Проект "Удивительные муравьишки"

Дата публикации: 2019-01-23 15:48:21
Статью разместил(а):
Андронова Светлана Владимировна

Проект «Удивительные муравьишки»

Автор: Андронова Светлана Владимировна

 

Вид проекта: познавательно-исследовательский.  

Участники проекта: дети, воспитатели. 

Актуальность: экологическое образование - это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка,  способствует формированию положительных моральных качеств. 

Цель: формирование представлений о жизни муравьев.

Задачи:  

- Уточнить особенности внешнего вида муравьев, познакомиться с циклом развития, способах питания, образе жизни, защите от врагов.

- Заложить основы экологического воспитания, вызвать удовольствие от общения с природой. 

- Учить сравнивать обычных и лесных муравьев.

- Воспитывать трудолюбие, дружелюбие. 

Этапы реализации проектной деятельности. 

1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми; 

2- й - исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; 

3-й - обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний. 

Планируемый результат:  

- Систематизировать представления о многообразии муравьев.

- Расширять словарный запас.

- Различать муравьев по внешнему виду.

- Воспитывать бережное отношение к насе­комым.  

Методы и формы работы: 

- наблюдения; 

- беседы; 

- рассматривание иллюстраций; 

- настольные игры; 

- подвижные игры; 

- пальчиковые гимнастики; 

- дидактические игры; 

- заучивание стихотворений. 

 

Планирования работы:

Дни недели 

Деятельность детей 

Деятельность педагога 

Понедельник 

1. Чтение рассказа В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»;  (Приложение №1);                      

 2. Наблюдение за муравьями; (Приложение №2);                      

 3. Беседа «Кто самый сильный из насекомых?»;

1. Подбор художественной литературы;

2. Подбор информации для беседы: «Кто самый сильный из насекомых?»;

Вторник

1. Беседа: «Почему муравьи - защитники леса?»;

2. Лепка муравьев и обыгрывание поделок; (Приложение №6);         

3. Отгадывание загадок о муравьях; (Приложение №3);         

1. Подготовка оборудования для лепки (Доски для лепки, стеки, салфетки, пластилин).

2. Подбор информации для беседы: «Почему муравьи - защитники леса?»;

3. Создание картотеки: «Загадки о муравьях»;

Среда

1. Чтение рассказа А. Тамбиева «Кто в муравейнике живет?»; (Приложение №1);                      

2. Заучивание стихотворения про муравья; (Приложение №4);         

3. Подвижная игра «Муравьи и слон»; (Приложение №5);         

1. Подбор художественной литературы;

2. Изготовление атрибутов для подвижной игры;

Четверг

1. Просматривание мультфильма «Путешествие муравьишки»;  

2. Беседа: «Муравьи и муравейник – предсказатели погоды»;

3. Подвижная игра «Муравьи и дождь»;  (Приложение №5);                                                 

1. Подбор информации для беседы: «Муравьи и муравейник – предсказатели погоды»;

2. Изготовление атрибутов для подвижной игры;

Пятница

Изготовление макета муравейника с муравьями; (Приложение №7).     

Подготовка оборудования: ДСП, монтажная пена, краска, лак, сухие веточки, бусы для изготовления муравьев.

Вывод:

В результате проведенной работы дети научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Дети  понимают и осознают, насколько значимы муравьи  в природе. 

По итогам работы было отмечено: 

Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали муравьев, отмечали их роль в жизни людей. 

На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым.   Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым. 

 

Приложение №1. 

Чтение рассказа В. Бианки «Как муравьишка домой спешил».     

