Конспект занятия "Традиция русской народной культуры – бережное отношение к хлебу"
Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
"Традиция русской народной культуры – бережное отношение к хлебу"
Автор: Агафонова Наталья Викторовна
Цель: воспитание бережного отношения к хлебу через ознакомление с традиционным укладом русской избы в процессе познавательной деятельности
Образовательные задачи:
- Выявить представления о том, почему надо бережно относиться к хлебу.
- Обобщить представления о старинных и современных предметах быта на фольклорном материале.
- Объяснить особенности отношения к хлебу в русской народной культуре.
- Формировать умениеобразовывать новые слова с помощью суффиксов в ходе дидактической игры "Ласковые детки"
- Познакомить с материалами, орудиями и результатами труда пекаря.
- Совершенствовать навыки лепки из соленого теста, опираясь на знакомые приемы.
- Обсудить свою деятельность на занятии.
- Проявлять уважениетрадициям русского народа; прививать чувство благодарности к человеку за его труд.
Оборудование: мольберт; фото хлебобулочных изделий; экспонаты музея «Русская изба»: хлебная лопата, ухват, коромысло, люлька, чугунок, прялка, самовар, лапти, сундук. Презентация «Замесим тесто»; интерактивная доска “Smartnotedook”; атрибуты для игр «Кто быстрее уберет поле», «Карусель»; макет «Русская изба». Русские народные костюмы. Соленое тесто, индивидуальные доски для лепки, стеки, колпачки от фломастеров, фартуки; влажные салфетки.
Предварительная работа: чтение и заучивание фольклорных произведений (потешек, поговорок, закличек, пословиц и т.д.); просмотр мультфильмов; рассматривание иллюстраций; чтение народных сказок: «Гуси-лебеди», «Колобок», «Колосок» с последующей драматизацией;экскурсия на кухню, наблюдение за трудом повара; экскурсия к киоску хлебозавода; лепка сушек и баранок из соленого теста для пополнения атрибутов сюжетно-ролевой игры «Супермаркет»; пополнение детского портфолио страничками по темам: «Как я помогаю маме на кухне», «Пеку вместе с мамой»
1. Мотивационный этап.
Педагогическая ситуация "Почему люди должны уважительно относиться к хлебу?"
Выявить представления о том, почему надо бережно относиться к хлебу.
Воспитатель рассказывает детям, что сегодня увидела, как дети бросали кусок грязного хлеба. Очень расстроилась. Просит детей оценить ситуацию.
Дети рассматривают испачканный кусок хлеба, высказывают предположения, дают оценку.
Воспитатель интересуется у детей, знают, ли они откуда берется хлеб? Как он попадает на наш стол? С каких времен люди стали уважительно относиться к хлебу?
Вы хотите узнать, откуда появилась традиция бережного отношения к хлебу?
Как нам это сделать?
Дети высказывают предположения, советуют источники информации (спросить у взрослых; почитать в книгах; посмотреть в интернете; посмотреть по телевизору).
Воспитатель сожалеет, что дети не обладают достаточными знаниями по данному вопросу. Не знают, откуда пошла традиция бережного отношения и уважения к хлебу. Подталкивает детей к необходимости обращения к групповому макету «русская изба».
Дети рассматривают макет, находят и называют знакомые предметы быта, утварь. Подводит детей к мысли о том, как бы было здорово увидеть предметы старины своими глазами.
Воспитатель: А давайте отправимся в прошлое, как нам это сделать?
Дети высказывают предположения (полететь на самолете; поплыть на корабле; поехать на машине и т.д).
2. Ориентировочный этап.
Воспитатель предлагает использовать волшебство.
Воспитатель: А давайте скажем волшебные слова, может кто-нибудь знает такие?
Подвижная игра «Волшебство».
Дети вместе с воспитателем закрывают глаза и выполняют движения, одновременно говорят волшебные слова.
Бамбара – чуфара – топают ногами.
Лорики – ёрики – шлепают ладонями по коленям.
Пикапу – трикапу – топают ногами.
Скорики – морики – хлопают в ладоши.
(Поворачиваются вокруг себя).
Открыли глаза, оказались в русской избе.
Звучит русская народная музыка. Открывается дверь, появляется хозяйка русской избы.
Педагогическая ситуация " В гостях у хозяйки"
Обобщить представления о старинных и современных предметах быта.
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые!
Здравствуйте, детки милые! (Дети здороваются с хозяйкой)
Спасибо, что мимо не прошли,
Ко мне в гости зашли.
Проходите, не стесняйтесь,
Поудобнее располагайтесь!
/Дети садятся на лавки/.
Хозяйка: Милые детушки, зачем вы ко мне пришли –пожаловали? Может надобность, какая у вас есть ко мне?
Дети дают ответы. (Хотят узнать, почему русские люди уважительно относятся к хлебу; откуда появилась такая традиция. Что нужно сделать, чтобы хлеб оказался на столе).
