План-конспект открытого урока «Работа над фортепианным ансамблем»
План-конспект открытого урока
«Работа над фортепианным ансамблем»
Автор: Тишкова Наталья Александровна
МУ ДО «Турочакская детская школа искусств», с. Турочак
Цель урока: Развитие творческих способностей и углубление музыкального опыта, приобретенного на уроках специальности учащимися, через освоение различных видов совместного музицирования.
Задачи урока:
- Обучающая: обобщение и углубление знаний учащихся, формирование навыка игры в ансамбле.
- Развивающая: развитие творческих способностей учащихся через освоение различных видов совместного музицирования; развитие концертных навыков; развитие и углубление музыкального опыта и общего кругозора учащихся.
- Воспитательная: воспитание чувства ответственности учащихся за качество освоения собственной партии, взаимной поддержки, привитие любви к музыке и совместному музицированию.
Вид урока: групповой урок – 40 минут.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование урока: фортепиано, стулья, нотные сборники, ноутбук, иллюстративный материал.
Этапы урока |
Действия преподавателя |
Действия учащихся |
Приветствие |
Добрый день! Мы рады приветствовать всех гостей на открытом уроке в классе фортепиано по предмету «Ансамбль» с ученицами 3класса Вавиловой Полиной и Радцевой Дариной. |
Учащиеся приветствуют преподавателя и гостей. |
Организацион-ный момент |
Тема нашего урока: «Работа над фортепианным ансамблем». Наш урок групповой, его продолжительность 40 минут. Сегодня мы будем углублять наш музыкальный опыт и продолжать формировать навыки игры в ансамбле. Обучаясь игре на фортепиано, учащиеся наряду с целым комплексом сольных пианистических навыков овладевают приёмами и способами работы над разными видами совместного исполнительства: фортепианные дуэты, аккомпанементы, концерты. Приобретённые за годы учёбы навыки и умения игры в различного рода ансамблях, совершенствуют слуховые, ритмические и образные представления учащихся, воспитывают чувство партнера, обогащают кругозор, учат воспринимать музыку осознанно. Игра в ансамбле вызывает живой интерес у учащихся, активизирует их внимание, организует исполнительскую волю, повышает чувство ответственности за ансамбль. Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения. |
|
Беседа о видах и составах ансамбля |
Девочки, скажите, пожалуйста, как называется совместное исполнение музыкального произведения несколькими музыкантами? Ансамбль – это по-французски, а по-русски – значит, вместе. О каких ансамблях в различных видах искусства вы можете сказать? Молодцы! Предлагаю вам посмотреть на иллюстрации и назвать ансамбли, которые увидите (вокальный, хореографический, ансамбль скрипачей, ансамбль русских народных инструментов, архитектурный ансамбль, ансамбль предметов одежлы). Умницы! А для нас ансамбль – прежде всего, понятие музыкальное. Навыки ансамблевой игры вы приобретаете уже на первых уроках, когда начинаете играть легкие мелодии, а преподаватель в это время исполняет основной музыкальный материал. Мы с вами уже знаем, что ансамбли могут быть различны по своему составу. Но, кроме этого, ансамбли различают по количеству участников. У музыкантов принято считать по-латыни. Латынь – язык древних римлян. Дуо – значит двое. Ансамбль двух называется….?. Верно. |
Отвечают - ансамбль.
Отвечают -танцевальный, вокальный.
Отвечают.
