Дополнительная образовательная программа "Цифровая лаборатория"
Дополнительная образовательная программа "Цифровая лаборатория"
Автор: Тогонова Оюна Тумуровна
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования «Цифровая лаборатория» построена в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»).
Структура рабочей программы дополнительного образования содержит обязательныеэлементы в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»
Программа реализуется в соответствии с основными нормативными документами:
· Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273- ФЗ;
· «План мероприятий на 2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей» (распоряжение Правительства РФ от 25.04.2015 г. № 729-р);
· приказ Министерства образования и науки РФ от 29.09.2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
· СанПиН 2.4.4.3172-14 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что экономика страны требует обеспеченности инженерно-техническими кадрами и рабочей силой, отвечающей современным квалификационным требованиям. Особую роль в связи с этим в системе образования играет техническое творчество детей. В условиях взятого курса на развитие инженерно-технического направления МОУ «Судунтуйская СОШ» выделяет важную и актуальную задачу - создание условий для воспитания конкурентоспособного, инициативного ребенка - лидера, востребованного современным обществом, способного исследовать, мыслить творчески, анализировать ситуацию и применять критическое мышление для решения реальных проблем.
С целью создания эффективного проектирования современной информационно-предметной среды на основе системно-деятельностного подхода в школе ведется электронный дневник, журнал, электронное портфолио, во всех кабинетах оборудованы автоматизированное рабочее место учителя, а также открываются различные цифровые зоны (предметные зоны (физика, информатика, химия), административная зона, зона трансляции видеопродуктов, зона wi-fi, охранная видеосистема и сигнализация, мобильный класс, школьная студия «Эхо Судунтуя», Учебно-исследовательская лаборатория, Лаборатория роботов).
В условиях IT-насыщенной среды школа становится более открытой социальной системой за счет реализации широкой социокультурной деятельности. Создание Лаборатории роботов способствует не только внедрению инновационных технологий в практику школы, но и повышению эффективности образовательного процесса в школе. Развивается структура и содержание школьной инфраструктуры: на бюджетные и внебюджетные средства приобретены компьютеры и проекторы в кабинеты; функционирует учебно-исследовательская лаборатория на основной и старшей ступенях, который из года в год пополняется новинками, такими как 3д ручка, 3д принтер, окулус 3д очки, приобретенными на средства грантов; Телескоп (подарок семьи Намсараевых); адм.района выделила 100000р., на что приобретены 2 комплекта новых моделей роботов EV3. По проекту школьников с участием ТОСа «Эрдэм» построен школьный фонтан; в настоящее время идет реконструкция детской площадки начальной школы силами выпускников школы.
Созданы все условия для поддержки одарённых детей. Увеличилось количество участников, победителей и призёров районных, региональных, дистанционных Всероссийских предметных олимпиад школьников, творческих конкурсов, соревнований, НПК разного уровня.
Новизна программы заключается в понимании приоритетности практико- ориентированной работы, направленной на развитие навыков соревновательной робототехники у обучающихся, а также развития навыков командной работы при использовании специальных наборов ПервоРоботLegoWeDo, LegoMindstorms NXT 2.0 и LegoMindstorms EV3.
Практическая значимость программы состоит в формировании у обучающихся навыков самостоятельного технического творчества. Простота в построении модели в сочетании с большими возможностями конструктора и используемым программным обеспечением позволяют в конце занятия увидеть сделанную своими руками модель, которая выполняет поставленную педагогом или самим обучающимся задачу.
Отличительной особенностью программы является предоставление детям права выбирать самостоятельно тот или иной конкретный объект конструирования и моделирования в рамках темы. Программа учит детей осмысленному, творческому подходу к техническому конструированию, моделированию и программированию.
В распоряжении детей будут предоставлены LEGO-конструкторы, оснащенные специальным микропроцессором, позволяющим создавать программируемые модели роботов. С его помощью обучаемый может запрограммировать робота на выполнение определенных функций. Отличительной особенностью данной программы является то, что она построена на обучении в процессе практики.