Воспитатель (подводя итог): Пришли мы сюда, не забавы ради. Каждый раз, попадая в русскую избу, мы узнаем что-то новое и интересное. А сегодня хочется нам узнать все о хлебе. Мы хлеб в магазине покупаем, а откуда люди его, раньше брали? Почему хлеб считается главным из всех продуктов? Как в старину было, поведаете?
Хозяйка: Гости мои милые! Я вам все покажу и расскажу. Да только сначала испытаю вас.Смекалистые ли вы, наблюдательные ли? (Ответы детей).
Назовите в моей горнице старинные предметы, расскажите, как люди их используют? А сохранились ли они в ваше время? Может люди им уже замену придумали?
Ведущая:
Мы не только покажем предметы и расскажем о них. Мы еще и загадки о них можем загадать.
Д/и «Старинный - современный»
Дети загадывают и отгадывают загадки, находят предмет в избе Хозяйки; подбирают к нему аналоги из современного мира.
1. Стоит изба из кирпича,
то холодна, то горяча. (Печь)
Дети: печь обогревала дом; в ней готовили пищу.
Сейчас - плита, микроволновая печь, обогреватель, батарея.
2. Он как круглая кастрюля,
Он чумазый не чистюля
Где там, в печке уголек
Кашу сварит ... (чугунок).
Дети: в чугунке готовили пищу; грели воду.
Сейчас – кастрюля, мультиварка, чайник.
3. Рядом с печкой стоит сват -
Злой да рогатый ухват!
Все из печки он хватает,
Да на стол скорее ставит … (Ухват)
Дети: ухватом из печки вытаскивали горшки и чугунки.
Сейчас – прихватки, варежки.
4. Воду дед носил с утра
Каждый раз по два ведра
На плечах дугой повисло
Держит ведра … (Коромысло)
Дети: на коромысло надевали ведра с водой, чтобы легче было нести.
Сейчас - водопровод
5. Мне в частушках подыграет,
Хоть и не гармошка.
За обедом в суп ныряет
Расписная (ложка).
Дети:ложки были разного размера – большиеи маленькие. Большими разливали щи да кашу, а маленькими ели.
Сейчас ложки изготавливают из разных материалов. Вместо больших ложек суп разливают половником, поварешкой. Есть ложки чайные и для супа. Про деревянные ложки мы не забыли, на них играют музыканты.
Беседа "Хлеб всему голова"
Объяснить особенности отношения к хлебу в русской народной культуре.
Хозяйка: Ай, да, молодцы, детушки! Порадовали вы меня своими знаниями, помните историю русского народа. И ярасскажу вам о хлебе все, что сама знаю. Хлеб ежедневно присутствует на нашем столе.
С давних времен повелось встречать гостей хлебом и солью. Хлеб считался Божьим даром. Если хлеб случайно падал на пол, следовало его поднять, поцеловать и попросить у него прощения. Оставшийся после обеда хлебне выбрасывали, а собирали в специальную коробушку и ставили в красный угол под иконами.
Трудно, просто невозможно представить себе нашу жизнь без хлеба, Да вы и сами, наверное, замечали – что с хлебом еда вкуснее; (обращается к детям) а в ваше время только хлеб пекут, или люди научились еще что-то печь из муки?
Дети приводят примеры хлебобулочных и кондитерских изделий из муки (блины; булочки, пирожные, пироги, торты, сушки, сухарики и прочее).
Воспитатель: Запомнили ли вы, как наши предки относились к хлебу? А как хлеб попал на наш стол?
Ответы детей (приводят примеры, рассказывают):
Чтобы вырастить хлеб, нужно вложить много труда. Сначала зерно необходимо в землю посадить, ухаживать за ним. Солнышко поле согреет, дождик польет, а человек заботой и лаской окружит.
Хозяйка: А вы, ребятушки, заботу да ласку проявите,
Колоскам созреть помогите.
Дидактическая игра «Ласковые детки» (клубок).
Формировать умение образовывать новые слова с помощью суффиксов в ходе дидактической игры "Ласковые детки".
Хозяйка дает детям клубок, называет слова. Дети преобразуют их в ласковые и передают клубок покругу.
Зерно – зернышко; поле – полюшко; булка – булочка; лепешка – лепешечка; блин – блинчик; крендель – кренделек; сайка – саечка; колос – колосок; торт – тортик; пышка – пышечка.
Хозяйка: Наши колоски от тепла да ласки быстро в рост пошли, созрели, налились. Пришло время убирать хлеб. Сможете ли?
Подвижная игра «Колоски».
Хозяйка:Молодцы, ребятушки, потрудились на славу –убрали колосья.
3. Исполнительский этап.
Педагогическая ситуация "Как испечь хлеб?"
Познакомить с материалами, орудиями и результатами труда пекаря.
Ребенок:
Золотистую пшеницу
Стерли жернова в мучицу.
