Применение информационно-компьютерных технологий в организации сотрудничества детского сада и семьи
Применение информационно-компьютерных технологий в организации сотрудничества детского сада и семьи
Авторы: Шаравина Юлия Валерьевна
и Епишина Ольга Константиновна
Социально-экономические изменения в России привели к необходимости модернизации системы образования. Информатизация образования – один из важнейших механизмов, затрагивающих все основные направления модернизации образовательной системы. В соответствии с федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" дошкольное образование является уровнем общего образования, поэтому совершенствование и усложнение технологий, информатизация сферы дошкольного образования приобретает особое значение.
Информатизация дошкольного образования открывает всем участникам образовательного процесса (детям, родителям, педагогам) новые возможности организации процесса познания на основе деятельностного подхода, позволяет обеспечить индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса, при сохранении его целостности, повысить его эффективность, обеспечить реализацию принципа информационной открытости.
Использование разных форм ИКТ зависит от того на кого эти формы направлены, они должны стать инструментами для обработки и преобразования информации, эффективными средствами коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и детей. Компьютер никем уже не воспринимается как нечто редкое и экзотическое, однако ИКТ еще не превратились в хорошо освоенный инструмент сотрудничества взрослого и ребенка. Использование ИКТ в работе с дошкольниками имеет свои положительные и отрицательные стороны.
Высокая динамика совместной деятельности взрослого и ребенка, обусловленная применением ИКТ, способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей. Применение ИКТ обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная. Использование видео, слайдов дает возможность рассмотреть те моменты окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения, например, рост растений. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями, педагогами.
В результате совместной деятельности ребенок может понять, что компьютер это инструмент для осуществления фантазий, воплощения творческих идей, а не устройство для игры и развлечений.
К сожалению, на данный момент отсутствует единая система, определяющая правильность использования ИКТ в работе с детьми, нет методик использования ИКТ, единых программно-методических требований, систематизации компьютерных развивающих программ. На сегодня это единственный вид деятельности, не регламентируемый основной образовательной программой. Главной проблемой родителей является отсутствие четких сведений в выборе обучающих компьютерных игр, которые бы соответствовали возрастным и индивидуальным особенностям детей. Чаще их подборка происходит стихийно, бессистемно, случайно. При этом остро встает вопрос о предотвращении бесполезного длительного пребывания дошкольников за компьютером, соблюдении санитарно-гигиенических нормативов.
Таким образом, перед педагогами встает важный вопрос о консультировании, разработке тематических рекомендаций для родителей об информационной безопасности в целом, и в частности в вопросах грамотного выбора информационных средств и использовании ИКТ в домашних условиях.
Наиболее увлекательным видом работы с использованием ИКТ, который одинаково заинтересовал родителей, детей и педагогов, в нашем детском саду стал метод создания мультфильмов. Движения, звук, анимация надолго привлекают внимание детей, и способствует повышению у них познавательного интереса.
Для активных и любознательных детей, творческих родителей и педагогов, а также для всех, кто хочет сделать собственный мультфильм, мы приводим необходимый минимум информации, которую необходимо знать тем, кто впервые заинтересовался этим видом творчества. Для начала взрослому необходимо самому до тонкостей изучить особенности процесса создания мультфильма с использованием различных материалов, продумать, что и как предложить детям, чтоб действительно увлечь ребенка и не допустить спада интереса и внимания. Для этого необходимо учесть, что больше нравиться делать ребенку: рисовать, лепить, вырезать из бумаги, переставлять фигурки на магнитной доске или просто на столе, продумать предварительную работу. Рассказать детям об истории мультипликации, профессии мультипликатора и всех людей которые участвуют в создании мультфильма.
Чтобы приступить к созданию мультипликационного фильма с детьми, необходимо сначала продумать сюжет, героев нашего будущего мультфильма, обсудить особенности поведения героев, а также подготовить декорации и фон.
У взрослого для создания мультфильма должно быть готово всё необходимое оборудование: штатив, фотоаппарат, лампа - для освещения фона, ноутбук или компьютер с программой для создания мультфильма (например Windows Movie Maker). После всей предварительной работы приступаем к самому процессу съёмки мультфильма.
Устанавливаем фон – снимаем 2-3 кадра пустого фона. После того как сняли пустой фон, начинаем в кадр вводить персонажей. Персонаж появляется постепенно примерно по 0,5-1 см. от границы кадра, необходимо двигать героев мультфильма шаг за шагом и, делая щелчок фотоаппаратом после каждого маленького движения, сделать серию снимков. Для просмотра отснятых кадров достаточно переключить фотоаппарат в режим просмотра. Нужно также учитывать при съёмке мультфильма, что в режиме просмотра кадров проходит 4-6 кадров за секунду, поэтому для мультфильма продолжительностью в одну минуту нам необходимо отснять приблизительно 240 кадров. Для того чтобы у нас получился мультфильм, существует несколько простых правил: освещение должно быть искусственным, не должна использоваться вспышка на фотоаппарате; нельзя передвигать штатив и перемещать фон; можно менять положение декораций; посторонние предметы не должны попадать в кадр.
Запись звука производится с помощью компьютера с использованием программы звукозаписи. Сохранённые снимки и звукозаписи добавляются в специальную компьютерную программу, каждый на свою дорожку, и монтируются в готовый фильм!
Желаем Вам успехов!