Организационные условия реализации программы
Курс рассчитан на 2 года занятий (базовый уровень), объем занятий – 144 часа в год. Программа предполагает проведение регулярных еженедельных занятий со школьниками возрастной группы 12-15 лет 4 часа (в расчете 1 академический час (45 минут) в неделю. Зачисление в группы производится без специального отбора. Для каждого года обучения разработан набор тем для изучения.
Направленность (профиль) программы – техническая.
Форма обучения – очная.
В объединение принимаются школьники 12-15 лет. Зачисление в группы производится без специального отбора. В группе могут быть дети одного возраста или разного возраста.
Нормы наполнения групп: 15-20 человек. Набор обучающихся свободный. Состав групп постоянный.
Цель и задачи программы
Цель программы: формирование интереса к техническим видам творчества, развитие конструктивного модульного логического мышления средствами робототехники.
Задачи программы:
- Организация занятости школьников во внеурочное время.
- Всестороннее развитие личности учащегося:
- Формирование и расширение у учащихся целостного представления об окружающем мире.
- Ознакомление учащихся с основами конструирования и моделирования.
- Развитие способности творчески подходить к проблемным ситуациям.
- развитие коммуникативных способностей учащихся, умения работать в группе, умения аргументировано представлять результаты своей деятельности, отстаивать свою точку зрения.
Задачи программы:
Обучающие:
- ознакомление с комплектом LEGO;
- ознакомление с основами автономного программирования;
- ознакомление со средой программирования LEGO;
- получение навыков работы с датчиками и двигателями комплекта;
Развивающие:
- развитие конструкторских навыков;
- развитие логического мышления;
- развитие пространственного воображения.
Воспитательные:
- воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;
- развитие коммуникативной компетенции: навыков сотрудничества в коллективе, малой группе (в паре), участия в беседе, обсуждении;
- развитие социально-трудовой компетенции: воспитание трудолюбия, самостоятельности, умения доводить начатое дело до конца;
Основными принципами обучения являются:
Научность. Этот принцип предопределяет сообщение обучаемым только достоверных, проверенных практикой сведений, при отборе которых учитываются новейшие достижения науки и техники.
Доступность. Предусматривает соответствие объема и глубины учебного материала уровню общего развития учащихся в данный период, благодаря чему, знания и навыки могут быть сознательно и прочно усвоены.
Связь теории с практикой. Обязывает вести обучение так, чтобы обучаемые могли сознательно применять приобретенные ими знания на практике.
Наглядность. Объяснение техники сборки робототехнических средств на конкретных изделиях и программных продукта. Для наглядности применяются существующие видео материалы, а так же материалы своего изготовления.
Форма организации занятий
Во время занятий к обучающимся осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход. Занятия делятся на теоретические и практические, учитывая возрастные, психологические и индивидуальные особенности обучающихся. В данном курсе используются фронтальная, индивидуальная, коллективная, групповая и парная формы обучения.
Используются такие педагогические технологии как обучение в сотрудничестве, индивидуализация и дифференциация обучения, проектные методы обучения, технологии использования в обучении игровых методов, информационно- коммуникационные технологии.