Отвечают - дуэт. |
Практическая деятельность учащихся |
Напомните мне, пожалуйста, как называется ансамбль, над которым мы с вами сейчас работаем? А какой жанр у этого произведения? Верно. Эта песня написана советским композитором Анатолием Новиковым на стихи Льва Ошанина в 1945 году, после окончания Вов. Полное ее название «Эх, дороги». И сейчас я предлагаю ее послушать в исполнении Георга Отса, советского эстрадного и оперного певца. Слова песни я ставлю перед вами, слушайте и вникайте в смысл. После прослушивания мы с вами поговорим о характере этой музыки. Итак, что вы можете сказать об этой песне? О чем в ней говорится? Это раздумье о тяжелой ноше русских солдат в годы Великой Отечественной войны, о военных пройденных дорогах, оставивших одним – похоронку, другим – светлую надежду на возвращение со страшной войны, остальным – память о погибших друзьях, близких, любимых. Многократно повторяющиеся короткие, со вздохом строчки о дорогах, пыли, туманах, холодах, тревогах, степном бурьяне усиливают в стихотворении глубину, силу боли и горечи, выпавших на долю советских воинов. И мелодия этой песни передает весь смысл текста. Для нас сделали переложение песни для исполнения на фортепиано в 4 руки. Давайте проанализируем, как построено произведение. С чего оно начинается? Верно, здесь нам предлагается сыграть побочную тему (подголосок) во 2 партии с аккомпанементом в 1-ой. Предлагаю вам сыграть вступление, выразительно «пропев» мелодию, а аккордовым аккомпанементом создать просто фон, мягко, на PP. Молодцы! Затем начинается главная тема песни, параллельно с которой мы снова слышим …..что? Верно, тот же подголосок из вступления. Для начала сыграем оба голоса без аккомпанемента, старайтесь исполнить их певуче, напевно. Теперь добавим аккорды, играя их так же ненавязчиво, как и ранее. Отлично! Смотрим далее. В следующем проведении оба голоса будут исполняться в 1 партии, а во 2-ой добавятся длинные ноты в нижнем регистре. Здесь мы должны показать развитие, чтобы постепенно прийти к кульминации. Играем это проведение и стараемся усилить динамику. Здорово! Посмотрите на следующий фрагмент. Скажите, он похож на предыдущие? Что вы видите нового? Здесь необходимо играть живее, эмоционально, максимально усилить динамику. Как вы считаете, чем является этот фрагмент в песне? Верно. Сначала послушаем 2 партию, напористо играя октавные ходы в левой руке на forte. Теперь 1 партию – мысленно тянем длинные ноты, объединяя их в единую тему, но исполняем на mezzoforte. Хорошо! А теперь соединяем обе партии вместе. Обратите внимание, что темп ускорился, но к окончанию необходимо сделать ritenuto и fermata. Отлично! В следующем эпизоде снова возвращается основная тема. Но что меняется? Да, играть необходимо широко, без суеты и спешки. А какое изложение темы вы видите в 1 партии? А во 2-ой? Верно. Предлагаю сыграть Полине 1 партию. Постарайся вести тему как будто играешь ее legato. Молодец! А теперь Дарина сыграет 2 партию: так же мощно и насыщенно по динамике, как и в предыдущем фрагменте. Хорошо! И соединяем вместе. Первую фразу сыграйте ярче, насыщеннее по динамике, а вторую немного приглушите, смягчите. В последнем такте предлагаю сделать crescendo, чтобы в начале следующего проведения передать эмоциональным исполнением суть текста, и на 2 фразе «раствориться», представив себе, как осела пыль и туман, и все затихло. И заканчиваем, постепенно diminuendo. Как мы называем окончание произведения? Правильно. Давайте сыграем 2 последних эпизода и коду. Замечательно! А теперь предлагаю соединить все эпизоды и исполнить пьесу целиком, учитывая все, над чем мы работали. Вы молодцы! Занимаясь дома, проучивайте переходы между фрагментами и добивайтесь цельного исполнения пьесы. Это ваше домашнее задание. А сейчас сюрприз для наших гостей – для создания позитивного светлого настроения на весь день девочки исполнят для вас «Польку» И.Дунаевского из к/ф «Кубанские казаки». |
Отвечают – «Дороги».
Отвечают – песня.
Слушают.
Рассказывают о смысле текста.
Отвечают – со вступления.
Играют.
Отвечают – побочную тему.
Играют.
Отвечают – нет. Другой темп, новые темы, яркая динамика. Кульминацией.
Играет 2 партию.
Играет 1 партию.
Исполняют.
Отвечают – темп.
Отвечают – аккордовое. Октавное в обеих руках. Играет 1 партию. Играет 2 партию.
Играют вместе.
Отвечают – кода.
Играют.
Исполняют целиком.
Играют. |
Заключение, итог урока |
Я надеюсь, что девочки получили удовлетворение от совместной работы. Пусть исполнение при этом еще далеко от совершенства, но пианисты почувствовали своеобразие и интерес совместного исполнительства. Эффективность урока достигнута за счет высокой заинтересованности и активной деятельности учащихся, благоприятной психологической атмосферы. Активность учениц можно оценить как высокую. Спасибо за урок! До свидания! |
Отвечают – да.
Отвечают – До свидания! |