Дополнительная образовательная программа "Цифровая лаборатория"

Дата публикации: 2019-12-13 13:45:22
Статью разместил(а):
Тогонова Оюна Тумуровна

Дополнительная образовательная программа "Цифровая лаборатория"

Автор: Тогонова Оюна Тумуровна

 

Пояснительная записка

Программа дополнительного образования «Цифровая лаборатория» построена в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»).

Структура рабочей программы дополнительного образования содержит обязательныеэлементы в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»

Программа реализуется в соответствии с основными нормативными документами:

·         Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ;

·          «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (распоряжение Правительства РФ от 25.04.2015 г. № 729-р);

·         приказ Министерства образования и науки РФ от 29.09.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

·          СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что экономика страны требует обеспеченности инженерно-техническими кадрами и рабочей силой, отвечающей современным квалификационным требованиям. Особую роль в связи с этим в системе образования играет техническое творчество детей. В условиях взятого курса на развитие инженерно-технического направления МОУ «Судунтуйская СОШ» выделяет важную и актуальную задачу - создание условий для воспитания конкурентоспособного, инициативного ребенка - лидера, востребованного современным обществом, способного исследовать, мыслить творчески, анализировать ситуацию и применять критическое мышление для решения реальных проблем.

С целью создания эффективного проектирования современной информационно-предметной среды на основе системно-деятельностного подхода в школе ведется электронный дневник, журнал, электронное портфолио, во всех кабинетах оборудованы автоматизированное рабочее место учителя, а также открываются различные цифровые зоны (предметные зоны (физика, информатика, химия), административная зона, зона трансляции видеопродуктов, зона wi-fi, охранная видеосистема и сигнализация, мобильный класс, школьная студия «Эхо Судунтуя», Учебно-исследовательская лаборатория, Лаборатория роботов).

В условиях IT-насыщенной среды школа становится более открытой социальной системой за счет реализации широкой социокультурной деятельности. Создание Лаборатории роботов способствует не только внедрению инновационных технологий в практику школы, но и повышению эффективности образовательного процесса в школе. Развивается структура и содержание школьной инфраструктуры: на бюджетные и внебюджетные средства приобретены компьютеры и проекторы в кабинеты; функционирует учебно-исследовательская лаборатория на основной и старшей ступенях, который из года в год пополняется новинками, такими как 3д ручка, 3д принтер, окулус 3д очки, приобретенными на средства грантов; Телескоп (подарок семьи Намсараевых); адм.района выделила 100000р., на что приобретены 2 комплекта новых моделей роботов EV3. По проекту школьников с участием ТОСа «Эрдэм» построен школьный фонтан; в настоящее время идет реконструкция детской площадки начальной школы силами выпускников школы. 

Созданы все условия для  поддержки одарённых детей. Увеличилось количество участников, победителей и призёров районных, региональных, дистанционных Всероссийских предметных олимпиад школьников, творческих конкурсов, соревнований, НПК разного уровня.

Новизна программы заключается в понимании приоритетности практико- ориентированной работы, направленной на развитие навыков соревновательной робототехники у обучающихся, а также развития навыков командной работы при использовании специальных наборов ПервоРоботLegoWeDo, LegoMindstorms NXT 2.0 и LegoMindstorms EV3. 

Практическая значимость программы состоит в формировании у обучающихся навыков самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими возможностями конструктора и используемым программным обеспечением позволяют в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную педагогом или самим обучающимся задачу. 

Отличительной особенностью программы является предоставление детям права выбирать самостоятельно тот или иной конкретный объект конструирования и моделирования в рамках темы. Программа учит детей осмысленному, творческому подходу к техническому конструированию, моделированию и программированию. 

В распоряжении детей будут предоставлены LEGO-конструкторы, оснащенные специальным микропроцессором, позволяющим создавать программируемые модели роботов. С его помощью обучаемый может запрограммировать робота на выполнение определенных функций. Отличительной особенностью данной программы является то, что она построена на обучении в процессе практики. 