Из муки готовят тесто -
Сажают в печь – ему там место.
Хозяйка:
Я гостей ждала, поджидала.
Раным – рано вставала,
Из пшеничной муки тесто затевала.
В народе так и говорили: «Хочешь, есть калачи – не лежи на печи!»
Хозяйка: (под салфеткой готовое тесто)
- Ребятушки, а как же нам тесто в горячую печь отправить, да не обжечься?
Дети: Нужно уложить хлеб на хлебную лопату.
(Дети вместе с Хозяйкой укладывают тесто на лопату и отправляют в печь)
Хозяйка: Закрываем заслонку, чтобы жар в печи сохранить.
Ребенок:
Попало наше тесто
В горячее место.
Попало – не пропадет,
Румяной булкою придет.
Воспитатель: Знаете ли вы, ребята, как испечь хлеб? Что нужно для этого сделать?
Ответы детей.
Воспитатель подводит детей к выводу, что сначала необходимо замесить тесто. Уточняет, знают ли дети как это сделать, Кого можно попросить о помощи? (Дети высказывают предположения). Приходят к выводу, что можно попросить хозяйку:
- Хозяюшка, а научите нас печь хлеб.
Хозяйка: Чтобы овладеть мастерством пекаря, нужно долго учиться – дело это трудное, кропотливое, требует много сноровки и терпения.Маленьких помощников называли – подмастерья. Сегодня вы мои подмастерья. Сначала поучимся замешивать тесто (Идут к интерактивной доске).
Д\и «Замесим тесто»
Как вы думаете, какие продукты нам нужны, чтобы тесто замесить?
Дети отбирают и называют продукты для теста (с помощью интерактивной игры).
Хозяйка: Пока наше тесто подходит.
Не хотите ль поиграть,
Свою удаль показать?
Ведущая:
Отчего ж не поиграть?
Всегда мы играм рады!
А будут ли награды?
Хозяйка:
А наградой будет смех
Задорный и веселый!
Подвижная игра «Карусель».
Ведущая:
Раз- два- подхватили!
Три-четыре- раскрутили!
Пять-шесть-семь-восемь-с карусели слезть попросим!
Лепка изделий из соленого теста по выбору.
Совершенствовать навыки лепки из соленого теста, опираясь на знакомые приемы.
Ведущая: Пока мы играли - подошло наше тесто (привлекает внимание детей к интерактивной доске), какие изделия вы хотите испечь? Дети: булочки, да крендельки, пироги, да пышки. Все что душе угодно! (изображения хлебобулочных изделий на мольберте). Изделия из соленого теста долго хранятся, мы можем подарить их малышам для игры в «Магазин» или «Гости».
Хозяйка: Давайте подойдем к столам.
Вначале разомнем наши пальчики.
Гимнастика для пальчиков
«Стряпаем, пшеничные, булочки отличные».
Месим тесто, раз, два, три … (кисти рук в замок вращать в стороны)
Лепим булки, посмотри … (ладони согнуты, потереть, вращая).
Стряпаем, пшеничные …. (Хлопать в ладоши)
Булочки отличные … (ладонь в кулак, показать большой палец).
Хозяйка: Наши руки готовы, приступаем к работе (напомнить детям, что приёмы лепки из теста те же, что для лепки из пластилина).
Дети лепят и далее презентуют свои хлебо-булочные изделия.
Педагогическая ситуация "Вкусный каравай".
Хозяйка:
Вот закончилось ученье.
В горницу пора бежать!
Хлеб из печки вынимать.
(Открывают заслонку, вынимают с помощью хлебной лопаты хлеб и показывают его всем детям и гостям)
Ребенок:
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
Подрумянился, окреп.
Вместе: В жаркой печке вкусный хлеб.
Воспитатель: чтоб получился такой вкусный хлеб нам пришлось очень много потрудиться. Поэтому на Руси существует традиция бережного отношения к хлебу.
4. Рефлексивный этап.
Обсудить свою деятельность на занятии.
Беседа.
Воспитатель: Ребята, где мы сегодня были в гостях?Чему научила нас хозяйка русской избы? Что было самым сложным? А что самым простым?Получилось ли у вас узнать, почему надо бережно относиться к хлебу?
(Дети высказывают свое мнение о занятии)
5. Перспективный этап.
Воспитывать уважение традициям русского народа; прививать чувство благодарности к человеку за его труд.
Ребенок:
Времена теперь другие,
Как и мысли и дела –
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Далеко гляди вперед.
Но традиций старины
Забывать мы не должны.
- Заинтересовала ли вас история Хозяйки? Вы сможете теперь рассказать почему надо бережно относиться к хлебу, беречь народные традиции? А кому об этом можно рассказать?
- Расскажите обязательно.
Хозяйка (угощает гостей и приговаривает)
Я пекла с любовью, ешьте на здоровье.
Лакомый кусочек поскорей в роточек.
Угощайтесь, хлебом, гости дорогие!