Развитие творческих способностей дошкольников в процессе исследовательской деятельности
Развитие творческих способностей дошкольников в процессе исследовательской деятельности
Автор: Кудрявцева Елена Николаевна
«Человек стал человеком только тогда, когда увидел красоту вечерней зари и облаков, плывущих в голубом небе, услышал пение соловья и пережил восхищение красотой пространства. С тех пор мысль и красота идут рядом. Вознося и возвеличивая человека, но это облагораживание требует больших воспитательных возможностей.»
(А. Сухомлинский)
Мы любим всё красивое, ведь «красота спасёт мир», мы любим всё яркое, мы любим цветы, мы любим розовый цвет.
Знакомство с бесконечными, часто меняющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем больше ребёнок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Сама природа не воспитывает, а активно влияет на взаимодействие с ней, и чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать её красоту, это качество надо прививать с раннего детства.
Необходимое условие для первоначального ознакомления детей с природой, я считаю, - это создание предметно-развивающей среды при сохранении трёх принципов:
- активности – побуждающей к действию;
- стабильности – воспитатель стабилен, а среда меняется;
- комфортности – всем удобно.
Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Поэтому я веду целенаправленную, продуманную педагогическую работу по данной теме, которая способствует и обогащает ребёнка знаниями, учит его анализировать, раздумывать, размышлять над тем, что он узнает, оказывает благоприятное воздействие на мировоззрение ребёнка, развитие его человеческих социальных чувств.
Моя работа направлена на развитие исследовательской деятельности и решение следующих задач:
- формирование у детей диалектического мышления, т.е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
- развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов);
- расширение перспектив развития исследовательской деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности и самостоятельности.
Свою работу веду по трём взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами:
- «живая природа»: многообразие живых организмов, характерные особенности сезонов в разных природоклиматических зонах и т.д. («птицы», «жизнь диких зверей», «доктор леса») – дети познакомились с птицами, которые помогают сохранять лес от вредителей, учились наблюдать за жизнью природы;
- «неживая природа»: воздух, вода, почва, звук, свет, цвет и др. («Куда исчезла вода?», «Сыплем – лепим», «Как увидеть воздух?») – такие занятия помогают детям в процессе наблюдения углубить и закрепить свои знания в неживой природе;
- «человек и природа»: функционирование организма, материалы и их свойства, преобразование предметов («Правила поведения в природе», «Человек и его добрые дела») – в сознании детей формируется понимание того, что в окружающем мире всё взаимосвязано и взаимозависимо.
Способность наблюдать окружающий мир – очень важное преимущество детства. Для накопления определённых знаний и применения их в практической деятельности, я начала свою работу через наблюдения в природе. При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей. Маленькие дети хотят знать всё. Их многочисленные вопросы к взрослым – лучшее проявление этой особенности. С возрастом характер вопросов у многих детей меняется, если в 3 года они задавали вопрос «что это?», то в 4 года появились «почему?» и «зачем?», а в 5-6 лет очень важные для развития «как это происходит?».
Наблюдение – очень сложный процесс и требует огромной концентрации внимания, интеллектуальных и волевых усилий. Наблюдения бывают краткосрочные и длительные. Целевые прогулки вокруг детского сада, на своём участке, наблюдения за трудом взрослых, старших дошкольников – всё это расширяет кругозор детей. Общение детей с природой – не только интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.
Я считаю полезными и интересными для детей выходы в природу и ближайшее окружение. Природный материал – кладовая для развития фантазии, творчества и воображения, процесс изготовления поделок из природного материала положительно сказывается не только на развитии эстетических чувств, навыков, умений необходимых детям, но и развивает мелкую моторику, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Создание поделок из природного материала, даёт возможность детям взглянуть на мир глазами созидателя. И пусть созданные ими картинки ещё не очень совершенны, но они приносят много радости и творческого удовлетворения. Так у нас появился забавный змей из сухой ветки. Свои впечатления от экскурсий, прогулок дети стараются отобразить в рисунках. Всё это повысило интерес детей к наблюдениям.
Творческий процесс завлекает детей, а малышей особенно! Когда я вижу на занятиях глаза детей, которые блестят от восторга, вижу, с каким удовольствием дети лепят, рисуют, нарушая все нормы, запреты, стандарты рисования – то я в восторге! Можно мазать пальчики, ладошки, ступни, и тогда, наши ручки, пальчики оживут: и петухи закукарекают, и ножки побегут по дорожке, и листья зашелестят на ветру.