Залез Муравей на березу. Долез до вершины, посмотрел вниз, а там, на земле, его родной муравейник чуть виден. 
Муравьишка сел на листок и думает: «Отдохну немножко — и вниз». 
У муравьев ведь строго: только солнышко на закат, — все домой бегут. Сядет солнце, — и муравьи все ходы и выходы закроют — и спать. А кто опоздал, тот хоть на улице ночуй. 
Солнце уже к лесу спускалось. 
Муравей сидит на листке и думает: «Ничего, поспею: вниз ведь скорей». 
А листок был плохой: желтый, сухой. Дунул ветер и сорвал его с ветки. 
Несется листок через лес, через реку, через деревню. 
Летит Муравьишка на листке, качается — чуть жив от страха. Занес ветер листок на луг за деревней да там и бросил. Листок упал на камень, Муравьишка себе ноги отшиб. 
Лежит и думает: «Пропала моя головушка. Не добраться мне теперь до дому. Место кругом ровное. Был бы здоров — сразу бы добежал, да вот беда: ноги болят. Обидно, хоть землю кусай». 
Смотрит Муравей: рядом Гусеница-Землемер лежит. Червяк червяком, только спереди — ножки и сзади — ножки. 
Муравьишка говорит Землемеру: 
 — Землемер, Землемер, снеси меня домой. У меня ножки болят. 
 — А кусаться не будешь? 
 — Кусаться не буду. 
 — Ну садись, подвезу. 
Муравьишка вскарабкался на спину к Землемеру. Тот изогнулся дугой, задние ноги к передним приставил, хвост — к голове. Потом вдруг встал во весь рост, да так и лег на землю палкой. Отмерил на земле, сколько в нем росту, и опять в дугу скрючился. Так и пошел, так и пошел землю мерить. 
Муравьишка то к земле летит, то к небу, то вниз головой, то вверх. 
 — Не могу больше! — кричит. — Стой! А то укушу!  
Остановился Землемер, вытянулся по земле. Муравьишка слез, еле отдышался. 

Огляделся, видит: луг впереди, на лугу трава скошенная лежит. А по лугу Паук-Сенокосец шагает: ноги как ходули, между ног голова качается. 
 — Паук, а Паук, снеси меня домой! У меня ножки болят. 
 — Ну что ж, садись, подвезу. 
Пришлось Муравьишке по паучьей ноге вверх лезть до коленки, а с коленки вниз спускаться Пауку на спину: коленки у Сенокосца торчат выше спины. 
Начал Паук свои ходули переставлять — одна нога тут, другая там; все восемь ног, будто спицы, в глазах у Муравьишки замелькали. А идет Паук не быстро, брюхом по земле чиркает. Надоела Муравьишке такая езда. Чуть было не укусил он Паука. Да тут, на счастье, вышли они на гладкую дорожку. 
Остановился Паук. 
 — Слезай, — говорит. — Вон Жужелица бежит, она резвей меня. 
Слез Муравьишка. 
 — Жужелка, Жужелка, снеси меня домой! У меня ножки болят. 
 — Садись, прокачу. 
Только успел Муравьишка вскарабкаться Жужелице на спину, она как пустится бежать! Ноги у нее ровные, как у коня. 
Бежит шестиногий конь, бежит, не трясет, будто по воздуху летит. 
Вмиг домчались до картофельного поля. 
 — А теперь слезай, — говорит Жужелица. — Не с моими ногами по картофельным грядам прыгать. Другого коня бери. 
Пришлось слезть. 
Картофельная ботва для Муравьишки — лес густой. Тут и со здоровыми ногами — целый день бежать. А солнце уж низко. 
Вдруг слышит Муравьишка, пищит кто-то: 
 — А ну, Муравей, полезай ко мне на спину, поскачем. 
Обернулся Муравьишка — стоит рядом Жучок-Блошачок, чуть от земли видно. 
 — Да ты маленький! Тебе меня не поднять. 
 — А ты-то большой! Лезь, говорю. 
Кое-как уместился Муравей на спине у Блошачка. Только-только ножки поставил. 
 — Влез? 
 — Ну, влез. 
 — А влез, так держись. 
Блошачок подобрал под себя толстые задние ножки -, а они у него как пружинки, складные — да щелк! — распрямил их. Глядь, уж он на грядке сидит. Щелк! — на другой. Щелк! — на третьей. 
Так весь огород и отщелкал до самого забора. 
Муравьишка спрашивает: 
 — А через забор можешь? 
 — Через забор не могу: высок очень. Ты Кузнечика попроси: он может. 
 — Кузнечик, Кузнечик, снеси меня домой! У меня ножки болят. 
 — Садись на загривок. 
Сел Муравьишка Кузнечику на загривок. 
Кузнечик сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух, как Блошачок. Но тут с треском развернулись у него за спиной крылья, перенесли Кузнечика через забор и тихонько опустили на землю. 
 — Стоп! — сказал Кузнечик. — Приехали. 
Муравьишка глядит вперед, а там широкая река: год по ней плыви — не переплывешь. 
А солнце еще ниже. 
Кузнечик говорит: 
 — Через реку и мне не перескочить: очень уж широкая. Стой-ка, я Водомерку кликну: будет тебе перевозчик. 
Затрещал по-своему, глядь — бежит по воде лодочка на ножках. 
Подбежала. Нет, не лодочка, а Водомерка-Клоп. 
 — Водомер, Водомер, снеси меня домой! У меня ножки болят. 
 — Ладно, садись, перевезу. 
Сел Муравьишка. Водомер подпрыгнул и зашагал по воде, как посуху. 
А солнце уж совсем низко. 
 — Миленький, шибче! — просит Муравьишка. — Меня домой не пустят. 
 — Можно и пошибче, — говорит Водомер. 
Да как припустит! Оттолкнется, оттолкнется ножками и катит-скользит по воде, как по льду. Живо на том берегу очутился. 

