Урок биологии "Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом"
Урок биологии "Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом"
Автор: Меликсетян Марине Людвиговна
Цель: обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости; закрепить знания по решению разных типов генетических задач, в частности на наследование признаков сцепленных с полом; отработать символику и терминологию, необходимые для решения задач; продолжить формировать умения работать в группах.
Задачи:
- образовательная: обобщить ранее изученный материал по пройденной теме, определить степень усвоения темы. Продолжить формирование умений и навыков по решению генетических задач, подготовку к ЕГЭ;
- развивающая: развивать умение сравнивать (на примере сравнения фенотипов и генотипов особей, гомозигот и гетерозигот, моногибридного, дигибридного скрещивания) умения анализировать, обобщать и устанавливать закономерности при анализе обобщающих схем;
- воспитательная: развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность при решении генетических задач разного уровня сложности; развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в группах, взаимопроверке, самоконтроле, воспитывать культуру умственного труда. Поддержать интерес к предмету.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний, урок – практикум.
Методы: репродуктивные, частично- поисковые.
Форма организации деятельности учащихся: групповая.
Оборудование и материалы: презентация, карточки-тесты, карточки-задания, 3 ноутбука, ПК, ММП.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие, проверка отсутствующих, внешнее состояние класса, рабочих мест учащихся.
2. Введение. Вступительное слово учителя:
Для каждого человека ценностью номер один является его здоровье. В третье тысячелетие мы вступили с новейшими компьютерными технологиями, но всё также неизлечимы СПИД, рак, сахарный диабет, увеличивается количество наследственных заболеваний. Статистика приводит печальные факты – сейчас в родильных домах практически исчезли абсолютно здоровые малыши. На каждую тысячу родившихся – 800-900 имеют какие-либо врожденные дефекты. Каким же будет поколение через 20-30 лет? Никого не надо убеждать – полноценного ребенка могут родить только абсолютно здоровые молодые люди. Это закон.
Итак, чтобы появился на свет здоровый ребенок, необходима здоровая наследственность его родителей.
· Какая наука изучает наследственность и изменчивость?
· Как можно узнать какое потомство получится при скрещивании родителей?
· Сможете сами сформулировать тему сегодняшнего занятия?
Тема сегодняшнего занятия "Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом".
Основная наша цель – это, конечно, отработка навыков решения задач, составление алгоритма решений генетических задач.
3. Проверка знаний.
Вспомните:
· Первый закон Г. Менледя (второй, третий).
· Что такое аутосомы? (неполовые хромосомы).
· Сколько у человека хромосом, сколько из них аутосомоы? (23 пары,22 пары).
· Как называется 23-я пара? (половая).
· Что такое гомогаметный пол?, гетерогаментный?(пол, содержащий в своих клетках две Х-хромосомы, называется гомогаметным, а содержащий Х- и Y-хромосомы – гетерогаметным).
· Какие гаметы они образуют? (гомогаметный организм образует гаметы одного вида - Х, а гетерогаметный – двух видов (с Х- и Y-хромосомами).
· Какие организмы имеют гомогаметных самок? какие гомогаметных самцов?
(Гомогаметный (ХХ) женский пол и гетерогаметный (ХY) мужской имеют: двукрылые, клопы, жуки, прямокрылые, многие рыбы, бесхвостые амфибии и все млекопитающие).
Гомогаметный (ХХ) самец и гетерогаметная самка (ХY) имеются у бабочек, рептилий, хвостатых амфибий, птиц).
Как наследуется пол у человека? (Дочь одну Х хромосому получает от матери, одну Х - от отца, сын Х хромосому получает от матери, У - от отца).
В половых хромосомах могут находиться и гены, не участвующие в развитии половых признаков. Гены каких признаков находятся на Х хромосоме человека? (Х-хромосома человека содержит гены, определяющие:
- заболевание, называемое цветовой слепотой (дальтонизм), при котором люди не распознают зеленый и красный цвет;
- склонность к облысению;
- форму и объем зубов;
- синтез ряда ферментов;
- свертываемость крови (Н) и т. д.).
Известны ли аномалии, сцепленные с Y-хромосомой, которые от отца передаются всем сыновьям?
