Вышивание как средство развития мелкой моторики у детей старшего возраста
Вышивание как средство развития мелкой моторики у детей старшего возраста
Автор: Малинка Любовь Ефимовна
«Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев»
(В.А. Сухомлинский)
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь.
Сейчас есть много способов для развития мелкой моторики: пальчиковые игры, шнуровка, рисование пальцами, мозаика, пазлы, специальные игрушки, а так же один из самых забытых занятий в современном обществе ручной труд - вышивание. Я в своей практической работе с детьми использовала этот забытый вид творчества. Ведь вышивка, привлекает детей тем, что в результате стараний их пальчиков появляются удивительно красивые вещи. Это очень важное ощущение для ребенка, когда он сам создает красивые вещи своими руками. Сделанное собственными руками всегда очень вдохновляет ребенка: он будет гордиться реальным результатом и стремиться сделать еще лучше и красивее. Увлекательный вид творчества как для девочек, так и для мальчиков.
Этот вид рукоделия развивает фантазию, художественный вкус, творческую активность, воспитывает трудолюбие, аккуратность, терпеливость, усидчивость, координацию движений. Вышивание требует участие обеих рук, что дает возможность ориентироваться в понятиях вправо – влево, вверх – вниз, лицевая – изнаночная, согласованную работу глаз и рук, то есть развивает тонкие движения пальцев, что так необходимо при подготовке детей к школе.
Каждая деятельность включает объяснение материала, но основное время отводится практической работе. В начале обучения проводиться индивидуальная работа. Особое внимание уделяется рабочему месту, освещённости помещения, правилам безопасности труда.
Содержания работы предполагает совместную с воспитателем деятельность и наличие образца для подражания и контроля качества. От детей требуется максимальная точность повторения шва. Подражая взрослому, ребенок приобретает сначала первые умения. Они еще непрочные и быстро забываются, если нет повторения. Только в результате многократных упражнений совершенствуется навык освоения шва. Планомерный и систематический показ, правильное выполнение шва, в конечном счете, приводит к самостоятельности, и придает уверенности в собственных силах.
Так создаются предпосылки к творчеству, самостоятельной поисковой деятельности на всех стадиях изготовления вышивки. Первоначальное творчество проявляется в выборе рисунка для вышивки, эксперимент с цветом: подбор сочетаний по предложенным образцам.