Особенности формирования смыслового чтения на уроках математики у детей с нарушением слуха

Дата публикации: 2020-01-28 09:30:28
Статью разместил(а):
Андросова Ирина Анатольевна

Особенности формирования смыслового чтения на уроках математики у детей с нарушением слуха

Автор: Андросова Ирина Анатольевна

  

Нарушения в деятельности слухового анализатора сдерживает развитие всей познавательной деятельности школьника, в том числе и формирование математических представлений. Детям с нарушением слуха свойственны познавательная пассивность, связанная со снижением интереса, а также несформированные произвольная деятельность и самоконтроль. Отмечается отсутствие интереса к выполнению математических заданий, нецеленаправленность действий, низкий уровень самостоятельности, недостаточная критичность по отношению к результатам своей деятельности, слабое внимание к содержанию заданий.

 Где можно встретить текст на уроках математики? Это текст самого параграфа, математические задания, правила, текстовые задачи по алгебре и геометрии. Уровень трудностей восприятия текста у детей с нарушением слуха напрямую зависит от уровня развития словесной речи, словарного запаса каждого воспитанника.

Учителя математики часто сталкиваемся с тем, что дети не понимают предлагаемый материал из-за незнания значения многих слов, смысла предлагаемого материала. Что делать? Как помочь ученику? Педагог может использовать различные технологии:

1. Объяснение  нового материала должно быть адаптировано для детей с ОВЗ. Очень часто правила, предлагаемые в учебнике, непонятны для детей. Необходимо адаптировать материал.

Пример: Тема «Решение линейных уравнений». Тема значимая. Задания по этой теме встречаются на экзаменах. Поняв её, дети легко будут решать линейные неравенства, системы уравнений и системы неравенств (т.е. более сложный материал).  Что предлагает учебник? Только свойства уравнения.  Текст учебника   для детей с нарушением слуха не совсем понятен. Необходимо так подать материал, чтобы у детей сформировался чёткий алгоритм действий. Записав уравнение, обговариваю с детьми: Где трудности?    Какую проблему видите?   (скобки) Что делаем? (раскрываем скобки) и т.д.  Выстраивается алгоритм  работы, записывается план действий. Этот план работы по данной теме 2-3 урока висит на   доске с обязательным примером решения уравнения (для детей с нарушением слуха очень важна опора на зрительный анализатор). Таким образом, материал подан в доступной форме, зрительно перед детьми план и пример решения уравнения. Тем, которые можно адаптировать к нашим детям, много, учителя математики этим пользуются.

2. Использование наглядных средства обучения: натуральные объекты, таблицы, графики, макеты, муляжи и др.

Наглядные пособия являются специально созданными конструктами, облегчающими усвоение учащимися учебного материала. Правильное использование наглядности на уроках математики способствует формированию четких пространственных и количественных представлений, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике. Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала,

Пример: При изучении темы «Обыкновенные дроби» у школьников с нарушением слуха возникают трудности, связанные с определенным противоречием с теми правилами и способами действия, которые ими были прочно усвоены при изучении целых чисел.  Поэтому сначала учащиеся усваивают математические знания и умения по данной теме  на доступном материале, опираясь на предметно-практическую деятельность (работу с бумагой, лепку, моделирование и т. д.), позволяющую раскрыть значимость приобретаемых математических знаний.

Пример: При изучении темы «Координатная плоскость» каждый ребёнок получает билет и мысленно отправляется в кинотеатр «Гигант». Дети объясняют, как найти своё место в зрительном зале (1 – ряд, 2 – место). Педагог проводит  параллель нахождения места в зрительном зале нахождению места точки на координатной плоскости.

Пример: При изучении темы «Построение сечений» можно использовать индивидуальный макет геометрической фигуры (куба, пирамиды, параллелепипеда и др.), сделанного самим воспитанником с помощью палочек (зубочисток) и пластилина (вершины фигуры). Такой макет даёт возможность слабослышащему школьнику наглядно увидеть все детали конструкции, понять прохождение прямых и плоскостей.

3. Развитие активной математической речи. 

