Классный час "Победы в Курской битве"
Сценарий классного часа «Победы в Курской битве»
Автор: Дедюхина Люция Касымовна
«Никто не забыт -
ничто не забыто»
Изречения великих людей:
«Это святая обязанность – любить страну, которая вспоила и вскормила нас, как родная мать» (М.А. Шолохов)
«Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя»
(Сенека Младший»)
«Любовь к родине – первое достоинство цивилизованного человека»
(Наполеон 1)
«На родине у тебя и прошлое, и будущее. В чужом краю – одно лишь настоящее»
(Л. Гиршфельд)
«Сила патриотизма всегда пропорциональна количеству вложенного личного труда, бродягам и тунеядцам всегда бывало чуждо чувство Родины!»
(Л.М. Леонов)
Пояснительная записка
Без любви к Родине, ее прошлому и настоящему, без знания истории своего государства невозможно построить будущего. Это чувство патриотизма закладывается с детства, растет вместе с человеком, а начинается оно с понимания и уважения своих предков. Знать о больших и малых подвигах своих дедов и прадедов особенно важно нашим детям. А так же знать о людях, проявивших мужество в борьбе с врагом, о городах – героях, которые отстаивали советские солдаты; знать многотрудный, славный боевой путь советских войск к Великой Победе. Классный час «Никто не забыт и ничто не забыто» разработан для учащихся начальных классов.
Участники классного часа: учащиеся 4-5 классов, проводят учащиеся 8-а класса.
Цель: создать условия для ознакомления младших школьников с историческими событиями малой и большой Родины, подвигами земляков, участников Великой Отечественной войны,
Задачи: Воспитание чувства сопричастности с историей России, с её героическим прошлым; уважения к подвигу нашего народа; преклонения перед памятью воинов, отстоявших Родину в страшную годину Великой Отечественной войны.
Оборудование: Компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.
Ход мероприятия
Учитель: Ребята, сейчас я предлагаю вам внимательно послушать музыку, попытаться понять, какие ассоциации в связи с темой нашего классного часа она вызывает, какие образы, чувства, может быть, возникают при этом.
Прослушивание музыки (фрагмент 7-й симфонии Дм. Шостаковича – финал, фонограмма песни «Священная война»).
Пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями…
Сегодня мы с вами обратимся к теме Великой Отечественной войны.
Как вы думаете, нужно ли это сегодня?
Да, вся наша с вами жизнь, жизнь ваших родителей, родных и близких, друзей могла бы вообще не состояться, не победи наш народ в той страшной схватке с фашизмом.
Поэтому и хочется помочь вам ещё больше узнать об этом и, может быть, понять что-то большее, важное для себя лично.
Учитель: В этом году наш народ отмечает 74 года Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945гг.).
1 сентября 1939 г. Германия начала войну против Польши. Этот день считается началом Второй мировой войны. А на рассвете 22 июня 1941г. без объявления войны, нарушив пакт о ненападении, германская армия обрушилась всей мощью на советскую землю. Эта война для нашей страны закончилась 9 мая 1945 года. Разгром Германии не означал окончания Второй мировой войны. Она продолжалась на Дальнем Востоке, где США, Англия и Китай вели войну с Японией. Выполняя союзнические обязательства, СССР 8 августа объявил войну Японии. Вторая мировая война закончилась полным поражением и капитуляцией Японии 2 сентября 1945 года. Это наша история, испытание нашего народа, которое оно выдержало достойно. Несмотря на все трудности, народ встал на защиту Родины, отдавая всего себя, совершая подвиги.
Начинаем классный час, посвящённый бессмертному подвигу народа.
1. ученик.
Как далеко от нас война,
О ней мы узнаем из книжек.
Блестят у ветеранов ордена,
У прадедов сегодняшних мальчишек.
2. ученик.
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года!
Учитель: 22 июня 1941 года миллионы людей во всём мире встретили страшную весть о нападении фашистской Германии на Советский Союз. Великая Отечественная война (1941-1945гг.), навязанная Советскому Союзу германским фашизмом, продолжалась 1418 дней и ночей, она была самой жестокой и тяжёлой в истории нашей Родины. Фашистские варвары разрушили и сожгли 1710 городов, более 70 тысяч сёл и деревень, уничтожили 84 тысячи школ, лишили крова 25 миллионов человек и причинили нашей стране колоссальный материальный ущерб. 190 дивизий, свыше 4000 танков, более 47000 орудий, около 5000 самолетов, до 200 кораблей. Все, от мала до велика, встали на защиту своей Родины, вчерашние школьники становились солдатами.
