Изобразительная деятельность дошкольников в технике «граттаж» как средство подготовки руки к письму
Изобразительная деятельность дошкольников в технике «граттаж» как одно из средств подготовки руки ребенка к письму
Автор: Бова Марина Владимировна
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В.А.Сухомлинский. Вот почему так важны в дошкольном возрасте занятия изобразительной деятельностью. Они служат улучшению художественного образования и эстетического воспитания детей. Необходимо научить детей видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Но особо следует подчеркнуть значение изобразительной деятельности для подготовки руки ребенка к письму. Практика показывает, что научение письму остается одним из сложных и трудных этапов для первоклассников. Процесс формирования навыка не представляет для детей интереса, тем более увлечения. Он не дает возможность осознанно сформировать правильный графический навык. При знакомстве с написанием букв работа ведется в большей степени над начертаниями отдельных ее элементов, а не над ее целостным написанием.
Формирование графомоторных навыков письма, по мнению специалистов и практиков, является процессом длительным и непростым.
В процессе изобразительной деятельности развиваются ручная умелость, и зрительно-двигательная координация.
Для того чтобы ребенку выразить свои замыслы в графической форме на плоскости листа бумаги, ему необходимо иметь представления о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, и сформированные навыки и умения, которые совершенствуются в процессе изобразительной деятельности.
Изобразительное искусство включает в себя многообразие техник, материалов и способов их использования. Хотелось бы отметить одну из интересных нетрадиционных техник рисования, применяемых в детских рисунках, граттаж(от фр. gratter — скрести, царапать), смысл которой заключается в том, что рисунок проявляется в ходе процарапывания острым инструментом(стекой, зубочисткой, острой палочкой, концом кисточки, стержнем) по бумаге или картону, которые залиты тушью или гуашью поверх воска. Другое название техники — воскография, дети называют «царапкой».
Техника граттаж и её другое название гратография была известна в России ещё в XX веке и часто использовалась графиками для иллюстрирования произведений. Для граттажа характерны четкость и силуэтность рисунка, а также отсутствие полутонов и цветовых переходов. Выразительным средством является линия, штрих, точка, пятно. По способу получения рисунка (процарапывание) граттаж сравнивают с гравюрой.
Одно из основных средств выразительности рисунка, исполненного в технике граттаж, является линия. В данной технике приветствуется четкость линий и, в зависимости от задуманного изображения, умение передавать контур изображения. Поэтому граттаж способствует развитию и совершенствованию точности и уверенности движения руки, формированию композиционных навыков, умение свободно владеть материалом, навыка сохранения движения в определённом направлении.(т.к. в технике граттаж может использоваться декоративные композиции, которые строятся на ритмическом повторении элементов узора). Он способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, развивает ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствует воспитанию художественного вкуса у детей.
Различают цветной и черно-белый граттаж. В черно-белом варианте выразительными средствами являются линия, штрих, точка, контраст. Черно-белый граттаж можно сделать позитивным или негативным. В первом случае выцарапывают светлый рисунок на темном фоне (самая распространенная техника), во втором – подложку делают темной, а фон светлым. Возможны и варианты применения цветной туши или гуаши, также тонированного фона и черной туши. Для создания черно-белого изображения на белый лист плотной бумаги (картон) равномерно наносится воск или парафин (свеча). Затем вощеная поверхность покрывается тушью или гуашью с небольшим количеством жидкого мыла или средства для мытья посуды (шампунь), чтобы краска не скатывалась.
В цветном граттаже средствами выразительности являются линия, штрих, точка и цвет. Чтобы получить эффектный разноцветный рисунок, подложку делают из нескольких цветов восковых мелков. Также допустим такой вариант: сначала основу прокрашивают акварелью, задавая будущий цветовой контекст изображения, затем покрывают воском и также красят тушью.
Эта техника рисования привлекает многих своей простотой исполнения и необычным эффектом. Процарапывание для ребенка превращается в «волшебный» процесс «проявления» рисунка на тонированном листе бумаги.
Картины в технике граттаж могут выполняться в практически любом стиле. Это может быть пейзаж, натюрморт, сюжетные картины, декоративные орнаменты. Для начинающего работать в этой технике ребёнка можно использовать трафарет. Для разнообразия работы можно применять аппликацию из разных материалов: бумага различной фактуры, ткань, ватные диски, салфетки, природный материал и многое другое. Такое разнообразие расширяет диапазон проявления творческого потенциала у детей дошкольного возраста.
В итоге можно отметить, что нетрадиционная техника граттаж комплексно воздействует на ребенка, развивая творческое воображение, мелкую моторику рук, креативность мышления и способствует его всестороннему развитию. Дети, владеющие этим нетрадиционным методом рисования, создают новый, самостоятельный, оригинальный продукт своей деятельности, в котором проявляется творчество, фантазия, реализация их замысла через нетрадиционные средства для его воплощения.