Организационные условия реализации программы 

Курс рассчитан на 2 года занятий (базовый уровень), объем занятий – 144 часа в год. Программа предполагает проведение регулярных еженедельных занятий со школьниками возрастной группы 12-15 лет 4 часа (в расчете 1 академический час (45 минут) в неделю. Зачисление в группы производится без специального отбора. Для каждого года обучения разработан набор тем для изучения. 

Направленность (профиль) программы – техническая. 

Форма обучения – очная.

В объединение принимаются школьники 12-15 лет. Зачисление в группы производится без специального отбора. В группе могут быть дети одного возраста или разного возраста. 

Нормы наполнения групп: 15-20 человек. Набор обучающихся свободный. Состав групп постоянный. 

 

Цель и задачи программы

Цель программы: формирование интереса к техническим видам творчества, развитие конструктивного модульного логического мышления средствами робототехники.

Задачи программы:

- Организация занятости школьников во внеурочное время.

- Всестороннее развитие личности учащегося:

- Формирование и расширение у учащихся целостного представления об окружающем мире.

- Ознакомление учащихся с основами конструирования и моделирования.

- Развитие способности творчески подходить к проблемным ситуациям.

- развитие коммуникативных способностей учащихся, умения работать в группе, умения аргументировано представлять результаты своей деятельности, отстаивать свою точку зрения.

Задачи программы:

Обучающие:

- ознакомление с комплектом LEGO;

- ознакомление с основами автономного программирования;

- ознакомление со средой программирования LEGO;

- получение навыков работы с датчиками и двигателями комплекта;

Развивающие:

- развитие конструкторских навыков;

- развитие логического мышления;

- развитие пространственного воображения.

Воспитательные:

- воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;

- развитие коммуникативной компетенции: навыков сотрудничества в коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении;

- развитие социально-трудовой компетенции: воспитание трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;

Основными принципами обучения являются:

Научность. Этот принцип предопределяет сообщение обучаемым только достоверных, проверенных практикой сведений, при отборе которых учитываются новейшие достижения науки и техники.

Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины учебного материала уровню общего развития учащихся в данный период, благодаря чему, знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены.

Связь теории с практикой. Обязывает вести обучение так, чтобы обучаемые могли сознательно применять приобретенные ими знания на практике.

Наглядность. Объяснение техники сборки робототехнических средств на конкретных изделиях и программных продукта. Для наглядности применяются существующие видео материалы, а так же материалы своего изготовления.

Форма организации занятий

Во время занятий к обучающимся осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход. Занятия делятся на теоретические и практические, учитывая возрастные, психологические и индивидуальные особенности обучающихся. В данном курсе используются фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая и парная формы обучения.

Используются такие педагогические технологии как обучение в сотрудничестве, индивидуализация и дифференциация обучения, проектные методы обучения, технологии использования в обучении игровых методов, информационно-  коммуникационные технологии.

Тематическое планирование 1 год обучения 

№ п/п  

Тема занятия  

Содержание занятия

Кол-во часов  

Теория

Практика

РАЗДЕЛ 1 «Введение» (13) 

1

Введение

Правила поведения и ТБ в кабинете при работе с конструкторами.

1

1

0

2

 Легомир

Правила работы с конструктором Lego.

2

1

1

3

Управление

Знакомство с RCX. Кнопки управления.

1

1

0

4

Моделирование

Сбор непрограммируемых моделей.

3

1

2

5

Программирование

Составление простейшей программы по шаблону, передача и запуск программы.

3

1

2

6

Параметры

Изучение влияния параметров на работу модели.

3

2

1

РАЗДЕЛ 2 «Программная среда и управление NXT» (16)

7

Визуальные языки программирования

История создания языка Lab View, РобоЛаб.

2

2

0

8

Программирование

Изображение команд в программе и на схеме

3

1

2

9

Программирование

Понятие команды, программы и программирования.