Тематическое планирование 1 год обучения
№ п/п |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
|
РАЗДЕЛ 1 «Введение» (13) |
||||||
1 |
Введение |
Правила поведения и ТБ в кабинете при работе с конструкторами. |
1 |
1 |
0 |
|
2 |
Легомир |
Правила работы с конструктором Lego. |
2 |
1 |
1 |
|
3 |
Управление |
Знакомство с RCX. Кнопки управления. |
1 |
1 |
0 |
|
4 |
Моделирование |
Сбор непрограммируемых моделей. |
3 |
1 |
2 |
|
5 |
Программирование |
Составление простейшей программы по шаблону, передача и запуск программы. |
3 |
1 |
2 |
|
6 |
Параметры |
Изучение влияния параметров на работу модели. |
3 |
2 |
1 |
|
РАЗДЕЛ 2 «Программная среда и управление NXT» (16) |
||||||
7 |
Визуальные языки программирования |
История создания языка Lab View, РобоЛаб. |
2 |
2 |
0 |
|
8 |
Программирование |
Изображение команд в программе и на схеме |
3 |
1 |
2 |
|
9 |
Программирование |
Понятие команды, программы и программирования. |
2 |
0 |
2 |
|
10 |
Пиктограммы |
Работа с пиктограммами, соединение команд |
2 |
0 |
2 |
|
11 |
Программирование |
Составления программы по шаблону |
2 |
0 |
2 |
|
12 |
Программирование |
Передача и запуск программы |
1 |
0 |
1 |
|
13 |
Моделирование |
Сборка модели с использованием мотора |
2 |
0 |
2 |
|
14 |
Программирование |
Линейная и циклическая программа. |
2 |
1 |
1 |
|
РАЗДЕЛ 3 «Исследование и управление» (12) |
||||||
15 |
Исследование |
Исследование. Управление 1 Датчика освещенности |
3 |
1 |
2 |
|
16 |
Исследование |
Исследование. Управление 2 |
3 |
1 |
2 |
|
17 |
Движение по траектории |
Микропроцессор NXT + конструктор LEGO + программа LEGO |
3 |
1 |
2 |
|
18 |
Исследование |
Движение по траектории. |
1 |
1 |
0 |
|
19 |
Движение по траектории |
Соревнования «Движение по линии» |
2 |
0 |
2 |
|
РАЗДЕЛ 4 «Конструирование» (14) |
||||||
20 |
Программирование |
Инфракрасный передатчик. Передача и запуск программы. |
2 |
1 |
1 |
|
21 |
Выключатель света |
Модель «Выключатель света». Сборка модели. |
2 |
0 |
2 |
|
22 |
Выключатель света |
Модель «Выключатель света». Сборка модели. |
2 |
0 |
2 |
|
23 |
Конструирование |
Разработка и сбор собственных моделей. |
2 |
0 |
2 |
|
24 |
Моделирование |
Разработка и сбор собственных моделей. |
2 |
0 |
2 |
|
25 |
Моделирование |
Разработка и сбор собственных моделей. |
2 |
0 |
2 |
|
26 |
Конструирование |
Демонстрация моделей |
2 |
0 |
2 |
|
РАЗДЕЛ 5 «Механизмы и датчики» (12) |
||||||
27 |
Механизмы |
Понятие о простых механизмах и их разновидностях. |
1 |
1 |
0 |
|
28 |
Команды |
Датчик касания (Знакомство с командами: жди нажато, жди отжато, количество нажатий) |
1 |
0 |
1 |
|
29 |
Датчики |
Датчик освещенности |
1 |
0 |
1 |
|
30 |
Проектирование |
Выработка и утверждение тем проектов |
1 |
0 |
1 |
|
31 |
Конструирование |
Конструирование модели, ее программирование группой разработчиков |
2 |
0 |
2 |
|
32 |
Моделирование |
Презентация моделей |
2 |
0 |
2 |
|
33 |
Проектирование |
Выставка |
1 |
0 |
1 |
|
34 |
Скоростные модели |
Виды передач. Создание скоростной модели. |
2 |
1 |
1 |
|
35 |
Моделирование |
Соревнования моделей, обсуждение проектов и программ |
1 |
0 |
1 |
РАЗДЕЛ 6 «Конструкции» (3) |
|||||
36 |
Конструкции |
Конструкция. Основные свойства конструкции при ее построении. |
2 |
1 |
1 |
37 |
Проектирование и конструирование |
Свободный урок по теме «Конструкция». |
1 |
0 |
1 |
РАЗДЕЛ 7 «Программная среда и управление NXT» (26) |
|||||
38 |
Программирование |
Программа Lego Mindstorm NXT-G. |
3 |
1 |
2 |
39 |
Микропроцессор |
Микропроцессор NXT и правила работы с ним. |
3 |
1 |
2 |
40 |
Команды, программы |
Понятие команды, программы и программирования. |
3 |
1 |
2 |
41 |
Исследование |
Управление 1 |
2 |
0 |
2 |
42 |
Исследование |
Управление 2 |
2 |
0 |
2 |
43 |
Исследование |
Управление 3 • Использование Датчика Касания в команде Жди |
2 |
0 |
2 |
44 |
Программирование |
Создание программы |
3 |
1 |
2 |
45 |
Микропроцессор |
Микропроцессор NXT. |
3 |
1 |
2 |
46 |
Исследование |
Управление 4 • Использование Датчика Освещенности в команде Жди |
3 |
0 |
3 |
47 |
Проектирование |
Соревнование «Траектория» |
2 |
0 |
2 |
РАЗДЕЛ 8 «Исследование и управление» (10) |
|
||||
48 |
Исследование.