 — А по земле не можешь? — спрашивает Муравьишка. 
 — По земле мне трудно, ноги не скользят. Да и гляди-ка: впереди-то лес. Ищи себе другого коня. 
Посмотрел Муравьишка вперед и видит: стоит над рекой лес высокий, до самого неба. И солнце за ним уже скрылось. Нет, не попасть Муравьишке, домой! 
 — Гляди, — говорит Водомер, — вот тебе и конь ползет. 
Видит Муравьишка: ползет мимо Майский Хрущ — тяжелый жук, неуклюжий жук. Разве на таком коне далеко ускачешь?  
Все-таки послушался Водомера. 
 — Хрущ, Хрущ, снеси меня домой! У меня ножки болят. 
 — А ты где живешь? 
 — В муравейнике за лесом. 
 — Далеконько… ну, что с тобой делать? Садись, довезу. 
Полез Муравьишка по жесткому жучьему боку. 
 — Сел, что ли? 
 — Сел. 
 — А куда сел? 
 — На спину. 
 — Эх, глупый! Полезай на голову. 
Влез Муравьишка Жуку на голову. И хорошо, что не остался на спине: разломил Жук спину надвое, два жестких крыла приподнял. Крылья у Жука точно два перевернутых корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних. 
Стал Жук пыхтеть, надуваться: «Уф! Уф! Уф!» 
Будто мотор заводит. 
 — Дяденька, — просит Муравьишка, — поскорей! Миленький, поживей!  
Не отвечает Жук, только пыхтит: «Уф! Уф! Уф!» 
Вдруг затрепетали тонкие крылышки, заработали. «Жжж! Тук-тук-тук!..» поднялся Хрущ на воздух. Как пробку, выкинуло его ветром вверх — выше леса. 
Муравьишка сверху видит: солнышко уже краем землю зацепило. 
Как помчал Хрущ — у Муравьишки даже дух захватило. 
«Жжж! Тук-тук-тук!» — несется Жук, буравит воздух, как пуля. 
Мелькнул под ним лес — и пропал. 
А вот и береза знакомая, и муравейник под ней. 
Над самой вершиной березы выключил Жук мотор и — шлеп! — сел на сук. 
 — Дяденька, миленький! — взмолился Муравьишка. — А вниз-то мне как? У меня ведь ножки болят, я себе шею сломаю. 
Сложил Жук тонкие крылышки вдоль спины. Сверху жесткими корытцами прикрыл. Кончики тонких крыльев аккуратно под корытца убрал. 
Подумал и говорит: 
 — А уж как тебе вниз спуститься, — не знаю. Я на муравейник не полечу: уж очень больно вы, муравьи, кусаетесь. Добирайся сам, как знаешь. 
Глянул Муравьишка вниз, а там, под самой березой, его дом родной. 
Глянул на солнышко: солнышко уже по пояс в землю ушло. 
Глянул вокруг себя: сучья да листья, листья да сучья. 
Не попасть Муравьишке домой, хоть вниз головой бросайся! Вдруг видит: рядом на листке Гусеница Листовертка сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на сучок мотает. 
 — Гусеница, Гусеница, спусти меня домой! Последняя мне минуточка осталась — не пустят меня домой ночевать. 
 — Отстань! Видишь, дело делаю: пряжу пряду. 
 — Все меня жалели, никто не гнал, ты первая!  
Не удержался Муравьишка, кинулся на нее да как куснет!  
С перепугу Гусеница лапки поджала да кувырк с листа — и полетела вниз. 
А Муравьишка на ней висит — крепко вцепился. Только недолго они падали: что-то их сверху — дерг!  
И закачались они оба на шелковой ниточке: ниточка-то на сучок была намотана. 