2

0

2

10

Пиктограммы

Работа с пиктограммами, соединение команд

2

0

2

11

Программирование

Составления программы по шаблону

2

0

2

12

Программирование

Передача и запуск программы

1

0

1

13

Моделирование

Сборка модели с использованием мотора

2

0

2

14

Программирование

Линейная и циклическая программа.

2

1

1

РАЗДЕЛ 3 «Исследование и управление» (12)

15

Исследование

Исследование. Управление 1

Датчика освещенности

3

1

2

16

Исследование

Исследование. Управление 2

3

1

2

17

Движение по траектории

Микропроцессор NXT + конструктор LEGO + программа LEGO

3

1

2

18

Исследование

Движение по траектории.

1

1

0

19

Движение по траектории

Соревнования «Движение по линии»

2

0

2

РАЗДЕЛ 4 «Конструирование» (14)

20

Программирование

Инфракрасный передатчик. Передача и запуск программы.

2

1

1

21

Выключатель света

Модель «Выключатель света». Сборка модели.

2

0

2

22

Выключатель света

Модель «Выключатель света». Сборка модели.

2

0

2

23

Конструирование

Разработка и сбор собственных моделей.

2

0

2

24

Моделирование

Разработка и сбор собственных моделей.

2

0

2

25

Моделирование

Разработка и сбор собственных моделей.

2

0

2

26

Конструирование

Демонстрация моделей

2

0

2

РАЗДЕЛ 5 «Механизмы и датчики» (12)

27

Механизмы

Понятие о простых механизмах и их разновидностях.

1

1

0

28

Команды

Датчик касания (Знакомство с командами: жди нажато, жди отжато, количество нажатий)

1

0

1

29

Датчики

Датчик освещенности

1

0

1

30

Проектирование

Выработка и утверждение тем проектов

1

0

1

31

Конструирование

Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков

2

0

2

32

Моделирование

Презентация моделей

2

0

2

33

Проектирование

Выставка

1

0

1

34

Скоростные модели

Виды передач. Создание скоростной модели.

2

1

1

35

Моделирование

Соревнования моделей, обсуждение проектов и программ

1

0

1

 

РАЗДЕЛ 6 «Конструкции» (3)  

36

Конструкции

Конструкция. Основные свойства конструкции при ее построении.

2

1

1

37

Проектирование и конструирование

Свободный урок по теме «Конструкция».

1

0

1

РАЗДЕЛ 7 «Программная среда и управление NXT» (26)  

38

Программирование

Программа Lego Mindstorm NXT-G.

3

1

2

39

Микропроцессор

Микропроцессор NXT и правила работы с ним.

3

1

2

40

Команды, программы

Понятие команды, программы и программирования.

3

1

2

41

Исследование

Управление 1

2

0

2

42

Исследование

Управление 2

2

0

2

43

Исследование

Управление 3

• Использование Датчика Касания в команде Жди

2

0

2

44

Программирование

Создание программы

3

1

2

45

Микропроцессор

Микропроцессор NXT.

3

1

2

46

Исследование

Управление 4

• Использование Датчика Освещенности в команде Жди

3

0

3

47

Проектирование

Соревнование «Траектория»

2

0

2

РАЗДЕЛ 8 «Исследование и управление» (10)  

 

48

Исследование.

 

Управление 1

Датчика Освещенности

2

0

2

49

Исследование.

Управление 2

2

0

2

50

Микропроцессор

Микропроцессор NXT + конструктор LEGO + программа LEGO

3

0

3

51

Движение

Движение по траектории.

1

1

0

52

Проектирование

Соревнования «Движение по линии»

2

0

2

РАЗДЕЛ 9 «Конструирование» (23)  

 

53

Конструирование 1.

Управление двумя моторами с помощью команды Жди

2

0

2

54

Конструирование 2.

Управление мощностью моторов.

2

0

2

55

Органы чувств робота.

Сенсоры

4

1

3

56

Конструирование 3.

Использование Датчика Освещенности в команде Жди

3

1

2

57

Конструирование 4.

