Внеурочная деятельность в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с УО

Дата публикации: 2019-12-24 11:23:37
Статью разместил(а):
Большакова Светлана Геннадьевна

Внеурочная деятельность как системообразующая составляющая воспитательно-образовательного процесса в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Автор: Большакова Светлана Геннадьевна

 

В настоящее время важное место в решении задачи обновления содержания образования в  стране и в частности,  нашей школе,  отводится федеральным государственным образовательным стандартам обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Стандарт становится важнейшим средством выстраивания новой системы школьного образования, включая цели, структуру, содержание, внеурочную деятельность и т.д.

Работа  строится на основе  ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ведётся  по Адаптированной основной общеобразовательной программе I  и IIвариантов. Реализация АООП осуществляется через урочную и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность - это неотъемлемая часть образовательного процесса и одна из форм организации свободного времени учащихся.

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, направленная на достижение результатов освоения АООП и осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной. Таким образом, внеурочная деятельность объединяет все, кроме учебной,  виды деятельности обучающихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность важная, неотъемлемая часть процесса образования детей с умственной отсталостью младшего школьного возраста. Сущность и основное назначение внеурочной деятельности  заключается в обеспечении дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей обучающихся с умственной отсталостью, организации их свободного времени.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего Я. Важно заинтересовать ребёнка занятием интересным ему, где он проявляет свою волю, раскрывается как личность. В этом и помогает нам внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельностисформировать учебную мотивацию. Внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся, происходит выстраивание системы, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации, способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных.

Целью внеурочной деятельности являются: создание условий для достижения обучающегося необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью, создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время.

Основные задачи:

- коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

- развитие активности,  самостоятельности и независимости в повседневной жизни;

развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;

- формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя,

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

- расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;

- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

- формирование умений, навыков социального общения людей;

- расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и образовательной организации;

- развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

- укрепление доверия к другим людям;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживание им.

Принципы программы:

- соответствие возрастным особенностям обучающихся;

- оптимизация учебной нагрузки обучающихся;

- преемственность с технологиями учебной деятельности;

- выбор деятельности на основе личных интересов и склонностей ребёнка с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Формы и виды внеурочной деятельности. 

В основе организации внеурочной деятельности лежат следующие виды:

•          игровая;

•          познавательная;

•          развлекательная;

•          социальное творчество;

•          художественное творчество;

•          общественно-полезная деятельность;

•          спортивно-оздоровительная деятельность;

•          доступная трудовая деятельность.

. Формы организации внеурочной деятельности разнообразны и их выбор определяется руководителем:

•          экскурсии;

•          этические, познавательные беседы;

•          игры с ролевым акцентом;

•          детские исследовательские проекты;

•          культпоходы в театры, музеи, выставки;

•          творческие  мастерские;

•          выставки в школе;

•          спектакли в классе, в школе;

•          культпоходы в театры, музеи, выставки;

•          спортивные игры

Согласно требованиям ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью в школе определено соотношение часов, отводимых на каждый вид внеурочной деятельности.

Школа самостоятельно выбирает приоритетные направления внеурочной деятельности, определила формы её организации с учетом реальных условий, особенностей обучающихся, потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).   На занятиях происходит приобретение обучающимися с умственной отсталостью социального знания, формирования положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта самостоятельного общественного действия.

Результаты  внеурочной деятельности:

В результате реализации программы внеурочной деятельности  должно обеспечиваться достижение обучающимися с умственной отсталостью:

- воспитательных результатов — духовно-нравственных приобретений, которые обучающийся получил вследствие участия в той или иной деятельности

- эффекта — последствия результата, того, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его социальной компетентности, чувства патриотизма и т. д.).

Внеурочная деятельность - это не урок, она дает в работе такой полет для творчества учителя, который сможет вдохновить будущего человека на всю жизнь.