Детский познавательно-исследовательский проект "Откуда в кране вода"

Дата публикации: 2018-12-18 10:53:58
Статью разместил(а):
Егорова Наталья Павловна

Детский познавательно-исследовательский проект

«Откуда в кране вода?»

Автор: Егорова Наталья Павловна

МБДОУ «Детский сад № 429», Нижний Новгород

 

Направленность: познавательно-исследовательский.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Вид: образовательный.
Продолжительность:  3 месяца.
Участники проекта:  воспитатели, дети (5-6 лет), родители.

Проблема: В процессе формирования культурно-гигиенических навыков (мытья рук) дети часто не закрывали кран с водой. Мы обращали внимание детей на то, что нужно закрывать кран. Однажды Аня задала вопрос. Почему нужно закрывать кран сразу после мытья рук? Воспитатели предложили совместно с детьми провести исследование, как вода попадает в кран.

Цель: Приобщить к рациональному использованию ресурсов воды. Расширение экологических представлений о значимости воды и способах её очистки.

Задачи:                             

1. Сформировать систему элементарных  экологических знаний, доступных пониманию детей по теме: «Неживая природа – вода»;

2. Дать представление об очистительных сооружениях и способах очистки воды;

3. Развивать умение ребенка самостоятельно удовлетворять присущую ему любознательность.

 

I этап:  «Определение направленности проекта, целей и задач» 

- формировать умение детей практически устанавливать причинно -следственные, пространственные и временные связи между предметами и явлениями;

- сформировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и самих детей поведения;

- закреплять умение детей работать согласованно, единой командой;

II этап: «Копилка».

В процессе работы над проектом ребенок совместно с родителями, педагогами и другими детьми, пожелавшими принять участие в данной работе, собирал информацию о воде. Полученная информация помещалась в коробочку в виде:

1. Загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта.

2. Информация о свойствах воды.

3. Познавательные мультфильмы.

4. Подбора  опытов и экспериментов с водой.

5. Картотека  игр (подвижных, дидактических, речевых) по теме проекта.

Ребенок провел опрос в другой старшей группе о том, что дети знают о воде.

Работа с родителями:

 1. Введение в тему проекта: рекомендации родителям по ознакомлению детей с водой; 

 2. Привлечение родителей к оформлению уголка по теме проекта;

 3. Рекомендации родителям посетить с детьми водоемы, рассказать о водоемах ребенку;

 4. Консультация для родителей «Вода важна для организма» (о соблюдении питьевого   режима, закаливания)

На этом этапе были проведены разные формы образовательной работы в режимных моментах и на организованных занятиях.

Направление деятельности

Содержание деятельности

Беседы, рассказы

·        «Что мы знаем о воде»

·        «Важность воды для всех живых организмов»

·        «Что такое осадки»

·        «Водоемы»

·        «Интересные факты о воде»

·        «Загрязнение воды и как этого избежать»

·        «Бережем воду вместе»

Наблюдения

·        «Снег кружится»

·        «Следы на снегу»

·        «Сосульки на крыше»

·        «Гололед»

·        «Морозные узоры на окне»

Познавательная деятельность

·        ООД «Обитатели водоемов»

·        ООД «Вода и её превращения»

·        ООД «О связи живой и неживой природы»

·        ООД «Мы изучаем воду»

Художественное творчество

- Рисование: «Повисли с крыш сосульки - льдинки»;

- Лепка: «Речные рыбки»;

- Конструирование из бумаги: «Снежинки».

Игровая деятельность

Подвижные игры:

«Ручеек»

«Море волнуется»

«Тучка по небу ходила»

«Снежки»

«Лягушки и цапля»

Дидактические игры:

«Какой бывает вода?» (использование ТРИЗ описание объекта по признакам)

«Собери картинку»

«Тонущие и плавающие предметы»

«Кто больше назовет»

«Потому что …» (использование ТРИЗ причинно-следственные связи)

«Кому нужна вода, а кому полянка»

«Небо. Земля. Вода»

Сюжетно-ролевые игры:

«Моряки»

«Пароход»

«Морское путешествие»

Театрализованная деятельность

Инсценировка русской народной сказки «Снегурочка»

Чтение художественной литературы

Рассказы и сказки:

- «Родник» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»);

- «Великан и голубое озеро» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»);

- «Жила-была река» Н. А. Рыжова (экологическая сказка);

- Королева – вода Н.А. Рыжова (экологическая сказка);

- «Что случилось с рекой?» Б. Заходер;

- «Сказка о ручейке» Эстер Адам;

Стихотворения:

- «Я по воде могу ходить» С. Олегова;

- «Ручеек и речка» С. Олегова;

- «Что может быть в прозрачной капельке воды?» С. Олегова;

- «Берегите воду» С. Олегова;

- «Разговор» С. Погореловский;

- «Ручеек» Т. Жиброва;

- «Дождик» В. Минькова;

- «Какой дождь» О. Григорьев;

- «Снежок и Алешка» Е. Андреева

- «Сколько я знаю дождей» А. Тараскин.

Загадки, половицы и поговорки о воде

 

III этап: «Создание картотеки» ( систематизация  собранной информации )

       Картотеки опытов, модели опытов

        Картотека произведений художественной литературы:

·                    стихи,

·                    загадки,

·                    пословицы,

·                    заклички

IV этап: «Составление модели: (схематизация модели водоочистительной стации).

Вместе с подгруппой детей  мы придумали и зарисовали модель водоочистительной станции. Детям было дано задание придумать и нарисовать один из объектов станции. Наиболее интересные варианты мы совместно с детьми отобрали и получилась модель станции.

V этап: «Решение творческих задач» (реализация проекта в образовательной области «Познавательное развитие»).

Опытно – экспериментальная деятельность

Опыты:

·        «Вода – это жидкость»

·        «Очищение воды»

·        «Вода прозрачная»

·        «Вода меняет цвет»

·        «Вода – растворитель»

·        «Лед»

·        «Круговорот воды в природе»

·        «Плавает – тонет»

·        «Снег и лед. Цветные льдинки»

 

 VI этап: «Создание продукта» (итогом проектной работы стало изготовление макета водоочистительной стации)

Для изготовления макета водоочистительной станции был использован нестандартный  материал. Участникам проекта было предложено изготовить любой из объектов станции.

Максим совместно с родителями изготовили первый объект, из которого вода начинает свой путь (озеро, насосная станция). При изготовлений объекта был использован материал: картонная коробка, ткать, мелкие игрушки.

Аня совместно с мамой сделали трех этапный контрольный пункт очистки воды,  из пластиковой коробки разделенной на три секции.

Никита вместе с родителями изготовил очистительный фильтр, с использованием следующего материала: пластиковая бутылка, мелкие камни, вата, активированный уголь.

Остальные объекты мы изготовили совместно с ребятами в группе, используя подручный  материал.

VII этап: «Презентация продукта».

Проект был представлен детям старшей группы и детям средней группы, родителям и на открытом мероприятии в ДОУ. Дети рассказали об этапах очистки воды на водоочистительной станции. Тем самым, показав уровень знаний, полученный в ходе проектной деятельности.

VIII этап: «Постановка новых задач».

Детям стало интересно, какие же краны могут быть в будущем времени. Поэтому новой задачей, которую поставили дети перед собой – стало проектирование возможных сенсорных и звуковых водопроводных кранов.