Тренинг на сплочение педагогов и снятие психоэмоционального напряжения
Тренинг на сплочение педагогов
и снятие психоэмоционального напряжения
Автор: Алексеева Марина Владимировна
Цель тренинга: сплочение коллектива и снятия психоэмоционального напряжения.
Знакомство.
Здравствуйте, уважаемые коллеги, все мы знаем, как нелегко быть педагогом. Работая с детьми, мы отдаем им часть себя, а порой и очень большую часть, что непременно приводит к эмоциональному истощению. Так как мы работаем в коллективе, то зачастую последствия нашего истощения выливаются в конфликты или разного рода недопонимания с коллегами. Именно поэтому сегодня я хочу предложить вам принять в тренинге, целью которого является сплочение коллектива и снятия психоэмоционального напряжения. Как и в каждом тренинге у нас будут правила. Давайте и мы с вами установим свои правила:
· Только здесь и сейчас
· Уважаю мнение других.
· Объективно сужу
· Принимаю активное участие.
· Говорю только за себя.
· Слушаю внимательно.
· Не перебиваю говорящего.
· Правило «стоп».
1. Я сегодня я такая(ой) …, ну а ты такая(ой) …
Цель: установление дружеской обстановки, снятие тревожности, способствует формированию позитивного настроя.
Участники становятся в круг. Первый участник проговаривает слова «Я сегодня такая… (называет свое состояние или свои ощущения, можно сопровождать движениями), затем участник справа повторяет «Ты сегодня такая… (и повторяет то, что сказал первый участник), а я такая… (и говорит свое состояние). И так по кругу все участники озвучивают свои позиции на начало тренинга.
2. Пусть поменяются местами те, кто …
Цель: снятие чувства напряжения через движения, организация игрового взаимодействия.
Участники тренинга рассаживаются на стулья, расположенные кругом. Ведущий стоит в центре. «А сейчас по моей команде меняются местами те, кто (пришел сегодня в платье, приехал на автобусе, любит ходить в гости, любит поспать до обеда и т.д)». Участники тренинга должны поменяться местами, ведущий также должен занять освободившийся в кругу стул. Один из участников обмена, кому не достанется стул, достается роль ведущего.
3. Совместный счёт.
Цель: развитие групповой сплоченности и умения координировать совместные действия.
Данное упражнение очень простое: следует всего лишь досчитать до … (по количеству участников тренинга). Но хитрость состоит в том, что считать надо коллективно: кто-то говорит «один», кто-то другой – «два» и т.д. Но есть несколько правил: 1) договариваться о порядке счета нельзя, 2) нельзя считать по кругу, 3) если число произносят одновременно два человека, счет начинается сначала. 4) разговаривать по ходу выполнения упражнения запрещается. Попробуйте понять друг друга без слов.
После упражнения провести рефлексию (Удалось ли?, Что мешало?, Как можно было выполнить быстрее? Рассказать о своих ощущениях).
4. Квадрат.
Цель: прочувствовать каждого участника группы, научиться слушать и работать совместно.
Все участники становятся в круг и закрывают глаза. Затем, не открывая глаз, ведущий предлагает перестроиться в квадрат. После того, как квадрат будет построен и все участники процесса будут уверены в правильности построения, глаза можно открыть и посмотреть на результат их работы и проанализировать ход упражнения.
5. Назойливая муха.
Цель: снятие напряжения через движение.
Участники становятся в круг. Ведущий предлагает следующее задание: «Представьте себе, что к вам на голову (плечо, грудь, нос, щеку, спину и т.д.) села муха и вам очень нужно её прогнать, но руки заняты и ими вы помочь себе не можете».
6. Солнышко в подарок.
Цель: получение положительных эмоций, поднятие самооценки.
Заключительное упражнение состоит в том, чтобы каждый участник нарисовал в центре листа солнышко с лучами. В середине солнца написал свое имя и передал следующему участнику по кругу. Каждый участник, получив чужое солнышко, пишет на лучике пожелание тому человеку, чье имя написано на листе. Затем снова передает по кругу. В конце упражнения каждому участнику должно прийти собственное солнышко с пожеланиями.
В завершении нашего тренинга давайте обсудим, что для вас сегодня было важным? Какие чувства вы испытывали? А нужны ли нам в дальнейшем такие тренинги? (рефлексия)
Подарки подарены, упражнения выполнены, все слова сказаны. Вы все большие молодцы! Работали активно и слаженно! Не забывайте, что вы – коллектив, каждый из вас – важная и необходимая, уникальная часть этого коллектива! Вместе вы – сила! Спасибо всем за участие! (аплодисменты).