При изучении школьного курса математики детям постоянно приходится работать с различными проявлениями языка: словесными (термины, определения, пояснения), символьными, графическими. Из опыта обучения математике детей с недостатками слуха знаю, что у данной категории учащихся возникают значительные трудности при усвоении математического материала вследствие  речевого недоразвития. Для активизации речи слабослышащего школьника:

- Ввожу новые термины при изучении каждой темы (выписывание   терминов на доске, расстановку ударений, дактилирование, объяснение термина; проговаривание вслух нового термина каждым ребенком).

- Провожу речевую разминку с использованием нескольких терминов, используемых по теме урока. Пример: Тема «Обыкновенные дроби». Словарь урока: обыкновенная дробь, черта дроби, числитель, знаменатель, сократим дробь на…, запишем в числителе, запишем в знаменателе и др.

- Ведение словаря. У каждого ученика есть словарь математических терминов, куда записываются не только новые слова с надстрочными знаками и ударением, но и их обозначения, если таковые имеются. Например:   ≥ больше или равно;  Є принадлежит; х2 икс в квадрате; ∞ бесконечность; { фигурная скобка;  Ø пустое множество и др.

- Активизирую устную речь на уроке (устный опрос; защита домашней работы).

4. Разнообразие приёмов при решении текстовых задач.

Не поймешь задачу - не решишь ее. Для того чтобы добиться понимания задачи, полезно воспользоваться разными приёмами, которые накопились в совре­менной методике. 

Приемы выполнения анализа задачи для детей с нарушением слуха: 

- драматизация, обыгрывание задачи; 

- разбиение текста задачи на смысловые части; 

- постановка специальных вопросов; 

- переформулировка текста; 

- перефразирование задачи (заменить термин содержанием; заменить описание термином, словом; заменить слово синонимом; убрать несущест­венные слова; конкретизировать, добавив не меняющие смысл подробности); 

- построение модели (схема, рисунок, таблица, чертеж, предметная мо­дель, выражение); 

- определение вида задачи и выполнение соответствующей схемы - краткой записи. 

Пример: Тема «Решение задач на движение».

1. Читаем текст, разбираем непонятные слова (Саратов, пассажирский, товарный, в противоположенном направлении, …).

2. Составляем схему, подписываем данные, отвечая на вопросы.

3. Составляем таблицу значений V, S, t для каждого поезда.

4. Составляем уравнение и решаем его.

5.   Анализ  и оценка результатов.

Ученики невнимательно читают условие задачи, не могут отделить условие  от вопроса, не умеют критически оценить полученный результат. Если учащихся научили при чтении задачи выделять, подчёркивать ключевые данные, чтобы зафиксировать в сознании информацию, а при проверке решения подставить полученный результат в текст вопроса, то подобной ошибки они бы не сделали. 

Например: Тема «Чтение графиков».

Прочитав задание и рассмотрев график (диаграмму), дети должны проанализировать и оценить предложенную ситуацию.  Впервые встретившись с такими заданиями, учитель, как правило, обыгрывает все варианты развития событий:

-определить наибольшую цену;

- назвать дату, когда цена была наименьшей (наибольшей);

- сколько раз за указанный промежуток времени;

- назвать наибольшую (наименьшую) цену нефти цена нефти повышалась (падала) в первую половину срока (во второй половине срока);

- назвать среднее значение цены нефти за указанный период.

По невнимательности, отвечая на вопрос «Какого числа…..?», записывают ответ 46. Но такой даты нет.

 

Пример: Тема «Площадь фигуры».

Применяя формулы  и считая площадь фигуры, учащиеся получают ответ 16 ед2. Но, проверив ответ по количеству клеток в геометрической фигуре, ребёнок должен понимать, что ответ завышен. Избежать таких ошибок поможет самопроверка, когда учащийся  обращает внимание на соответствие вопроса и ответа.

Таким образом, развитие смыслового чтения и анализа текста способствуют умению работать с информацией и не только вдумчиво читать, но и быть активным слушателем. Учащиеся учатся анализировать, применять данную информацию, соотносить новые знания с уже имеющимися представлениями. Уверена, что приёмы данных технологий как нельзя лучше впишутся в организацию учебной деятельности по новым стандартам.