Качается Муравьишка на Листовертке, как на качелях. А ниточка всё длинней, длинней, длинней делается: выматывается у Листовертки из брюшка, тянется, не рвется. Муравьишка с Листоверткой всё ниже, ниже, ниже опускаются. 
А внизу, в муравейнике, муравьи хлопочут, спешат, входы-выходы закрывают. 
Все закрыли — один, последний, вход остался. Муравьишка с Гусеницы кувырк-и домой!  
Тут и солнышко зашло.

 

Приложение №2. 

Наблюдения за муравьями. 

Цели: углублять и расширять знания об особенностях внеш­него вида и жизненных проявлениях; учить различать насеко­мых по внешнему виду, расширять знания о многообразии насекомых; раз­вивать связную речь; воспитывать бережное отношение к насе­комым. 

В процессе наблюдения воспитатель просит вспомнить строение насекомого, способ передвижения, название дома му­равьев, рассмотреть строение муравейника. В хвойных лесах, достигших 50-70-летнего возраста, чаще всего встречаются боль­шие конусообразные жилища рыжих лесных муравьев. Они бы­вают высотой до двух метров и такого же диаметра у основания. 

Около муравейника снуют рыжие муравьи. Поднесите ма­ленькую травинку ползущему муравью, он крепко вцепится в нее. Муравей - самый сильный на земле, ведь он переносит тяжести, в 10 раз превосходящие его собственный вес, а слон, самое боль­шое животное, при весе в 5 тонн с трудом может поднять 1,5 тон­ны. У муравьев есть усики, которыми они все время шевелят: чув­ствуют запах и осязают. Встречаясь, они также трогают друг друга усиками, как будто здороваются, на самом деле они узнают «своих» муравьев по запаху. Рассматривание частей тела мура­вья: утолщенное брюшко, грудь, голову, три пары маленьких ножек. 

Примета: если вокруг муравейника много муравьев - к хо­рошей погоде. 

Пословица: «Муравей не велик, а горы копает». 

 

Приложение №3 

Загадки о муравьях:

Тащит он соломинку, 
К маленькому домику. 
Всех букашек он сильней, 
Наш трудяга…(Муравей.) 

 

Строят маленькие гномы 
Новый домик из соломы,
И осиновой коры – 
Не нужны им топоры. 
Вот уже похож на холм 
Удивительный их дом.     
( Муравейник.)

Кто работает с утра: 
Строит дом, несет дрова,  
Тащит целый воз еды, 
Мало ест, не пьет воды, 
У него полно друзей.

Тот работник… (Муравей.) 

Побежали по дорожке. 
Чьи - то маленькие ножки! 
А на ножках, посмотри,- 
Груза больше раза в три! 
И почти не вижу я,

 Под поклажей ... (Муравья.) 

 

Приложение №4. 

Заучивание стихов о муравье. 

Муравей ползёт по лесу. 
Нелегко тяжеловесу – 
Он несёт тростинку в дом, 
Залатать все дыры в нём. 

Дом большой у муравья,Как и вся его семья,

Дружно носят хворостинки,                                                                                                            На своих широких спинках.Муравей — трудяга редкий, 
Все в лесу об этом знают, 
Целый день таскает ветки, 
Труд он очень уважает! 
Ну, а если кто ленится - 
Муравей с таким не дружит, 
Все обязаны трудится! 
Лодырь — никому не нужен!

 

 

 Приложение № 5 

Подвижные игры. 

Муравьи и дождь». 

Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.

Ход игры: Дети - «Муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные

«Муравьи и дождь». 

Цель: учить ориентировать в пространстве, действовать после сигнала.Ход игры: Дети - «Муравьишки» сидят в домиках (обручи). В другой стороне сидит «дождик». «Дождик» дремлет, «муравьи» разбегаются в разные стороны. По команде: «Дождик начинается!», муравьи бегут в свои домики, а «дождик» старается задеть рукой («замочить») каждого. Те, кого «дождик» задел рукой – выбывают из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется самый ловкий «муравей». 

«Муравьи и слон». 

Цель: Развитие  внимания, быстроты и ловкости. 

Ход игры:  Один водящий - слон, остальные муравьи. 

Слон: "Пусть гуляют муравьи и танцуют от души". 

Дети танцуют, как хотят. 

Слон: " Расшумелись муравьи, 

              Надоели мне они. 

              Слон пошел гулять, 

              Муравьев топтать!" 

Муравьи разбегаются, слон пытается их поймать - дотронуться рукой до муравья. Из тех, кого не поймали, с помощью считалки выбирают слона-водящего.

Изготовление макета муравейника.