Проект реализации концепции модернизации учебного предмета «Обществознание» в образовательной организации
Проект реализации концепции модернизации учебного предмета «Обществознание» в образовательной организации
Автор: Дудкова Екатерина Владимировна
МБОУ «СОШ № 6», г. Братск
Современное развитие мира, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этническое и религиозное многообразие, социальная стратификация (расслоения в обществе) предъявляют новые требования к общественным наукам и к их преподаванию в школе. 24 декабря 2018г. на коллегии Министерства просвещения Российской Федерации утверждены шесть новых концепций преподавания учебных предметов. Новые концепции затрагивают различные учебные предметы, в том числе и «Обществознание».
Все проекты концепций носят практико-ориентированный характер, в том числе учитывают актуальность использования современных информационных технологий. Перед школой и педагогами был поставлен вопрос: как создать условия для реализации концепции по «Обществознанию»?
Цель: создание единого образовательного пространства на всех этапах обучения
для обеспечения эффективной практической реализации Концепции модернизации учебного предмета «Обществознание» в образовательной организации.
Задачи поставлены исходя из задач концепции:
· Скоординировать работу всех участников образовательного процесса (администрации, педагогов, учащихся, родителей) по реализации концепции по обществознанию.
· Скорректировать программы по учебным предметам, факультативным курсам, внеурочной деятельности, воспитания и социализации, обучающихся для обеспечения системного подхода в интеграции содержания учебного предмета, использования ресурсов социальной среды и формирования адекватного мировоззрения и поведения, с учетом развития раннего самоопределения и профориентации.
· усиление взаимосвязи преподавания обществознания с другими предметными областями, реализацией программы воспитания и социализации обучающихся; регламентация деятельности школьных организаций, волонтерских программ и проектов.
· формирование дидактической базы школы практической направленности.
Актуальность
Общественные перемены (усложнение структуры общества, расслоение населения, неоднородность социума, диффузия в социальных группах, стремительное появление новых профессий (копирайтер, веб-дизайнер, промоутер и т.д.); изменение геополитической ситуации и роли России в мире; повышение роли человеческого фактора., требуют от школ обеспечения практикоориентированной образовательной среды. В учебниках для старшей школы отсутствует иллюстративный материал, сравнительные таблицы, схемы, которые бы не просто повторяли теорию, а были бы самостоятельным источником знаний. Современному школьнику необходимо дать возможность самому делать анализ, формулировать выводы. Эти вопросы были рассмотрены педагогическим коллективом. Главная Проблема состоит в том, что эффективной социализации молодежи препятствует теоретизация и наукообразие в преподавании обществознания в современной российской школе.
Возникла необходимость пересмотра дидактических материалов, форм и методов преподавания. Вся работа педагогов осуществляется по трем направлениям (блокам).
1 блок – начальная школа.
2 блок – учебная и внеурочная направленность.
3 блок – направление – воспитание и социализация.
Вся работа строится в несколько этапов.
План проекта:
№ п/п этапа |
Этапы проекта |
Виды деятельности |
1 |
Подготовительный |
· Приказ о создании творческой группы. · Разработка положений. · Составление плана реализации концепции по блокам. · Сбор информации. |
2 |
Деятельностный |
1. Работа с материалами концепции по «Обществознанию». 2. Знакомство с требованиями составления методический пособий. 3. Отбор материала, на основе которого можно выполнить сквозной проект. 4. Разработка дидактического материала. 5. Составление сборников, сквозных проектов, написание статей по теме. |
3 |
Аналитический |
1. Анализ и систематизация результатов. 2. Формулирование заключения и практических выкладок по сквозным проектам. 3. Подготовка обобщённых материалов к участию в педагогической ярмарке. |
4 |
Оформление результатов проекта |
1. Создание презентации. 2. Выпуск методических сборников по направлениям. |
Результатом совместной деятельности стало пополнение методической копилки педагогов практической направленности, создание электронной научно-методической ресурсной базы по учебным предметам, внеурочной деятельности и воспитательной работе.
Воспроизводимость
Методические пособия подготовлены в соответствии с блоками работы, содержат в себе разработанные материалы, проекты, статьи с практико – ориентированной направленностью. Все материалы возможно использовать другими образовательными организациями. Материалы размещены на сайте школы.