Рабочая программа для 8 класса «Шкатулка с секретом»
Рабочая программа для 8 класса «Шкатулка с секретом»
Автор: Моисеева Галина Анатольевна
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», г. Бийск Алтайского края
Уровень: общеобразовательный.
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Шкатулка с секретом» для 8 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
· Приказа Минобрнауки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки Российской Федерации от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577);
· Приказа Минобрнауки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);
· приказа МБОУ «СОШ №1» от 23.06.2015 № 163 «Об утверждении основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №1»;
· приказа МБОУ «СОШ №1» от 30.08.2018 № 239 «Об утверждении Годового календарного учебного графика на 2018/2019 учебный год МБОУ «СОШ №1»;
· приказа МБОУ «СОШ № 1» от 17.05.2018 № 185 «Об утверждении Учебного плана основного общего образования МБОУ «СОШ №1»;
· приказа МБОУ «СОШ №1» от 14.05.2018 № 183 «Об утверждении Положения о рабочей программы учебного предмета, курса МБОУ «СОШ №1»;
· примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением учебно-методического объединения по общему образованию 8 апреля 2015 года);
Курс внеурочной деятельности «Шкатулка с секретом» в 8 классе является одной из важных составляющих работы с детьми, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Темы программы перекликаются с основным курсом математики 5 – 8 класса. В результате занятий учащиеся должны приобрести навыки и умения решать более трудные и разнообразные задачи, а также задачи олимпиадного уровня.
Программа курса «Шкатулка с секретом» для учащихся 8 класса направлена на повышение интеллектуального уровня, развитие творческих способностей личности, углубленное знакомство с историей развития математики и, как следствие, расширение и углубление знаний по предмету. Курс состоит из двух тем: «Язык и логика» и «История в математике». Использование исторических задач и разнообразных старинных способов их решения не только обогащает опыт мыслительной деятельности учащихся, но и позволяет им осваивать важный культурно – исторический пласт истории человечества, связанный с поиском решения задач. Это важный внутренний (связанный с предметом), а не внешний (связанный с отметками, поощрениями и т.п.) стимул к поиску решения задач и изучению математики.
Программа курса «Шкатулка с секретом» направлена не только на освоение учащимися учебного материала базового уровня, но также выполнение заданий, развивающих самостоятельность, инициативу и творчество детей и направленных на формирование надпредметных компетенций.
Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 8, так и в 9 классе. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.
Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, практикумов, игр. Особое внимание уделяется формированию умений решения нестандартных заданий по математике, логике и задач повышенной сложности олимпиадного уровня.
Цель курса:
- развитие математических способностей и логического мышления;
- повышение интеллектуального уровня, развитие творческих способностей личности;
- расширение и углубление представлений учащихся о культурно - исторической ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков в развитии мировой науки;
Задачи курса:
- пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям;
- раскрытие творческих способностей ребенка;
- развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно- популярной литературой;
- воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
- осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геометрии с жизнью;
- наблюдение геометрических форм в окружающих предметах и формирование на этой основе абстрактных геометрических фигур и отношений;
- приобретение навыков работы с различными чертежными инструментами;
- решение специально подобранных упражнений и задач, направленных на формирование приемов мыслительной деятельности;
- формирование потребности к логическим обоснованиям и рассуждениям;
- работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурса;
- подготовка детей к профильной системе обучения.
Программа рассчитана на 35 часов, предполагает более глубокое, по сравнению с школьным курсом, изложение и обобщение теории, решение задач, проектную деятельность. Примерное распределение учебного времени указано в тематическом планировании. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи и головоломки, решаемые с учителем и предлагаемые учителем, и задачи найденные учащимися для совместного решения. Учащиеся знакомятся с интересными свойствами чисел, приемами устного счета, особыми случаями счета, с биографиями великих математиков, их открытиями. Изучают историю математики, работая над созданием проектов. Большая часть занятий отводится решению олимпиадных задач.
При разработке программы внеурочной деятельности основными являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.
Частота занятий – 1 раз в неделю.
2. Планируемые результаты.
Предметные:
· знают особые случаи устного счета;
· решают тестовые задачи, используя при решении таблицы и «графы»;
· решают нестандартные задачи на разрезание
· решают неопределенные уравнения и уравнения под знаком модуля;
· знают определения основных геометрических понятий;
· решают простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
· измеряют геометрические величины, выражают одни единицы измерения через другие;
· вычисляют значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов).
Метапредметные:
· могут построить алгоритм действия, применяют некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
· находят наиболее рациональные способы решения логических задач;
· выделяют известные фигуры и отношения на чертежах, моделях и окружающих предметах;
· имеют навыки работы с измерительными и чертежными инструментами;
· умеют работать с текстом, искать информацию в открытом информационном пространстве, умеют составлять занимательные задачи;
· умеют отыскивать способы решения исторических задач, отталкиваясь от понимания их сути;
· могут устно прикидывать и оценивать результаты.
Регулятивные:
· учитывают правила в планировании и контроле способа решения;
· оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
· различают способ и результат действия;
· осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату;
· вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его и учета характера сделанных ошибок;
· умеют прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения цели. Могут проводить сравнительный анализ.