 

Программирование функций регистрации данных

5

2

3

58

Органы чувств робота.

Датчик освещенности.

4

1

3

59

Проектирование

Проект Карусель. Использование автоматического управления.

3

0

3

РАЗДЕЛ 10 «Механизмы и датчики» (15)  

 

60

Механизмы

Понятие о простых механизмах и их разновидностях.

1

1

0

61

Рычаги

Рычаги: правило равновесия рычага.

1

1

0

62

Моделирование

Модель «шлагбаум».

2

0

2

63

Датчики

Датчики – органы чувств Робота.

1

1

0

64

Моделирование

Модель автомобиля. Построение модели по технологической карте.

2

0

2

65

Моделирование

Автомобиль. Часть 2

2

0

2

66

Моделирование

Автомобиль. Часть 3

2

0

2

67

Скоростные модели

Виды передач. Создание скоростной модели.

1

1

0

68

Мощные модели

Виды передач. Создание мощных моделей.

1

1

0

69

Моделирование

Соревнования моделей, обсуждение проектов и программ

2

0

2

 

 

ИТОГО

144

 

 

 

Календарно-тематическое планирование 2 год обучения

№ п/п  

Тема занятия  

Содержание занятия

Кол-во часов  

Теория

Практика

РАЗДЕЛ 1 «Легомир» (4)  

1

Введение

Введение в робототехнику

1

1

0

2

Легомир

Конструкторы компании ЛЕГО

1

1

0

3

Конструкторы ЛЕГО

Знакомимся с набором Lego

2

0

2

РАЗДЕЛ 2 «Программная среда и управление NXT» (24)  

4

Робот - сумоист

Собираем по инструкции робота-сумоиста

3

1

2

5

Робот - сумоист

Соревнование "роботов-сумоистов"

2

0

2

6

Конструирование

Анализ конструкции победителей

1

0

1

7

Конструирование

Конструируем робота к школьным и городским соревнованиям

3

0

3

8

Робот-богомол

Собираем робота-богомола

2

0

2

9

Робот-богомол

Программируем робота-богомола

2

0

2

10

Роботы высокой сложности

Собираем робота высокой сложности

3

0

3

11

«Конвейер-сортировщик»

Собираем робота высокой сложности «Конвейер-сортировщик»

3

0

3

12

«Конвейер-сортировщик»

Программируем робота высокой сложности «Конвейер-сортировщик»

3

0

3

13

«Конвейер-сортировщик»

Показательное выступление

2

0

2

РАЗДЕЛ 3 «Исследование и управление» (14)  

14

Проектирование

Разработка проектов по группам

4

0

4

15

Моделирование

Свободный урок. Сбор готовой модели на выбор

2

0

2

16

Конструирование

Конструируем 4-х колёсного или гусеничного робота

4

1

3

17

Программирование

Конструируем колёсного или гусеничного робота. Программирование.

4

1

3

РАЗДЕЛ 4 «Конструирование» (26)  

18

Конструирование

Конструирование первого робота

4

1

3

19

Среда управления и программирования

Изучение среды управления и программирования

3

1

2

20

Программирование

Программирование робота

4

1

3

21

Конструирование

Конструируем более сложного робота

4

1

3

22

Сложные роботы

Программирование более сложного робота

4

1

3

23

Гусеничный робот

Собираем гусеничного робота по инструкции

2

0

2

24

Гусеничный бот

Конструируем гусеничного бота. Демонстрация результатов.

5

0

5

РАЗДЕЛ 5 «Механизмы и датчики» (19)  

25

Моделирование

Свободное моделирование

3

0

3

26

Программирование

Свободное моделирование, программирование

3

0

3

27

Робот-сортировщик

Компьютерное моделирование робота сортировщика.

3

0

3

28

Робот – сортировщик

Сборка робота-сортировщика по компьютерной модели.

3

0

3

29

Робот-сортировщик

Программирование робота-сортировщика.