Наше отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиг, длившийся четыре огненных года.
Как мы понимаем слово подвиг?
Ученик 1: Подвиг – это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдаёт всего себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.
Ученик 2: Бывает подвиг одного человека, двух, трёх, сотен, тысяч, а бывает подвиг народа, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.
Ученик 3: Почти вся Западная Европа лежала под кованой пятой немецко-фашистских захватчиков, когда фашистская Германия обрушило на наше государство мощь своих танков, самолётов, орудий и снарядов. И нужно было иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы противостоять такому сильному врагу, побороть его несметные силы.
Ученик 4:
Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
Пламя ударило в небо – ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…»
Родина.
Мы от свинцовых розг
Падали в снег с разбега
Но – поднимались в рост
Звонкие, как победа!
Учитель: 9 мая 2019 года исполнится 74 года, как мы живём без войны и столько лет помним её, каждый её день – от первого до последнего.
Помним расплавленные камни Бреста и героев – защитников Брестской крепости. Не зная того, что вражеские войска впервые дни войны уже далеко продвинулись в сторону Москвы, защитники Бреста сражались до последней капли крови.
Помним битву под Смоленском 30 июля 1941 года, когда немецкие войска впервые в истории Второй мировой войны вынуждены были перейти к обороне.
Ученик 5:
Помним оборону Москвы. 30 сентября 1941года началось генеральное нападение немцев на Москву. Для Москвы сложилась критическая ситуация. Бои шли в 80-100км от столицы. В немецкие бинокли отлично просматривались башни Кремля. Колоссальным напряжением сил, беспримерным мужеством и героизмом защитников столицы наступление немцев было остановлено, 5-6 декабря началось котрнаступление советских войск под Москвой. Победа под Москвой означала крах немецких планов «молниеносной войны».
Помним оборону Ленинграда. 8 сентября 1941 года немецкие войска полностью блокировали Ленинград. Выдержать её защитники смогли лишь благодаря мужеству и тем поставкам продовольствия по Дороге жизни, проложенной по льду Ладожского озера. С 20 ноября 1941г. по конец апреля 1942 г. по Дороге жизни было доставлено в город 262 тыс. тонн продовольствия. Лишь в январе 1943г. блокада города была прорвана и по отбитому у врагов коридору шириной 8-11км началось снабжение Ленинграда продовольствием, вооружением для защитников.
Ученик 1: Помним пепел Хатыни, деревни Белоруссии. Это произошло 22 марта 1943 года. Фашисты ворвались в деревню Хатынь. Жители деревни не знали, что утром в 6 км от Хатыни партизанами была обстреляна автоколонна фашистов и в результате нападения убит немецкий офицер. Но фашисты уже вынесли смертный приговор ни в чём неповинным людям. Всё население Хатыни от мала до велика – стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. В огне заживо сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей возрастом до 16 лет. Тех, кто вырывался из пламени, фашисты хладнокровно расстреливали. Обгоревшими и израненными, из находившихся в сарае остались живы лишь двое детей. Это семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский и единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Деревня была разграблена и сожжена дотла.
Учитель: Помним Сталинградскую битву. 24 июля 1942 года враг вплотную подошёл к Сталинграду. 28 июля Сталин издал приказ под №227. Он вошёл в историю войны как приказ «Ни шагу назад!». Упорство и мужество советских защитников города на Волге сделали невозможное – к середине ноября наступательные возможности немцев окончательно иссякли. Победа под Сталинградом положила начало коренному перелому в ходе не только Великой Отечественной войне, но и всей Второй мировой войны.
Учитель: Помним битву на Курской дуге в июле 1943 года, когда наши артиллеристы на опасном, обнажённом участке длиной 6 км отбили атаку 300 фашистских танков.
Помним штурм Берлина. 24 апреля 1945 года вокруг Берлина сомкнулось кольцо советских войск. 30 апреля 1945 года бойцы 150-ой стрелковой дивизии М.А. Егоров и М.В. Кантария водрузили над Рейхстагом Красное знамя Победы.8мая под Берлином был подписан Акт о капитуляции Германии. Но война закончилась лишь 9 мая, когда капитулировали остатки немецкой армии в Чехословакии. Этот день был объявлен Днём Победы.
