Организация работы по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста в ДОУ
Организация работы по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста в ДОУ
Автор: Власова Виктория Анатольевна
МДОАУ «Детский сад № 55 «Солнышко», г. Орск
на
На базе МДОАУ "Детский сад № 55 "Солнышко" г. Орска" с 2013 года ежегодно (3 заседания в год) проводится городская творческая лаборатория воспитателей дошкольных образовательных учреждений г.Орска по теме: "Организация безопасности детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО".
Целью творческой лаборатории является повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей и педагогов в организации безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
В условиях современного общества вопросы безопасности резко обострились и приняли характерные черты проблемы выживания человека.
Сегодня как никогда раньше мы испытываем огромную тревогу за детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с разными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.
Содержание работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста в ДОУ направлено на достижение следующих задач:
1. Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение образовательных задач:
- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
2. Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение образовательных задач:
- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Реализация данных целей и задач в ДОУ осуществляется с учетом следующих основных принципов:
- системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное);
- доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);
- включение в деятельность (игровую, познавательную , экспериментальную и другие);
- наглядность;
- динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
- психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
В настоящее время для реализации в дошкольных учреждениях предложено большое количество вариативных и альтернативных программ развития и воспитания детей. Они признаны помочь воспитателю решить большой и сложный круг проблем, поставленных перед дошкольным образованием, в частности проблему воспитания безопасного поведения детей.
Участие воспитателей в творческой площадке – это реальная возможность профессионального роста и эффективности работы педагогов в построении системы образовательной деятельности в рамках сопровождения детей по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
В рамках творческой лаборатории ежегодно проводятся муниципальные конкурсы:
- дидактических игр и пособий по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста;
- на лучшую творческую работу по безопасности дорожного движения «Безопасность на дороге – мой стиль жизни»;
- методических разработок «Нестандартные формы работы по ОБЖ в ДОУ»;
- организация предметно-развивающей среды в ДОУ по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Результатом таких конкурсов является обновление, пополнение, обогащение предметно-развивающей среды в ДОУ. В результате работы творческой лаборатории собралась большая методическая база выступлений, презентаций, фотографий и т.д.
В работе творческой лаборатории реализуется сотрудничество со следующими организациями города:
- отдел пропаганды ГИБДД г. Орска
- ВДПО г. Орска
- МАУДО «Дворец пионеров и школьников г. Орска» кружок "Светофор". Творческая лаборатория пользуется большой популярностью среди педагогов г.Орска.
Каждая презентация опыта воспитателя, представленная на творческой площадке, позволяет оценить работу педагогов, раскрыть компетентностный подход по использованию методов, приемов и форм воспитания. Четко поставленные цели помогают воспитателям решать конкретные и перспективные задачи воспитания.
Качественной оценкой работы Творческой лаборатории можно считать тот факт, что в процессе работы педагоги:
• делились своим накопленным опытом работы;
• узнали большое количество нового материала;
• отстаивали свое мнение;
• пробовали в своей практической деятельности инновации, с которыми познакомились.
Наиболее продуктивными формой знакомства с опытом работы педагогов стали:
1. Проведение части занятия или дидактических игр с участниками лаборатории.
2. Демонстрация наглядного и раздаточного материала.
3. Организация выставки методической литературы, дидактических пособий.
4. Демонстрация видеозаписи части занятия или организованной деятельности с детьми.
5. Подборка дидактических игр.
6. Демонстрация методических фильмов по теме.
Каждая презентация опыта воспитателя, представленная на творческой площадке, позволила оценить работу педагогов, раскрыть компетентностный подход по использованию методов, приемов и форм воспитания. Четко поставленные цели помогали воспитателям решать конкретные и перспективные задачи воспитания. Обсуждаемые темы отличались современностью, актуальностью, интересным содержанием. Выступления проходили на высоком профессиональном и эмоциональном уровне, о чем свидетельствует обратная связь.
Разные формы проведения лабораторных занятий вовлекают педагогов в глубокое освоение вопроса безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Результаты работы данной лаборатории нашли свое отражение на региональном и федеральном уровне. Участники лаборатории представляют свой опыт работы на разных уровнях. Тема творческой лаборатории актуальна и перспективна.