются положительные и отрицательные моменты, его практическая значимость.
Детям задаются вопросы:
1. Что было интересного в игре?
2. Что нового вы узнали?
3. Хотели бы вы еще участвовать в таких играх?
Заключение
Играя в ролевую профориентационную игру «Я – моряк», дети отразили знания о профессии. Это такие профессии как «капитан», «боцман», «радист», «юнга», «кок».
Игра прошла в увлекательной, разнообразной и интересной форме. Была создана атмосфера творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность проявить себя и в подготовке и в процессе игровой деятельности. В ходе игры возникали все новые и новые сюжеты.
Список литературы:
1. Аленкина О.А. профессионально-трудовая специализация молодежи/
2. О.А. Аленкина, Т.В.Черникова.-М.:Глобус,2009
3. Герасимова В.А., Классный час играючи. Выпуск 2.-М.:ТЦ Сфера,2004.-64 с.
Приложение 1
Загадки:
Ищет он во тьме маяк, потому что он… (Моряк)
Кто готовит всё по-флотски:
Макароны, борщ и клёцки,
Кашу, блинчики, компот,
Кухню камбузом зовёт? (Кок)
Он морской, но добрый волк,
В синем море знает толк.
Приводил во много стран
Свой корабль… (Капитан)
Кто шагает на параде,
Вьются ленты за спиной?
Ленты вьются, а в отряде
Нет девчонки ни одной? (Моряк)
Кто скафандр надевает
И на глубину ныряет?
Кто в ботинках со свинцом
Ходит там по дну пешком? (Водолаз)
Ты, как рядовой в пехоте,
Служишь рядовым в Морфлоте.
Боцман приказал? Скорее
Лезь по лесенке на рею.
И не трусь, не вешай нос!
Ты в тельняшке! Ты — … (Матрос)
Он и повар, и моряк.
Звать его скажите, как?
Всё по-флотски, кашу, сок
Приготовит вкусно… (Кок)
Как у гуся, ласты
На его ногах,
Он обычно в маске
Или же в очках,
Сзади — два баллона,
В баллонах — кислород,
И как-будто рыбка,
Он в воде плывёт. (Аквалангист)
Он на мостике стоит
И в бинокль морской глядит,
Не страшит девятый вал —
Крепко держит он штурвал.
Он на судне — царь и пан.
Кто же это? (Капитан)
Приложение 2
Вопросы – ответы
(Механик) Кто на корабле выполняет функции технического обслуживания судна?
(Лоцман и боцман) Кто лучше всех знает береговую обстановку и местные фарватер и проводящий по нему морские или речные суда?
Кто имеет старшинство над нижними чинами, как строевыми, так и не строевыми? Он знает управление рулем и парусами на шлюпках
(Юнга) Кто выполняет различные работы, начиная от уборки и работы на вахте и заканчивая тушением пожара, спасанием людей из воды?
(Радист – начальник радиотехнической службы) Кто отвечает за обеспечение судна связью и техническую готовность аппаратуры связи и радиотехнического оборудования судна?
(Судовой повар – кок) Кто руководит работой камбузного персонала и отвечает за наличие пресной воды и запасов пищи на судне?
(Врач на судне) Кто отвечает за проведение лечебно – диагностических мероприятий и осуществляет медицинский контроль над условиями жизнедеятельности членов экипажа и пассажирского судна?
(Боцман – руководитель судовых работ) Кто отвечает за исправность корпуса и палубных механизмов судна: палуб, надстроек, грузовых и судовых помещений, цистерн пресной воды, трапов и кранов. От кого зависит своевременное выполнение задания или команды?
(Капитан – руководитель экипажа судна) Кто отвечает за безопасность судна, жизни находящихся на нем людей и перевозимого груза? Кто самый главный на судне, от его знаний, умений и правильных решений зависит иногда жизнь корабля и его экипажа?
Приложение 3
Карточки с заданием для конкурса боцманов.
Задание 1
Всему экипажу встать в шеренгу, положить руки друг другу на плечи, ноги на ширине плеч, Покачиваются с одной ноги на другую.
Задание 2
Всему экипажу встать в шеренгу и изобразить, что они тянут канат.
Приложение 4
Задание радистам.
Два набора разрезанных листов с пословицей: «Где смелость, там и победа».
другу на плечи, ноги на ширине плеч, Покачиваются с одной ноги на другую.