Детский познавательно-исследовательский проект "Откуда в кране вода"
Детский познавательно-исследовательский проект
«Откуда в кране вода?»
Автор: Егорова Наталья Павловна
МБДОУ «Детский сад № 429», Нижний Новгород
Направленность: познавательно-исследовательский.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Вид: образовательный.
Продолжительность: 3 месяца.
Участники проекта: воспитатели, дети (5-6 лет), родители.
Проблема: В процессе формирования культурно-гигиенических навыков (мытья рук) дети часто не закрывали кран с водой. Мы обращали внимание детей на то, что нужно закрывать кран. Однажды Аня задала вопрос. Почему нужно закрывать кран сразу после мытья рук? Воспитатели предложили совместно с детьми провести исследование, как вода попадает в кран.
Цель: Приобщить к рациональному использованию ресурсов воды. Расширение экологических представлений о значимости воды и способах её очистки.
Задачи:
1. Сформировать систему элементарных экологических знаний, доступных пониманию детей по теме: «Неживая природа – вода»;
2. Дать представление об очистительных сооружениях и способах очистки воды;
3. Развивать умение ребенка самостоятельно удовлетворять присущую ему любознательность.
I этап: «Определение направленности проекта, целей и задач»
- формировать умение детей практически устанавливать причинно -следственные, пространственные и временные связи между предметами и явлениями;
- сформировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и самих детей поведения;
- закреплять умение детей работать согласованно, единой командой;
II этап: «Копилка».
В процессе работы над проектом ребенок совместно с родителями, педагогами и другими детьми, пожелавшими принять участие в данной работе, собирал информацию о воде. Полученная информация помещалась в коробочку в виде:
1. Загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта.
2. Информация о свойствах воды.
3. Познавательные мультфильмы.
4. Подбора опытов и экспериментов с водой.
5. Картотека игр (подвижных, дидактических, речевых) по теме проекта.
Ребенок провел опрос в другой старшей группе о том, что дети знают о воде.
Работа с родителями:
1. Введение в тему проекта: рекомендации родителям по ознакомлению детей с водой;
2. Привлечение родителей к оформлению уголка по теме проекта;
3. Рекомендации родителям посетить с детьми водоемы, рассказать о водоемах ребенку;
4. Консультация для родителей «Вода важна для организма» (о соблюдении питьевого режима, закаливания)
На этом этапе были проведены разные формы образовательной работы в режимных моментах и на организованных занятиях.
Направление деятельности |
Содержание деятельности |
Беседы, рассказы |
· «Что мы знаем о воде» · «Важность воды для всех живых организмов» · «Что такое осадки» · «Водоемы» · «Интересные факты о воде» · «Загрязнение воды и как этого избежать» · «Бережем воду вместе» |
Наблюдения |
· «Снег кружится» · «Следы на снегу» · «Сосульки на крыше» · «Гололед» · «Морозные узоры на окне» |
Познавательная деятельность |
· ООД «Обитатели водоемов» · ООД «Вода и её превращения» · ООД «О связи живой и неживой природы» · ООД «Мы изучаем воду» |
Художественное творчество |
- Рисование: «Повисли с крыш сосульки - льдинки»; - Лепка: «Речные рыбки»; - Конструирование из бумаги: «Снежинки». |
Игровая деятельность |
Подвижные игры: «Ручеек» «Море волнуется» «Тучка по небу ходила» «Снежки» «Лягушки и цапля» Дидактические игры: «Какой бывает вода?» (использование ТРИЗ описание объекта по признакам) «Собери картинку» «Тонущие и плавающие предметы» «Кто больше назовет» «Потому что …» (использование ТРИЗ причинно-следственные связи) «Кому нужна вода, а кому полянка» «Небо. Земля. Вода» Сюжетно-ролевые игры: «Моряки» «Пароход» «Морское путешествие» Театрализованная деятельность Инсценировка русской народной сказки «Снегурочка» |
Чтение художественной литературы |
Рассказы и сказки: - «Родник» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»); - «Великан и голубое озеро» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»); - «Жила-была река» Н. А. Рыжова (экологическая сказка); - Королева – вода Н.А. Рыжова (экологическая сказка); - «Что случилось с рекой?» Б. Заходер; - «Сказка о ручейке» Эстер Адам; Стихотворения: - «Я по воде могу ходить» С. Олегова; - «Ручеек и речка» С. Олегова; - «Что может быть в прозрачной капельке воды?» С. Олегова; - «Берегите воду» С. Олегова; - «Разговор» С. Погореловский; - «Ручеек» Т. Жиброва; - «Дождик» В. Минькова; - «Какой дождь» О. Григорьев; - «Снежок и Алешка» Е. Андреева - «Сколько я знаю дождей» А. Тараскин. Загадки, половицы и поговорки о воде |
III этап: «Создание картотеки» ( систематизация собранной информации )
Картотеки опытов, модели опытов
Картотека произведений художественной литературы:
· стихи,
· загадки,
· пословицы,
· заклички
IV этап: «Составление модели: (схематизация модели водоочистительной стации).
Вместе с подгруппой детей мы придумали и зарисовали модель водоочистительной станции. Детям было дано задание придумать и нарисовать один из объектов станции. Наиболее интересные варианты мы совместно с детьми отобрали и получилась модель станции.
V этап: «Решение творческих задач» (реализация проекта в образовательной области «Познавательное развитие»).
Опытно – экспериментальная деятельность |
Опыты: · «Вода – это жидкость» · «Очищение воды» · «Вода прозрачная» · «Вода меняет цвет» · «Вода – растворитель» · «Лед» · «Круговорот воды в природе» · «Плавает – тонет» · «Снег и лед. Цветные льдинки» |
VI этап: «Создание продукта» (итогом проектной работы стало изготовление макета водоочистительной стации)
Для изготовления макета водоочистительной станции был использован нестандартный материал. Участникам проекта было предложено изготовить любой из объектов станции.
Максим совместно с родителями изготовили первый объект, из которого вода начинает свой путь (озеро, насосная станция). При изготовлений объекта был использован материал: картонная коробка, ткать, мелкие игрушки.
Аня совместно с мамой сделали трех этапный контрольный пункт очистки воды, из пластиковой коробки разделенной на три секции.
Никита вместе с родителями изготовил очистительный фильтр, с использованием следующего материала: пластиковая бутылка, мелкие камни, вата, активированный уголь.
Остальные объекты мы изготовили совместно с ребятами в группе, используя подручный материал.
VII этап: «Презентация продукта».
Проект был представлен детям старшей группы и детям средней группы, родителям и на открытом мероприятии в ДОУ. Дети рассказали об этапах очистки воды на водоочистительной станции. Тем самым, показав уровень знаний, полученный в ходе проектной деятельности.
VIII этап: «Постановка новых задач».
Детям стало интересно, какие же краны могут быть в будущем времени. Поэтому новой задачей, которую поставили дети перед собой – стало проектирование возможных сенсорных и звуковых водопроводных кранов.