Ученик: (Показ слайдов) Вспомним города-герои Советского Союза: Брест, Минск, Киев, Ленинград, Мурманск, Севастополь, Тула, Керчь, Одесса, Сталинград, Смоленск, Новороссийск. Им было присвоено это почётное звание за мужество и героизм их защитников.
Учитель: В истории Вов были битвы, которые решили исход войны. Одна из побед – это победа на Курской дуге. И сегодня мы хотим остановиться на ней подробней, т.к. это связано и с историей нашей школы. У нас в школе есть музей Боевой Славы, где представлен славный путь 77-й Московско-Черниговской дивизии.
1 ученик. Сорок третий!
Орлово-Курская дуга
На поле Прохоровском бранном
Повергла наглого врага
Ударом танковым таранным.
Учитель: Совершим экскурсию в прошлое: “Поля русской воинской доблести”. Будьте внимательны. В конце путешествия будет викторина, где нужно будет ответить на вопросы. А вопросы составлены по рассказу о Курской битве.
2 ученик: Куликово поле – первое ратное поле России. Значение битвы на Куликовом поле 8 сентября 1380 года огромно: войско Мамая было разгромлено, миф о непобедимости Золотой Орды был развеян. Полководец Дмитрий Донской.
3 ученик: Бородинское поле – второе поле русской воинской доблести. Бородинская битва 1812 года разрушила мечту Наполеона о захвате России одним ударом. И именно тогда наша держава прославилась как его победительница. Полководец М.И. Кутузов
4 ученик: Прохоровское поле – третье ратное поле России. 12 июля 1943 года здесь состоялось одно из самых крупных за всю историю второй мировой войны танковое сражение, обеспечившее нам Победу во всей Курской дуге.
Ученик читает отрывок из стихотворения Игоря Чернухина
(Оля) Куликовское, Бородинское,
Поле Прохоровское – родня:
Все по духу, по-кровному близкие,
Разве только из разного дня.
Веет дух Пересвета над вами,
Дух Кутузова, дух Горовца…
Память Родины не убывает
И, как прежде, волнует сердца”.
“Звезды на броне”– яркое стихотворение поэта К. Трофимова о битве, написанное к 55-летию Победы на Курской дуге.
(Данил) В то утро поле как экран
От звезд на башнях озарилось.
Шли с ходу танки на таран
И сталь немецкая дробилась.
Кресты сползали по броне
И долго корчились в огне.
Хваленый вражий генерал
С позором поле покидал.
Орлово – Курская дуга
Легендой для потомков стала.
Над нею радуга-дуга
Победной славой воссияла.
С пятиконечною звездой
На постаменте танк стальной.
И память доблести хранит
Зарей окрашенный гранит!
Учитель: 12 июля в день святых апостолов Петра и Павла на поле под Прохоровкой произошло самое крупное в истории Второй Мировой войны танковое сражение, в котором участвовало до 1500 танков. В этой битве противник потерял до 400 танков и свыше 10000 солдат убитыми. День 12 июля 1943 года стал переломным в ходе битвы на Курской дуге. План Вермахта под названием “Цитадель” по захвату Орла, Курска, Белгорода, окружению Красной Армии был сорван. Как и во всех других битвах в российской истории, победила не прочность брони, а сила русского народа, его мудрость, воля, духовность, глубокая вера в святое правое дело.
Презентация-рассказ «Битва на Курской дуге»
Учитель: Прохоровское поле стали называть третьим ратным полем России. В 1954 году возле Прохоровки на мраморном постаменте установили настоящий танк Т-34. Здесь же был сооружен мемориальный комплекс героям Курской битвы.
3 ученик:
Вокруг нее земля фугасом взрыта,
Шли самолеты за звеном звено.
Она в России стала знаменита,
Как подмосковное Бородино.
Вот здесь по взгорьям, по лощинам узким
К нам двигалась фашистская орда,
Чтоб кровь пролить на мостовые Курска,
На наши села, нивы, города.
Но хлынула советских танков лава,
Сметая все с пути, как ураган,
За Белгород, за Харьков, за Полтаву
Погнали наши воины врага.
Со счету сбившись, смерть врагов косила,
Дымилась необъятнейшая ширь.
Вот так тряхнул своей бывалой силой
Самым сильным впечатлением его детства является вид огромного поля под Прохоровкой, на котором стояли мертвые танки.
“Прохоровка. 12 июля 1943 года”
На Прохоровском направлении
Мертвые танки стоят.
На Прохоровском направлении
Не видно нигде солдат.
Как будто в литавры – в железо
Бьет ветер горячий с полей
С той Курской дуги, что разрезана
Стальною Россией моей.