Чем больше органов чувств задействованы в познании, тем больше свойств выделяет ребёнок в исследуемом объекте. Дети по природе своей – исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное желание экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская поисковая активность – естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в «неизведанное». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.
Моя задача – помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными. Я считаю, что в поисково-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Развитие исследовательских способностей ребёнка – одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую – опыты. Их провожу на занятиях и в свободной деятельности, в группе ведётся кружок экспериментирования «Лаборатория чудес». Дети с удовольствием проводят опыты с объектами неживой природы – песком, снегом, глиной, камнями, воздухом, водой, магнитом.
Для меня важно, что данная деятельность не задаётся мною заранее в виде той или иной схемы, а строится самими детьми по мере получения ими новых сведений об объекте. Опыт работы показывает, что познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине погасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Детские годы самые важные, и как они пройдут, зависит от родителей и нас, педагогов. Очень важно раскрыть вовремя перед родителями стороны каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.
На родительских собраниях, индивидуальных консультациях учу родителей адекватно оценивать развитие ребёнка, не игнорировать возрастные нормы, видеть индивидуально-ресурсную базу развития ребёнка, осваивать методы систематической помощи ребёнку в развитии.
Творчески стремлюсь сделать жизнь детей разнообразной, содержательной, помогаю их всестороннему развитию. Надо воспитывать себя и своих детей так, чтобы не только высказываться в пользу правильных поступков, но и хотеть и уметь их совершать, а это уже область чувств, переживаний.
В каждый момент времени вокруг нас что-то происходит, что-то меняется. Важно не упустить это мгновение, извлечь из него привлекательное, волнующее. Чётко реагировать на интересы ребят, поощрять поисковую активность детей.
Учите детей наблюдать и соблюдать правила поведения в природе. Знакомство с окружающим миром должно быть увлекательным и радостным. Очень важно, как входит окружающий мир в жизненный опыт ребёнка, как он эмоционально им осваивается. Надо заражать детей собственным энтузиазмом, помнить, что только положительное накопление эмоций даёт толчок к творчеству.
Незаметно пролетело короткое лето. Вместе с детьми мы пересадили цветы в группе, любовались разноцветьем трав, сделали на память много фото.
Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
Предлагаю примерные темы планирования работы кружка «Лаборатория чудес» с детьми среднего возраста:
1. Тема: «Незнайкин клад».
П/С: закрепить знания о свойствах материалов, из которых изготовлены различные предметы; поупражнять в классификации предметов по цвету, форме, материалу, назначению.
2. Тема: «Стеклянный город».
П/С: обобщать и закреплять знания о свойствах и качествах стекла.
3. Тема: «В мире пластмассы».
П/С: познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы (гладкая, лёгкая, цветная); воспитывать бережное отношение к вещам, развивать любознательность.
4. Тема: «Приключения Карандаша».
П/С: систематизировать и уточнить представления детей о свойствах и качествах дерева; развивать логическое мышление; пополнять словарный запас – «шероховатый», «хрупкий», «твёрдый», «лёгкий».
5. Тема: «Песня колокольчика».
П/С: закрепить знания о таких материалах, как стекло, металл, дерево, и объяснить их свойства на основе сравнения; познакомить с историей развития колокольчиков и колоколов на Руси.
6. Тема: «Язычок-помощник».
П/С: познакомить детей со строением и значением языка, научить определять вкусовые зоны языка, упражнять в определении вкусовых ощущений; доказать необходимость слюны для ощущения вкуса, упражнять в определении вкуса продуктов.
7. Тема: «Волшебное стекло».
П/С: выявить особенности увеличительных приборов, познакомить детей с результатом взаимодействия увеличительного стекла с солнечными лучами; познакомить с микроскопом; вызвать интерес к рассматриванию предмета через микроскоп, сравнивать увеличение предмета через микроскоп и через лупу.
8. Тема: «Волшебная рукавичка».
П/С: выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы; выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.
9. Тема: «Мои друзья – растения».
П/С: показать детям, что растения могут поворачиваться, что они могут определять направление света и тянуться к нему; показать детям изменение внешнего вида листьев в темноте.
10.Тема: «Волшебный шарик».
П/С: с помощью опыта установить причину возникновения статического электричества.
11. Тема: «Если не видишь».
П/С: научить детей узнавать различные виды тканей, сравнивать их качества и свойства, объяснить, что свойства материала обусловливают способ его применения; выявить возможность частичной компенсации зрения другими органами.