Система наставничества (из опыта работы)
Система наставничества (из опыта работы)
Автор: Лоскутникова Галина Викторовна, к.п.н.
МБОУ "СОШ № 87", г. Северск Томской области
В современных условиях реформирования национальной системы образования особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте.
Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник прежде всего должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в "малых группах", анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать их.
За последние годы в учреждении сложилась своя система наставничества. Администрацией школы, методическим советом обсуждаются и утверждаются кандидатуры наставников, предложенные школьными методическими объединениями. Учитываются такие принципы, как:
- морально-психологическая совместимость с подопечным;
- позитивный личный пример наставника в работе;
- доброжелательность и взаимное уважение;
- согласованность содержания работы по предмету с планами работы методического объединения.
В начале учебного года мы организуем семинар по организации работы наставников с приглашением молодых и малоопытных коллег, где на основе анализа итогов работы за прошедший учебный год и выявленных проблем и/или опыта эффективных форм работы в данном направлении планируем работу на предстоящий год.
Планирование работы наставников предполагает включение образовательного заказа от молодых специалистов, в том числе практические мини-семинары по психологическим аспектам взаимоотношения с детьми, их родителями, с коллегами, администрацией; совместное планирование способов преподавания и оценивания образовательных результатов; возможность участия в конкурсах различного уровня.
Вызывает трудность такое направление планирования, как работа с индивидуальной траекторией, включающей цели, стратегию достижения целей, способы фиксации компетентностных результатов.
Цель – создание организационно-методических условий для успешной адаптации малоопытных учителей и молодых специалистов в условиях современной школы.
Основные идеи:
- используя возможности организации методической работы в школе, городе, области, создать условия для развития профессиональных качеств молодых педагогов;
- используя возможности школьных методических объединений, создать условия для формирования у малоопытных учителей и молодых специалистов готовности к самообразованию и самосовершенствованию.
Задачи:
- помочь адаптироваться молодым учителям в коллективе;
- определить уровень профессиональной подготовки молодых специалистов, выявлять затруднения в педагогической практике и оказывать своевременную методическую помощь;
Формы работы:
- целевые взаимные посещения урочных и внеклассных занятий с последующим обсуждением их результатов и рекомендациями;
- организация в учреждении малых методических и психолого-педагогических консилиумов;
- активизация работы с докладами и сообщениями из опыта работы коллег;
- организация в учреждении семинаров–практикумов по актуальным проблемам;
- знакомство с новинками методической литературы, презентациями;
- ведение каталогов тематических разработок, дидактического материала;
- наставничество, курсы, стажировки.
Направления:
- планирование и организация методической работы в школьном методическом объединении;
- работа со школьной документацией;
- работа по саморазвитию;
- контроль за деятельностью молодых специалистов с целью оказания своевременной методической помощи;
- организация участия в городских мероприятиях.
Содержание деятельности:
1. Диагностика затруднений молодых специалистов и выбор форм оказания помощи на основе анализа их потребностей.
2. Планирование и анализ деятельности школьного объединения молодых специалистов, организация работы наставников.
3. Разработка рекомендаций о содержании, методах и формах организации воспитательно-образовательной деятельности.
4. Помощь молодым специалистам в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.
5. Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время (олимпиады, смотры, предметные недели, аукционы знаний и др.).
6. Организация мониторинга эффективности деятельности молодого учителя.
7. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодого учителя.
8. Организация встреч с опытными учителями, демонстрация опыта успешной педагогической деятельности.
9. Проведение Декады успеха и самопрезентации молодых специалистов.
По итогам трёх лет совместной работы успешно прошли аттестацию на соответствие занимаемой должности все молодые специалисты.
По данным учителей–наставников в течение 2018–2019 учебного года проведена следующая работа:
- были посещены уроки у молодых и начинающих педагогическую деятельность коллег – 32;
- молодые, начинающие учителя, студенты посетили уроки коллег – 37;
- количество консультаций, проведённых наставником для молодых, начинающих учителей, студентов (в соответствии с утверждёнными планами) – 128;
- конкурсы, в которых наставник сопровождал молодого коллегу – 8.
В соответствии с полученной информацией разного уровня и во исполнение приказов, распоряжений и т. п. проведены также следующие мероприятия:
- привлечены молодые коллеги к участию в интеллектуальной игре «Побеждай!», организованной Ассоциацией молодых учителей Томской области (получены дипломы);
- приняли активное участие в работе двух семинаров на базе Томского государственного педагогического университета в рамках всероссийского сетевого методического объединения педагогов-наставников.
- молодые специалисты приняли участие в областных семинарах:
«Рефлексивная культура молодого учителя как условие профессионального развития».
«Разработка педагогического проекта».
«Внеурочная деятельность как ресурс формирования комплексного образовательного результата».
Проведены анкетирования:
- внутришкольное по теме «Оцените свой творческий потенциал» – 12 молодых специалистов;
- приняли участие в региональном анкетировании 12 человек;
- молодые специалисты приняли участие в областных семинарах.
В декаде молодых специалистов по плану, утверждённому управлением образования, приняли активное участие молодые учителя в сопровождении учителей–наставников.
Коллеги очень ответственно относятся к проводимым муниципальным Декадам творчества молодых специалистов «Расскажи миру о себе», где молодые педагоги школы под «патронажем» наставников представляют коллективу самопрезентации «Я – молодой специалист!». По сути, это творческий отчёт за год совместной работы с наставником.
В июне месяце подведены итоги работы учителей-наставников совместно с молодыми специалистами по следующим направлениям:
- создание учебно–познавательной атмосферы;
- используемые методы обучения;
- деятельность учащихся на уроке;
- речь учителя и ее значение на уроке;
- воспитывающая сторона урока;
- взаимоотношение учителя и учащихся.
Также в ходе посещенных уроков и часов общения выявлены проблемы в работе с детьми с низкой учебной мотивацией, в частности, проблема состоит в вовлечении их в активную учебную деятельность и соблюдении ими дисциплины.
Рост педагогического мастерства молодых специалистов мы отслеживаем и по результатам участия в конкурсах. Конечно, очень важно материальное стимулирование, но когда на педагогическом совете по итогам определённого периода вручают грамоты, дипломы наряду с признанными педагогами молодым, начинающим коллегам, и это вызывает поддержку всех присутствующих, для молодых – явный залог успешности, стабильности, определённости.
Вот отрывок из статьи молодого учителя: «В течение двух лет работаю в МБОУ «СОШ №87». С первых дней работы в школе я почувствовала заботу и внимание со стороны администрации школы, я сразу отметила и хорошо спланированную систему наставничества. Ведь мало быть образованным веком. Если рядом не окажется мудрых наставников, то из учителя-новичка никогда не получится ценный специалист. Я считаю, что попала именно к таким людям. Преподавательский состав нашей школы всегда готов оказать помощь в решении педагогических и методических задач, передать свой опыт».
Конечно, можно долго конкретно перечислять те мероприятия, в которых принимают посильное участие наши молодые коллеги. Главное – есть желание, есть первые результаты, и это радует! Хочется от всей души пожелать всем молодым специалистам успехов, а нам, состоявшимся профессионалам, помочь начинающим педагогам, и тогда качественное образование внесёт свой неоценимый вклад и в реализацию экономических реформ, и в повышение конкурентоспособности России.