|
Управление 1 Датчика Освещенности |
2 |
0 |
2 |
49 |
Исследование. |
Управление 2 |
2 |
0 |
2 |
50 |
Микропроцессор |
Микропроцессор NXT + конструктор LEGO + программа LEGO |
3 |
0 |
3 |
51 |
Движение |
Движение по траектории. |
1 |
1 |
0 |
52 |
Проектирование |
Соревнования «Движение по линии» |
2 |
0 |
2 |
РАЗДЕЛ 9 «Конструирование» (23) |
|
||||
53 |
Конструирование 1. |
Управление двумя моторами с помощью команды Жди |
2 |
0 |
2 |
54 |
Конструирование 2. |
Управление мощностью моторов. |
2 |
0 |
2 |
55 |
Органы чувств робота. |
Сенсоры |
4 |
1 |
3 |
56 |
Конструирование 3. |
Использование Датчика Освещенности в команде Жди |
3 |
1 |
2 |
57 |
Конструирование 4.
|
Программирование функций регистрации данных |
5 |
2 |
3 |
58 |
Органы чувств робота. |
Датчик освещенности. |
4 |
1 |
3 |
59 |
Проектирование |
Проект Карусель. Использование автоматического управления. |
3 |
0 |
3 |
РАЗДЕЛ 10 «Механизмы и датчики» (15) |
|
||||
60 |
Механизмы |
Понятие о простых механизмах и их разновидностях. |
1 |
1 |
0 |
61 |
Рычаги |
Рычаги: правило равновесия рычага. |
1 |
1 |
0 |
62 |
Моделирование |
Модель «шлагбаум». |
2 |
0 |
2 |
63 |
Датчики |
Датчики – органы чувств Робота. |
1 |
1 |
0 |
64 |
Моделирование |
Модель автомобиля. Построение модели по технологической карте. |
2 |
0 |
2 |
65 |
Моделирование |
Автомобиль. Часть 2 |
2 |
0 |
2 |
66 |
Моделирование |
Автомобиль. Часть 3 |
2 |
0 |
2 |
67 |
Скоростные модели |
Виды передач. Создание скоростной модели. |
1 |
1 |
0 |
68 |
Мощные модели |
Виды передач. Создание мощных моделей. |
1 |
1 |
0 |
69 |
Моделирование |
Соревнования моделей, обсуждение проектов и программ |
2 |
0 |
2 |
|
|
ИТОГО |
144 |
|
|
Календарно-тематическое планирование 2 год обучения
№ п/п |
Тема занятия |
Содержание занятия |
Кол-во часов |
Теория |
Практика |
|
РАЗДЕЛ 1 «Легомир» (4) |
||||||
1 |
Введение |
Введение в робототехнику |
1 |
1 |
0 |
|
2 |
Легомир |
Конструкторы компании ЛЕГО |
1 |
1 |
0 |
|
3 |
Конструкторы ЛЕГО |
Знакомимся с набором Lego |
2 |
0 |
2 |
|
РАЗДЕЛ 2 «Программная среда и управление NXT» (24) |
||||||
4 |
Робот - сумоист |
Собираем по инструкции робота-сумоиста |
3 |
1 |
2 |
|
5 |
Робот - сумоист |
Соревнование "роботов-сумоистов" |
2 |
0 |
2 |
|
6 |
Конструирование |
Анализ конструкции победителей |
1 |
0 |
1 |
|
7 |
Конструирование |
Конструируем робота к школьным и городским соревнованиям |
3 |
0 |
3 |
|
8 |
Робот-богомол |
Собираем робота-богомола |
2 |
0 |
2 |
|
9 |
Робот-богомол |
Программируем робота-богомола |
2 |
0 |
2 |
|
10 |
Роботы высокой сложности |
Собираем робота высокой сложности |
3 |
0 |
3 |
|
11 |
«Конвейер-сортировщик» |
Собираем робота высокой сложности «Конвейер-сортировщик» |
3 |
0 |
3 |
|
12 |
«Конвейер-сортировщик» |
Программируем робота высокой сложности «Конвейер-сортировщик» |
3 |
0 |
3 |
|
13 |
«Конвейер-сортировщик» |
Показательное выступление |
2 |
0 |
2 |
|
РАЗДЕЛ 3 «Исследование и управление» (14) |
||||||
14 |
Проектирование |