(Да: чешуйчатость кожи, перепончатые пальцы, сильное оволосение на ушах).
Это занятие хочется продолжить словами Б. Васильева: «Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща.»
4. Деление класс на группы.
1. Мы сегодня будем работать в группах: разделимся на 3 группы. Для этого вам надо решить тестовые задания на ваших карточках. (Приложение 1. Тест "Генетика")
2. Деление на группы и самостоятельная работа в группах:
Те, кто набрал до 8 баллов подойдите к столу с табличкой №1, кто набрал 9 - 11 баллов – к столу с табличкой №2, кто набрал 12-15 баллов – к столу с табличкой №3. Каждая группа будет работать по своей карточке (задачи разноуровневые). После решения задачи вам необходимо составить алгоритм решения генетических задач в программе Microsoft PowerPoint. Алгоритм сохраните на электронных носителях для представления у доски и последующего многократного использования разными пользователями. Решение задачи (Приложение 2) и представьте их на доске.
Прежде чем приступить к работе, вспомните правила работы в группах:
Распределение ролей.
Умение слышать и слушать.
Активность.
Быть пунктуальным при выполнении заданий с временными рамками.
5. Защита работ (задач и алгоритмов).
После 7-10 минут работы в группах учащиеся представляют результаты (1 ученик оформляет задачу на доске, 2 представляет алгоритм на экране ноутбука).
6. Итоги.
В конце урока учащиеся выставляют себе оценки согласно следующим критериям:
1 балл за выполнение домашнего задания (задача составление своего родословного),
1 балл за активность при обсуждении темы на уроке,
1 балл за решение генетической задачи или составление алгоритма,
2 балла за выход к доске и представление работы группы.
7. Рефлексия.
· Что вам понравилось на уроке?
· Что вам далось легко?
· В чем почувствовали трудности?
· Где и/или когда мажете применить знания, полученные сегодня?
8. Д/З - § 31.
Источники информации:
1. Бородин П. М., Высоцкая Л. В, Дымшиц Г. М. и др. Биология. Общая биология. 10-11 классы: учеб для общеобразоват. учреждений: профиль уровень: в 2 ч., ч. 1
2. Семенов Э.В., Мамонтов С.Г., Коган В.Л. Биология. Пособие для поступающих в вузы. (1984г.) «Высшая школа»
3. Воробьева О. В. Уроки биологии с применением информационных технологии. 10 класс. .-М.: Планета, 2012;
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест «Генетика».
1. При скрещивании двух гомозиготных организмов, различающихся по одной паре признаков, новое поколение гибридов окажется единообразным и будет похоже на одного из родителей. Это положение иллюстрирует следующий закон генетики:
а) закон расщепления;
б) закон сцепленного наследования;
в) правило доминирования;
г) закон независимого распределения генов.
2. Моногибридное скрещивание – это скрещивание родительских форм, которые различаются по:
а) окраске и форме семян;
б) двум парам признакам;
в) одной паре признаков;
г) форме и размерам семян.
3. В своей работе Г.Мендель применил метод исследования, при котором скрещивал различающиеся по определенным признакам родительские формы и прослеживал появление изучаемых признаков в ряде поколений. Этот метод исследования называется:
а) цитогенетическим;
б) биохимическим;
в) гибридологическим;
г) генеалогическим.
4. Для изучения наследования различных признаков и установления характера ряда наследственных болезней изучают родословную человека. Этот метод генетики называется:
а) близнецовым;
б) цитогенетический;
в) генеалогическим;
г) биохимическим.
5. В каком случае приведены примеры анализирующего скрещивания:
а) ВВ х Вв и вв х вв
б) DD x Dd и DD x DD
в) Аа х аа и АА х аа
г) Сс х Сс и сс х сс
6. Иллюстрацией закона расщепления признаков при моногибридном скрещивании у гибридов F2 считается появление в потомстве особей.
а) 50% рецессивных
б) 50% рецессивных
в) 25% доминантных
г) 100% рецессивных
7. Сколько видов гамет образуется у дигетерозиготных растений гороха при дигибридном скрещивании (гены не образуют группу сцепления)?