· Умеют планировать пути достижения целей.
Познавательные:
· используют поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы;
· проводят несложные рассуждения и обоснования в процессе решения задач;
· владеют общими приемами решения задач;
· учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве;
· владеют общими приемами решения задач.
· умеют применять изученные свойства и формулы.
Коммуникативные:
· учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве;
· контролируют действия партнера;
· умеют договариваться о совместной деятельности, приходят к общему решению;
· приходят к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов;
· могут участвовать в диалоге;
· могут аргументировать свою точку зрения;
· умеют строить монологическое контекстное высказывание;
· могут аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию, приводить примеры.
Личностные:
· формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; российский народ и историю России;
· формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
· формирование уважительного отношения к иному мнению, историй и культуре других народов;
· овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
· принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
· формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
· формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду.
Формы проведения занятий:
При проведении занятий предлагаются следующие формы работы:
· построение алгоритма действий;
· фронтальная, когда ученики работают синхронно под управлением учителя;
· работа в парах, взаимопроверка
· самостоятельная, когда ученики выполняют индивидуальные задания в течение занятия;
· постановка проблемной задачи и совместное ее решение;
· обсуждение решений в группах, взаимопроверка в группах.
Контроль ожидаемых результатов.
Контроль осуществляется, в основном, при проведении математических игр, математических праздников, заслушивании творческих работ и подведении итогов проектной деятельности.
Творческие работы учащихся по темам:
1. П. Ферма и его теорема.
2. Б. Паскаль и его научные труды.
3. Жизнь Р. Декарта и математика в его жизни.
4. И. Ньютон и его открытия.
5. Задачи в стихах.
6. Вклад русских математиков в развитие математической науки.
7. Проект «Пифагор и его школа».
Тематическое планирование
№ п\п |
Тема занятия |
кол-во часов |
Дата |
I модуль: « Язык и логика» |
|||
1 |
Как возникло слово «математика». Приемы устного счета. |
1 |
|
2 |
Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. |
1 |
|
3 |
Завтрак с головоломками: «Задача со спичками», «Тень», «Коварный пень». |
1 |
|
4 |
Рассказы о числах - великанах. |
1 |
|
5 |
Решение олимпиадных задач арифметическим методом. Универсальные кривые ( фигуры). |
1 |
|
6 |
Биографическая миниатюра. Пифагор. |
1 |
|
7 |
Решение олимпиадных задач на разрезание. Игра «Перекладывание карточек». |
1 |
|
8 |
Метрическая система мер. Решение олимпиадных задач с применением начальных понятий геометрии. |
1 |
|
9 |
Геометрия Гулливера. Геометрическая головоломка. Танграм. |
1 |
|
10 |
Решение олимпиадных задач. Лабиринты. |
1 |
|
11 |
Решение логических задач матричным способом. Как играть, чтобы не проиграть? |
1 |
|
12 |
Геометрия дождя и снега |
1 |
|
13 |
Четность суммы и произведения. Решение олимпиадных задач на четность. |
1 |
|
14 |
Прибавление четного. Знак произведения |
1 |
|
15 |
Решение задач игры «Кенгуру». |
1 |
|
16 |
Разбиение на пары. Решение задач игры «Кенгуру». |
1 |
|
17 |
Зашифрованная переписка |
1 |
|
II модуль: « История в математике». |
|||
18 |
Простые числа. Решение олимпиадных задач (математические ребусы). |
1 |
|
19 |
Возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков. Биографическая миниатюра. Архимед. Решение олимпиадных задач (на совместную работу). |
1 |
|
20 |
Старинные меры. Задачи из учебника Магницкого |
1 |
|
21 |
Биографическая миниатюра. Ферма. Решение олимпиадных задач (на делимость чисел). |
1 |
|
22 |
Приемы устного счета. Происхождение математических знаков. |
1 |
|
23 |
Решение олимпиадных задач (задачи мудрецов). |
1 |
|
24 |
Биографическая миниатюр. Б. Паскаль. Решение олимпиадных задач на взвешивание . |
1 |
|
25 |
Геометрические иллюзии. Геометрические задачи – головоломки: «Модель башни Эйфеля», «Число граней». |
1 |
|
26 |
Математика и сказание о потопе. |
1 |
|
27 |
Считаем устно. Решение олимпиадных задач («тридцать разных задач») |
1 |
|
28 |
Деление на 5 (50), 25 (250).Математические мотивы в художественной литературе. Игра « Попробуй сосчитай». |
1 |
|
29 |
Решение олимпиадных задач (с применением свойств геометрических фигур). Задачи в стихах. |
1 |
|
30 |
Тестовые задачи (задачи, решаемые с конца) |
1 |
|
31 |
Математические ребусы. Решение олимпиадных задач. |
1 |
|
32 |
Древние индийские задачи. |
1 |
|
33 |
Тестовые задачи (переливание). |
1 |
|
34 |
Логические задачи. |
1 |
|
35 |
Итоговое занятие. |
1 |
|
Итого: 35 часов. |