Разработка проектов по группам |
4 |
0 |
4 |
|
15 |
Моделирование |
Свободный урок. Сбор готовой модели на выбор |
2 |
0 |
2 |
|
16 |
Конструирование |
Конструируем 4-х колёсного или гусеничного робота |
4 |
1 |
3 |
|
17 |
Программирование |
Конструируем колёсного или гусеничного робота. Программирование. |
4 |
1 |
3 |
|
РАЗДЕЛ 4 «Конструирование» (26) |
||||||
18 |
Конструирование |
Конструирование первого робота |
4 |
1 |
3 |
|
19 |
Среда управления и программирования |
Изучение среды управления и программирования |
3 |
1 |
2 |
|
20 |
Программирование |
Программирование робота |
4 |
1 |
3 |
|
21 |
Конструирование |
Конструируем более сложного робота |
4 |
1 |
3 |
|
22 |
Сложные роботы |
Программирование более сложного робота |
4 |
1 |
3 |
|
23 |
Гусеничный робот |
Собираем гусеничного робота по инструкции |
2 |
0 |
2 |
|
24 |
Гусеничный бот |
Конструируем гусеничного бота. Демонстрация результатов. |
5 |
0 |
5 |
|
РАЗДЕЛ 5 «Механизмы и датчики» (19) |
||||||
25 |
Моделирование |
Свободное моделирование |
3 |
0 |
3 |
|
26 |
Программирование |
Свободное моделирование, программирование |
3 |
0 |
3 |
|
27 |
Робот-сортировщик |
Компьютерное моделирование робота сортировщика. |
3 |
0 |
3 |
|
28 |
Робот – сортировщик |
|
3 |
0 |
3 |
|
29 |
Робот-сортировщик |
Программирование робота-сортировщика. |
3 |
0 |
3 |
|
30 |
Проектирование |
Подготовка к соревнованиям. |
2 |
0 |
2 |
|
31 |
Проектирование |
Квалификационно, показательные соревнования. |
2 |
0 |
2 |
РАЗДЕЛ 6 «Основные понятия микроэлектроники» (4) |
|||||
32 |
Микроэлектроника и робототехника. |
Основные понятия, сферы применения. Знакомство с микронтроллером Arduino. |
2 |
1 |
1 |
33 |
Электроника |
Теоретические основы электроники. |
2 |
2 |
0 |
РАЗДЕЛ 7 «Основные принципы программирования микроконтроллеров» (15) |
|||||
34 |
Программирование |
Программирование Arduino |
3 |
0 |
3 |
35 |
Переменные и конструкции |
Логические переменные и конструкции |
4 |
2 |
2 |
36 |
Аналоговые и цифровые входы и выходы |
Аналоговые и цифровые входы и выходы. Принципы их использования |
4 |
2 |
2 |
37 |
Массивы |
Понятие массива. Массивы символов. Пьезоэффект. Управление звуком. |
4 |
2 |
2 |
РАЗДЕЛ 8 «Датчики для микроконтроллера» (6) |
|
||||
38 |
Сенсоры |
Сенсоры. Датчики Arduino. |
2 |
1 |
1 |
39 |
Моделирование |
Подключение различных датчиков к Arduino |
2 |
1 |
1 |
40 |
Проектирование |
Создание творческого проекта |
2 |
0 |
2 |
РАЗДЕЛ 9 «Практическое применение микроконтроллеров» (16) |
|||||
41 |
Индикаторы, массивы |
Цифровые индикаторы. Применение массивов |
2 |
1 |
1 |
42 |
Звук |
Работа со звуком |
2 |
1 |
1 |
43 |
Библиотеки |
Библиотеки |
3 |
1 |
2 |
44 |
Экраны, микроконтроллеры |
LCD-экраны (жидкокристаллические экраны) |
2 |
1 |
1 |
45 |
Двигатели |
Двигатели. Типы. Управление двигателями. |
2 |
1 |
1 |
46 |
Данные |
Регистрация данных на SD и Micro-SD карты. |
3 |
1 |
2 |
47 |
Связь |
Беспроводная связь |
2 |
1 |
1 |
РАЗДЕЛ 5 «Электронный текстиль» (6) |
|||||
48 |
Платы |