а) один б) два в) три г) четыре
8. Какой процент особей чалой масти можно получить при скрещивании крупного рогатого скота красной (АА) и белой (аа) масти при неполном доминировании
а) 25% б) 75% в) 50% г) 100%
9. При скрещивании растений гороха с карликовым (аа) и с высоким ростом (Аа) в поколении F1 получится
а) 100% с высоким ростом
б) 50% с карликовым, 50% с высоким ростом
в) 75% с карликовым, 25% с высоким ростом
г) 25% с карликовым, 75% с высоким ростом
10. У кареглазых родителей родилась голубоглазая дочь. Определите генотип родителей, если известно, что кареглазость доминирует над голубоглазостью
а) Аа х Аа б) АА х АА в) Аа х АА г) аа х АА
11. Растение гороха с желтыми гладкими семенами может иметь следующий генотип:
а) aabb; б) AaBb; в) aaBb; г) Aabb.
12. Мужчина, больной гемофилией мог получить этот ген
а) от отца б) от матери в)либо от отца, либо от матери
г) по одной копии гена от каждого из родителей
13. Кариотип курицы:
а) 2n, XX б) 2n, XY в) 1n, XX г) 1n, XY
14. Аутосомы – это:
а) хромосомы, одинаковые в кариотипах самцов и самок
б) хромосомы, по которым различаются кариотипы самцов и самок
в) хромосомы прокариот
г) лишние половые хромосомы
15. Самцы млекопитающих по генам, сцепленным с полом
а) гомогометны
б) гетерогаметны
в) могут быть как гомо-, так и гетерозиготны
г) у них вообще нет этих генов
Ответы:
1в 2в 3в 4в 5в 6в 7г 8в 9б 10а 11б 12б 13б 14а 15б
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Задача №1
У человека отсутствие способности долго сидеть неподвижно зависит от рецессивного, сцепленного с полом, гена (а). В семье отец и сын не могут долго сидеть спокойно, а матери это удается легко. А. Какова вероятность того, что сын унаследовал этот признак от отца? Б. Все ли дети этих родителей будут мешать учителям на уроках?
Задача №2
Рецессивный ген гемофилии (несвёртываемость крови) находится в Х-хромосоме. Отец девушки страдает гемофилией, а мать её в этом отношении здорова и происходит из семьи, где не было носителей гена гемофилии. Девушка выходит замуж за здорового юношу. Что можно сказать об их будущих сыновьях, дочерях, а также внуках обоего пола (при условии, что сыновья и дочери не будут вступать в браки с носителями гена гемофилии)?
Задача № 3
У канареек сцепленный с полом ген В определяет зеленую окраску оперения, b — коричневую. Наличие хохолка зависит от аутосомного гена С, его отсутствие — с. Зеленого хохлатого самца (дигетерозиготного) скрещивают с коричневой самкой без хохолка. Каковы будут F1 (по полу, по окраске и характеру хохолка)?
Дополнительно:
Среди редких болезней одна хорошо известна широкой публике. Это гемофилия. Знают ее, потому что болезнь эта в какой-то мере определила ход российской истории. Гемофилией страдал единственный сын Николая Второго цесаревич Алексей.
Гемофилия – наследственное нарушение свертывания крови. Страдают этой болезнью мужчины, но передается она по женской линии.
Болезнь вызывает продолжительные кровотечения при нарушении целостности кожи, ушибе и даже самопроизвольно. Большинство кровоизлияний происходит внутренне, обычно в суставы (коленный, голеностопный и локтевой) и мышцы (наиболее серьезные – в переднюю часть паховой области, икроножную мышцу и предплечье). Внутричерепные, горловые, паховые, внутрикишечные кровотечения представляют угрозу для жизни. Многократные кровоизлияния в суставы могут вызвать повреждение хряща и кости, что ведет к хроническому артриту и потере трудоспособности. Средняя продолжительность жизни больных в мире – 40–45 лет.
За сто лет, прошедших после рождения несчастного наследника престола Российской империи, научились лечить гемофилию. Лечить, но не вылечивать. Больным вводят заместительные факторы свертывания крови.
За сто лет, прошедших после рождения несчастного наследника престола Российской империи, научились лечить гемофилию. Лечить, но не вылечивать. Больным вводят заместительные факторы свертывания крови.