Технологическая карта урока геометрии для 8 класса "Теорема Пифагора"
Технологическая карта урока геометрии для 8 класса "Теорема Пифагора"
Автор: Моисеева Галина Анатольевна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», г. Бийск Алтайского края
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Формы работы: группы сменного состава.
Методы обучения: проблемно-поисковый, информационно-коммуникативный и репродуктивный.
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: оборудование кабинета информатики, учебник Геометрия 8. Авторы: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, презентация «Пифагор и его открытия», раздаточный материал.
Цель урока: изучить теорему Пифагора, аучиться применять теорему Пифагора в решении задач различного вида.
Формируемые результаты:
Предметные: формировать умение доказывать и применять теорему Пифагора.
Личностные: формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики.
Метапредметные: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Планируемые результаты: Учащийся научится доказывать и применять теорему Пифагора.
Основные понятия: Теорема Пифагора.
Дидактическая структура урока |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
Планируемые результаты |
|||||||||||||
Предметные |
УУД |
||||||||||||||||
Организационный момент |
Приветствие, запись даты урока Цель учеников: позитивный настрой на работу, определиться в группу для дальнейшей работы, организация рабочего места |
Приветствие, Краткий анонс урока Цель учителя: мотивация класса, психологический настрой на урок. |
|
самоопределение (Л); смыслообразование (Л); |
|||||||||||||
Мотивация учебной деятельности Подведение под понятие |
Обсуждение алгоритма решения задачи (для ответа на вопрос задачи необходимо вычислить длину гипотенузы прямоугольного треугольника)
Практическая работа по вычислению гипотенузы прямоугольного треугольника Цель учеников: опираясь на приобретённые ранее знания, подготовиться к изучению нового. |
Постановка практико-ориентированной задачи (вывод: для ответа на вопрос задачи необходимо вычислить длину гипотенузы прямоугольного треугольника). Подведение учащихся к формулированию проблемы.
Контроль учащихся контроль, подведение к выдвижению гипотезы по формулированию теоремы Цель учителя: подготовить учеников к восприятию нового материала. |
Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты. Хватит ли 50 м троса для крепления мачты?
Практическая работа исследовательского характера: построить прямоугольные треугольники с катетами 12 см и 5 см; 6 см и 8 см; 8 см и 15 см и измерить гипотенузу. Результаты занести в таблицу.
Выразите зависимость между длинами катетов и гипотенузой в прямоугольных треугольниках (школьники выдвигают свои гипотезы, которые обсуждаются. Формулируется «начерно» т. Пифагора). |
Постановка проблемы
Формулирование гипотезы |
анализ, синтез, сравнение, обобщение, (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – подведение под понятие (П); – фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); – постановка и формулирование проблемы (П); - планирование деятельности (Р) |
||||||||||||
Целеполагание |
Учащиеся формулируют цель урока |
Учитель конкретизирует высказывания детей |
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно (Р); составление плана и последовательности действий (Р). |
||||||||||||||
Изучение нового материала |
Запись формулировки теоремы, доказательство теоремы Цель учеников: Опираясь на теорему 15.1 о метрических соотношениях в прямоугольном треугольнике доказать т. Пифагора |
Введение теоремы Пифагора с доказательством совместно с учащимися Цель учителя: способствовать самостоятельному доказательству детьми т. Пифагора с опорой на изученный материал |
Дано: треугольник АВС Угол АСВ = 900 Доказать: АВ2 = АС2 + ВС2 Доказательство: проведём высоту СD. По теореме 15.1: АС2 = АВ * АD ВС2 = АВ * DВ Сложив почленно эти равенства, получим : АС2 + ВС2 = АВ * АD + АВ * DВ АС2 + ВС2 = АВ(АD + DВ) АС2 + ВС2 = АВ2 |
Теорема Пифагора |
анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, (П); установление причинно-следственных связей (П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме(П) |
||||||||||||
Знакомство с историческим материалом (биографией Пифагора Самосского, его открытиями, деятельностью его учеников) и другими доказательствами т. Пифагора с помощью презентации «Пифагор и его открытия» Цель учеников: познакомится с новыми фактами биографии Пифагора Самосского, рассмотреть новые доказательства т.Пифагора. |
Контроль деятельности учащихся Цель учителя: способствовать самостоятельному изучению учащимися новых доказательств т.Пифагора, более подробному знакомству с биографией учёного и его открытиями. |
Теорема Пифагора |
-открытие новых знаний с опорой на презентацию (П) – извлечение из математических текстов необходимой информации (П); нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор (Л) |
||||||||||||||
Первичное закрепление нового материала |
-решение задач 1 уровня сложности на готовых чертежах (включенных в презентацию) · работа в парах, взаимопомощь Цель учеников: учиться применять изученный материал к решению задач. |
Координация деятельности учащихся Цель учителя: способствовать формированию умений применять изученный материал к решению задач. |
Найдите х: При решении задач на данном этапе урока учащиеся к тому же опираются на только что изученный алгебраический материал |
Применение полученных знаний при решении простейших задач по готовым чертежам |
структурирование знаний(П); осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме(П); выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий(П); умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (К). |
||||||||||||
Вторичное закрепление нового материала |
Решение текстовых задач 2 уровня сложности, самоконтроль выполненных задач Цель учеников: учиться применять свои знания к решению более сложных задач |
Координация деятельности учащихся, контроль за правильностью выполнения задания Цель учителя: способствовать применению учащимися полученных знаний к решению более сложных задач |
Учебник № 534, № 536. (По выбору) |
Отработка практических навыков использования теоретического материала при решении текстовых задач |
-моделирование - преобразование объекта из текстовой формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая и знаково-символическая)(П); определяющих данную предметную область (П), построение логической цепи рассуждений (П), |
||||||||||||
Рефлексия |
Решение практико-ориентированной задачи, решение которой вызвало затруднение на этапе подведения под понятие Цель учащихся: решение проблемы, поставленной в начале урока |
Координация деятельности учащихся Цель учителя: способствовать замыканию кольца деятельности учащихся на уроке |
Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты. Хватит ли 50 м троса для крепления мачты? (122 + 52 = 144 + 25 ==169. Длина одного троса 13 м Для крепления мачты необходимо : 13 * 4 = 52(м) троса. Ответ: 50 м троса недостаточно для крепления мачты.) |
Рефлексия |
построение логической цепи рассуждений (П), действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение, изучаемый предмет, материал, и уметь находить ответ на него (Л); умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (К). |
||||||||||||
Подведение итогов урока |
Ответ на вопрос: «Что нового узнали на уроке?» Самооценка Цель учеников: выделение главного в изученном на уроке, позитивный психологический настрой на работу дома. |
Завершающий этап оценивания работы учащихся на уроке. Цель учителя: концентрация внимания учащихся на изученном материале, постановка задач для продолжения работы дома, оценивание работы детей на уроке. |
Формулирование изученной теоремы ( т. Пифагора) |
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи (К). |
|||||||||||||
Информация о домашнем задании |
Обзор домашнего задания |
Координация деятельности учащихся |
1. Конспект п.16, 2. № 531, 533, 535, 538. 3.Подготовить доклад на тему : «Доказательство теоремы Пифагора, отличное от доказательства в учебнике» (на дополнительную оценку по желанию) |
Закрепление знаний теоретического материала, закрепление практических навыков использования теоретического материала при решении задач. |
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий(П) -умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме(П) составление плана и последовательности действий (Р). |