3

0

3

30

Проектирование

Подготовка к соревнованиям.

2

0

2

31

Проектирование

Квалификационно, показательные соревнования.

2

0

2

 

РАЗДЕЛ 6 «Основные понятия микроэлектроники» (4)  

32

Микроэлектроника и робототехника.

Основные понятия, сферы применения. Знакомство с микронтроллером Arduino.

2

1

1

33

Электроника

Теоретические основы электроники.

2

2

0

РАЗДЕЛ 7 «Основные принципы программирования микроконтроллеров» (15)

34

Программирование

Программирование Arduino

3

0

3

35

Переменные и конструкции

Логические переменные и конструкции

4

2

2

36

Аналоговые и цифровые входы и выходы

Аналоговые и цифровые входы и выходы. Принципы их использования

4

2

2

37

Массивы

Понятие массива. Массивы символов. Пьезоэффект. Управление звуком.

4

2

2

РАЗДЕЛ 8 «Датчики для микроконтроллера» (6)

 

38

Сенсоры

Сенсоры. Датчики Arduino.

2

1

1

39

Моделирование

Подключение различных датчиков к Arduino

2

1

1

40

Проектирование

Создание творческого проекта

2

0

2

РАЗДЕЛ 9 «Практическое применение микроконтроллеров» (16)

41

Индикаторы, массивы

Цифровые индикаторы. Применение массивов

2

1

1

42

Звук

Работа со звуком

2

1

1

43

Библиотеки

Библиотеки

3

1

2

44

Экраны, микроконтроллеры

LCD-экраны (жидкокристаллические экраны)

2

1

1

45

Двигатели

Двигатели. Типы. Управление двигателями.

2

1

1

46

Данные

Регистрация данных на SD и Micro-SD карты.

3

1

2

47

Связь

Беспроводная связь

2

1

1

РАЗДЕЛ 5 «Электронный текстиль» (6)

48

Платы

Знакомство с платой Arduino Lilypad.

2

1

1

49

Электронный текстиль

Проекты электронного текстиля

4

1

3

РАЗДЕЛ 6 «Проектная работа» (10)

50

Проектирование

Работа над собственным творческим проектом

7

1

6

51

Проектирование

Итоговая презентация проектов (конференция).

3

0

3

 

 

ИТОГО

144

 

 

 

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса: 

1. Коммуникативные универсальные учебные действия: формировать умение слушать и понимать других; формировать и отрабатывать умение согласованно работать в группах и коллективе; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

2. Познавательные универсальные учебные действия: формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации; формировать умения на основе анализа рисунка-схемы делать выводы; основные понятия робототехники; основы алгоритмизации и программирования; умения автономного программирования; знания среды LEGO;

3. Регулятивные универсальные учебные действия: формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формировать умение составлять план действия на уроке с помощью учителя

4. Личностные универсальные учебные действия: формировать учебную мотивацию, осознанность учения и личной ответственности, формировать эмоциональное отношение к учебной деятельности и общее представление о моральных нормах поведения.

Обоснование выбора конструктора LEGO 

Это один из самых доступных наборов конструкторов, в котором очень четко прослеживается линейка от наборов для малышей до студентов (программирование преподается на базе LEGO в некоторых зарубежных колледжах). Опыт, полученный ранее, применяется в дальнейших разработках, детали совместимы между множественными наборами.

Набор LEGO - это набор, имеющий 32-х битный процессор, четыре входа, три выхода, Bluetooth связь, динамик и графический 100 х 64 пиксельный ЖК дисплей. Набор NXT включает в себя также три мощных двигателя со встроенными датчиками поворота и разнообразные наборы датчиков (в зависимости от комплектации). Для программирования используется новая графическая платформа NXT-G, которая, в отличие от предшественника, является тоже достаточно простой, но при этом позволяет запрограммировать достаточно многое.