Знакомство с платой Arduino Lilypad. |
2 |
1 |
1 |
49 |
Электронный текстиль |
Проекты электронного текстиля |
4 |
1 |
3 |
РАЗДЕЛ 6 «Проектная работа» (10) |
|||||
50 |
Проектирование |
Работа над собственным творческим проектом |
7 |
1 |
6 |
51 |
Проектирование |
Итоговая презентация проектов (конференция). |
3 |
0 |
3 |
|
|
ИТОГО |
144 |
|
|
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса:
1. Коммуникативные универсальные учебные действия: формировать умение слушать и понимать других; формировать и отрабатывать умение согласованно работать в группах и коллективе; формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
2. Познавательные универсальные учебные действия: формировать умение извлекать информацию из текста и иллюстрации; формировать умения на основе анализа рисунка-схемы делать выводы; основные понятия робототехники; основы алгоритмизации и программирования; умения автономного программирования; знания среды LEGO;
3. Регулятивные универсальные учебные действия: формировать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; формировать умение составлять план действия на уроке с помощью учителя
4. Личностные универсальные учебные действия: формировать учебную мотивацию, осознанность учения и личной ответственности, формировать эмоциональное отношение к учебной деятельности и общее представление о моральных нормах поведения.
Обоснование выбора конструктора LEGO
Это один из самых доступных наборов конструкторов, в котором очень четко прослеживается линейка от наборов для малышей до студентов (программирование преподается на базе LEGO в некоторых зарубежных колледжах). Опыт, полученный ранее, применяется в дальнейших разработках, детали совместимы между множественными наборами.
Набор LEGO - это набор, имеющий 32-х битный процессор, четыре входа, три выхода, Bluetooth связь, динамик и графический 100 х 64 пиксельный ЖК дисплей. Набор NXT включает в себя также три мощных двигателя со встроенными датчиками поворота и разнообразные наборы датчиков (в зависимости от комплектации). Для программирования используется новая графическая платформа NXT-G, которая, в отличие от предшественника, является тоже достаточно простой, но при этом позволяет запрограммировать достаточно многое.
Современный набор LEGO– одна из лучших образовательных платформ компании ЛЕГО, которая была разработана специально для занятий в классе или кружке робототехники. Конструктор основан на деталях Lego Technic и сложной электронике. Он включает: мощный микрокомпьютер EV3 с возможностью перепрограммирования, три электрических серводвигателя, 2 сенсора касания, датчик цвета, гироскоп, ультразвуковой датчик, перезаряжаемую батарею, соединительные кабели, более 500 строительных элементов.
Собрав модель и подсоединив ее к компьютеру, ребята могут составить программу для управления ею. А специальный LEGO – компьютер позволяет модели функционировать независимо от настольного компьютера, на котором была написана управляющая программа.
