Логопедическое занятие "Звук и буква С"
Логопедическое занятие "Звук и буква С"
(Путешествие в Словоград)
Автор: Бодрова Наталья Сергеевна
Цель.
1. Обогащение предметного словаря на [с].
2. Определение места звука «С» в слове (начало, середина, конец).
3. Деление слов на слоги и выделение слогов со звуком «С», их анализ и синтез.
4. Звуко-слоговой анализ слов типа сок, сук.
5. Беседа по отдельным предметным картинкам, используя знания детей, по раннее изученным лексическим темам (их закрепление).
Оборудование: предметные картинки на звук «с» серия III пособие Г.А. Каше, Т.Б. Филичевой, альбом В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко «Автоматизация свистящих звуков». На панно размещены след. картинки:
I ряд: сани, самокат, сапоги, сундук, сода, совы, сосна, скамейка.
II ряд: оса, коса, косы, бусы, весы, усы, посуда, колесо, аист, мост, куст.
III ряд: автобус, кактус, фикус, индус, овёс, ананас, компас, квас, нос, лес, кокос, поднос.
План занятия
1. Логопед голосом выделяет 1-ый звук в названии предметных картинок.
- О каком звуке сегодня будет идти речь?
Дети. – О звуке «С».
Дети продолжают называть предметы, выделяя голосом звук «С».
2. Деление слов на слоги с помощью хлопков.
3. Припоминаем слова со слогом -са-
-со-
-су-
-сы-
4. Чтение прямых слогов по таблице.
5. На отдельном небольшом панно предложены предметные картинки: сок, носок, песок, кусок, висок.
Делим слова на слоги.
Акцентируется внимание детей на то, что слово «сок» превращается в слог.
Также: сук, барсук.
Ряд следующих картинок: доска, каска, маска, миска.
Станок, стакан, стадион, капуста. (делим на слоги). Обращается внимание детей на то, что в словах одинаковый слог –ска, ста.
Далее выбираем ребенка, предлагая ему роль «Пиши-читай», который печатает на доске слоги: ска.
ста
сок
сук
Анализируем, читаем.
II. Предлагается материал по развитию речи.
Логопед: Мне очень нравится вот эта картинка «Лес».
Лес полон загадок и таинств. Лес - участок земли, где растёт много деревьев.
Вместе с детьми подбираем однокоренные слова.
- Скажите ласково «лес» - лесок, лесочек, лесок.
- А кто охраняет лес?
- Лесник.
- А что делает лесовод?
- Сажает лес.
- Как вы понимаете слово «подлесок»? (мелкие деревца растущие под большими деревьями).
- Лесовичок? Полесье? Перелесок?
- Дети, какие слова вы запомнили?
- Лес, лесок, лесочек, лесник, лесничий, лесовод, подлесок, перелесок, полесье.
- А какой воздух в лесу?
- Лесной.
- Дорога (лесная)
- Звери (лесные).
- Болото? (лесное).
- Что даёт лес человеку, животным, птицам?
- Людям лес даёт чистый и свежий воздух. Спасает от жары, зноя. Даёт тень и прохладу. Дарит грибы, ягоды, орехи, дрова. Животным, птицам – жилище, корм.
Логопед Дети
Много леса - не губи
Мало леса - береги
Нет леса - посади
Дети продолжают выбирать и называть понравившиеся им картинки.
Сосна- высокое хвойное дерево с длинными иголками и округлыми шишками. Ствол сосны прямой красно-оранжевый.
Воздух сосновый - целебный (по наводящим вопросам дети вспоминают ранее изученный лексический материал). В это время на ладонях дети катают сосновую шишку.
Физ. Минутка
Сосны до неба хотят дорасти,
Небо ветвями хотят подмести.
Чтобы в течение года ясной стояла погода.
Далее одному из детей хочется ещё рассказать о лисе.
Итог занятия.
В конце занятия дети получают сувениры брелки; сова, сумки, слон.