Современный набор LEGO– одна из лучших образовательных платформ компании ЛЕГО, которая была разработана специально для занятий в классе или кружке робототехники. Конструктор основан на деталях Lego Technic и сложной электронике. Он включает: мощный микрокомпьютер EV3 с возможностью перепрограммирования, три электрических серводвигателя, 2 сенсора касания, датчик цвета, гироскоп, ультразвуковой датчик, перезаряжаемую батарею, соединительные кабели, более 500 строительных элементов.

Собрав модель и подсоединив ее к компьютеру, ребята могут составить программу для управления ею. А специальный LEGO – компьютер позволяет модели функционировать независимо от настольного компьютера, на котором была написана управляющая программа.

Механизм оценивания образовательных результатов 

Оценки Оцениваемые  

параметры  

низкий  

средний  

высокий  

Уровень теоретических знаний  

Теоретическое знание

Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами.

Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуется дополнительные вопросы.

Обучающийся знает изученный материал.

Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом.

Уровень практических навыков и умений

Работа с инструментами, техника безопасности

Требуется контроль педагога за выпол- нением правил по технике безопасности.

Требуется периодическое напоминание о том, как работать с инструментами.

Четко и безопасно работает инструментами.

Способность изготовления моделей роботов

Не может изготовить модель робота по схеме без помощи педагога.

Может изготовить модель робота по схемам при подсказке педагога.

Способен самостоятельно изготовить модель робота по заданным схемам.

Степень самостоятельности изготовления моделей роботов

Требуется постоянные пояснения педагога при сборке и программированию.

Нуждается в пояснении последовательности работы.

Самостоятельно выполняет операции при сборке и программированию роботов.

Материально-техническая база

1.      Методическое обеспечение программы

2.      Конструктор ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO Education WeDo модели

3.      Программное обеспечение «LEGO Education WeDo Software »

4.      Инструкции по сборке (в электронном виде)

5.      Книга для учителя (в электронном виде)

6.      Компьютер

7.      Проектор.

Методическое обеспечение 

Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:

- электронные учебники;

- экранные видео лекции, Screencast (экранное видео - записываются скриншоты (статические кадры экрана) в динамике);

- видеоролики;

- информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной образовательной программе;

- мультимедийные интерактивные домашние работы, выдаваемые обучающимся на каждом занятии;

По результатам работ всей группы будет создаваться мультимедийное интерактивное издание, которое можно будет использовать не только в качестве отчетности о проделанной работе, но и как учебный материал для следующих групп обучающихся.

 

Литература для педагогов:

1. Аляев Ю.А. Алгоритмизация и языки программирования: Pascal, C++, Visual Basic: Учебно-справочное пособие. / Под ред. Ю.А. Аляев, О.А. Козлов.-2002.

2. Бишоп О. Настольная книга разработчика роботов. - К.: "МК-Пресс", СПб.: "КОРОНА-ВЕК", 2010.

3. Вортников С.А. «РОБОТОТЕХНИКА» Издательство МГТУ. «Информационные устройства робототехнических систем».

4. Злаказов А.С. «Уроки Лего-конструирования в школе» метод.пособие, Под ред. А.С.Злаказов, Г.А.Горшков, С.Г.Шевалдина. Изд.Бином 2011.

5. Копосов Д.Г. «Первый шаг в робототехнику», изд. Бином, 2014.

6. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. Базовый уровень / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008.

7. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 720с.

8. М. Предко «123 эксперимента по робототехнике» / М. Предко; пер. с англ. В. П. Попова. - М.: НТ Пресс, 2007.

9. Симонович С. «Занимательное программирование Visual Basic». / Под ред. С. Симоновича и Т. Евсеева. – М.: «АСТ-Пресс Книга», 2001.

 Литература для детей:

1. Копосов Д.Г. «Первый шаг в робототехнику», изд. Бином, 2014.

2. Злаказов А.С. «Уроки Лего-конструирования в школе» методическое пособие, под ред. А.С.Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г. Шевалдина. Изд.Бином 2011.

3. Филиппов С.А. «Робототехника для детей и родителей», изд. «Наука», 2013.