Механизм оценивания образовательных результатов
Оценки Оцениваемые параметры |
низкий |
средний |
высокий |
|||
Уровень теоретических знаний |
||||||
Теоретическое знание |
Обучающийся знает фрагментарно изученный материал. Изложение материала сбивчивое, требующее корректировки наводящими вопросами. |
Обучающийся знает изученный материал, но для полного раскрытия темы требуется дополнительные вопросы. |
Обучающийся знает изученный материал. Может дать логически выдержанный ответ, демонстрирующий полное владение материалом. |
|||
Уровень практических навыков и умений |
||||||
Работа с инструментами, техника безопасности |
Требуется контроль педагога за выпол- нением правил по технике безопасности. |
Требуется периодическое напоминание о том, как работать с инструментами. |
Четко и безопасно работает инструментами. |
|||
Способность изготовления моделей роботов |
Не может изготовить модель робота по схеме без помощи педагога. |
Может изготовить модель робота по схемам при подсказке педагога. |
Способен самостоятельно изготовить модель робота по заданным схемам. |
|||
Степень самостоятельности изготовления моделей роботов |
Требуется постоянные пояснения педагога при сборке и программированию. |
Нуждается в пояснении последовательности работы. |
Самостоятельно выполняет операции при сборке и программированию роботов. |
Материально-техническая база
1. Методическое обеспечение программы
2. Конструктор ПервоРобот LEGO® WeDo™ (LEGO Education WeDo модели
3. Программное обеспечение «LEGO Education WeDo Software »
4. Инструкции по сборке (в электронном виде)
5. Книга для учителя (в электронном виде)
6. Компьютер
7. Проектор.
Методическое обеспечение
Обеспечение программы предусматривает наличие следующих методических видов продукции:
- электронные учебники;
- экранные видео лекции, Screencast (экранное видео - записываются скриншоты (статические кадры экрана) в динамике);
- видеоролики;
- информационные материалы на сайте, посвященном данной дополнительной образовательной программе;
- мультимедийные интерактивные домашние работы, выдаваемые обучающимся на каждом занятии;
По результатам работ всей группы будет создаваться мультимедийное интерактивное издание, которое можно будет использовать не только в качестве отчетности о проделанной работе, но и как учебный материал для следующих групп обучающихся.
Литература для педагогов:
1. Аляев Ю.А. Алгоритмизация и языки программирования: Pascal, C++, Visual Basic: Учебно-справочное пособие. / Под ред. Ю.А. Аляев, О.А. Козлов.-2002.
2. Бишоп О. Настольная книга разработчика роботов. - К.: "МК-Пресс", СПб.: "КОРОНА-ВЕК", 2010.
3. Вортников С.А. «РОБОТОТЕХНИКА» Издательство МГТУ. «Информационные устройства робототехнических систем».
4. Злаказов А.С. «Уроки Лего-конструирования в школе» метод.пособие, Под ред. А.С.Злаказов, Г.А.Горшков, С.Г.Шевалдина. Изд.Бином 2011.
5. Копосов Д.Г. «Первый шаг в робототехнику», изд. Бином, 2014.
6. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Практикум по программированию. Базовый уровень / Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008.
7. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. – М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2003. – 720с.
8. М. Предко «123 эксперимента по робототехнике» / М. Предко; пер. с англ. В. П. Попова. - М.: НТ Пресс, 2007.
9. Симонович С. «Занимательное программирование Visual Basic». / Под ред. С. Симоновича и Т. Евсеева. – М.: «АСТ-Пресс Книга», 2001.
Литература для детей:
1. Копосов Д.Г. «Первый шаг в робототехнику», изд. Бином, 2014.
2. Злаказов А.С. «Уроки Лего-конструирования в школе» методическое пособие, под ред. А.С.Злаказов, Г.А. Горшков, С.Г. Шевалдина. Изд.Бином 2011.
3. Филиппов С.А. «Робототехника для детей и родителей», изд. «Наука», 2013.