Земля здесь дымилась рекою
И стала по праву равна
Победной земле Куликова
И мужеству Бородина.
Учитель: Здесь повторил подвиг Александра Матросова герой нашей дивизии - Герой Советского Союза Алексей Максимович Ломакин. Вот рассказ о его подвиге.
(Данил) Деревня Сивково, Ока,
Как на ладони перед дотом,
Не уничтожен он пока.
В атаку не подняться ротам.
Вдруг командир полка с комдивом
С КП увидели вдали
Боец полз к доту торопливо,
Прикрытый складками земли.
Добрался он, метнул гранату
И дымом дот заволокло …
Припомнил он родную хату …
Своё любимое село …
Лишь дым рассеялся от взрыва
Дот ощетинился опять.
Бьет пулемет без перерыва
И не дает солдатам встать.
Тогда солдат поднялся смело
(Иметь какую надо страсть,
Чтоб бросит собственное тело
На огнедышащую пасть).
Ты над Окой стоишь как ширь!
Под солнцем летним золотятся злаки.
Здесь похоронен русский богатырь
Курянин Алесей Ломакин.
3 ученик: Фронтовой поэт, участник боев за Прохоровку, Михаил Глазков написал правдивые строки: “ За тишину на Прохоровском поле отдали свою жизнь около 10 000 солдат и офицеров. Вот какая «дорогая цена» Победы!”
4 ученик:
“На Прохоровском поле”. К. Трофимов
На поле русской славы тишина.
Куда ни глянь – хлеба, хлеба без края.
Давно уже окончена война,
Уходит вдаль дорога полевая.
На ней шумит веселый березняк
Темно-зеленой свежею листвою.
На пьедестале наш геройский танк
Застыл с пятиконечною звездою.
Группа учащихся исполняет танец “Три танкиста”
Учитель: 3 мая 1995 года зазвонили колокола над Прохоровкой, разнося благую весть об открытии новой духовной святыни, символа народной памяти – храма святых апостолов Петра и Павла. Прохоровское сражение произошло в день святых апостолов Петра и Павла, красавец-храм назван их именами. Как символ огромной благодарности и вечной памяти, возвышается 58-метровая свеча белокаменного храма. Перед мраморными плитами, с высеченными около семи тысяч именами павших воинов, горит лампада святой веры Христова. Возносятся молитвы об упокоении положивших души свои за родную землю и мир на ней, о всех ныне здравствующих.
В 2013 году мы побывали в Курске, были и в тех местах, где прошли сражения. Вот что мы увидели. Презентация по поездке в Курске.
Учитель: На Прохоровском поле, на знаменитой высоте 252,2 – эпицентре встречного танкового сражения, воздвигнут Памятник Победы – звонница.
На барельефах памятника образы Святой Троицы, Георгия Победоносца, Курской коренной иконы Божьей Матери. Венчает златоглавую звонницу скульптура Покрова пресвятой Богородицы – заступницы и защитницы России. Здесь через каждые 20 минут звонят колокола в память о погибших на трех ратных полях России – Куликовом, Бородинском, Прохоровском.
Первый звон – о героях Куликова поля, второй – о солдатах Бородино, третий – память о победе в Прохоровском сражении.
Игра-путешествие, посвященная Курской битве.
Звучит колокольный звон
7 ученик читает стихотворение Игоря Чернухина.
Настя: "Колокола России"
Какая в сердце музыка возникла
У звонаря из древнего села! –
Вновь заиграли по Руси великой
Молчавшие досель колокола.
В их перезвоне было меньше горя,
Чем радости, надежды, торжества…
И музыка дошла до Белогорья,
И известила:
– Родина жива!
Жива святая Русь, жива Россия…
Горят ее, сияют купола.
От моря и до моря с новой силой
Звонят, звонят ее колокола…
И, кланяясь малиновому звону,
Я слышу свыше голос у плеча:
– Молись за Русь … пока горит свеча,
Учитель: Войны не хочет никто. И пусть в России не будет четвертого ратного поля, а танки стоят только на пьедесталах. Мы будем всегда в День Победы приносить сюда цветы.
Учитель: Всех, кто воевал, роднит и связывает кровь, пролитая за справедливое дело. У каждого из нас своя группа крови и в этом мы не схожи. Но со своей страной у нас одна, единая группа. Она определяется верностью родной земле, готовностью её защищать и идти на подвиги.Рефлексия:
Что вы сегодня узнали на нашем классном часе?