Методическая разработка «Система работы с учащимися с ОВЗ»
Методическая разработка «Система работы с учащимися с ОВЗ»
(из опыта работы)
Автор: Лоскутникова Галина Викторовна
МБОУ «СОШ № 87», г. Северск Томской области
Классы с учащимися с ОВЗ – большая проблема для любого учителя. Не секрет, что эти дети отстают от своих сверстников и в интеллектуальном, и в речевом развитии. Они плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации, затрудняются в операциях сравнения, обобщения, систематизации, не могут долго удерживать внимание; у них бедный словарь, они с трудом воспринимают переносное значение слов, метафору, не чувствуют подтекста, не могут словами переложить теорию или содержание текста.
Главная задача учителя – развивать интеллектуальные, речевые, лингвистические способности учащихся, их эмоционально- образные представления.
Иногда коллеги рассуждают: «У меня много учащихся, чтобы знать или учитывать личные проблемы каждого учащегося. Это не мои проблемы, а его и его родителей. «Трудные» дети – сплошная проблема …»
Я понимаю, что работа с «трудными» учениками (а это зачастую дети с ОВЗ) – процесс сложный и непрерывный, требующий от меня силы воли, терпения, тактичности. Я стараюсь создавать необходимые условия в урочной и внеурочной деятельности для создания атмосферы творчества, сотрудничества, развития детской инициативы.
Обязательным условием овладения программой обучающимися с ЗПР является систематически дополняемая программа коррекционной работы, которая является ее неотъемлемой частью. Педагогическая поддержка предполагает:
- помощь в формировании адекватных отношений между ребенком, одноклассниками, родителями;
- работу по профилактике внутриличностных и межличностных конфликтов в классе/школе;
- помощь в освоении нового учебного материала на уроке и, при необходимости, индивидуальной коррекционной помощи;
- обеспечение ребенку успеха в доступных ему видах деятельности с целью предупреждения у него негативного отношения к учебе.
Замысел урока заключается в создании условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребёнка.
Целевыми ориентирами учебного занятия может быть оказание помощи школьникам в поиске индивидуального стиля и темпа учебной деятельности, раскрытии и развитии индивидуальных познавательных процессов и интересов.
Работу в классе с детьми с ОВЗ строю на разных этапах по-разному: использую коллективные формы обучения чаще при объяснении нового материала, при итоговом повторении. При закреплении - парные или групповые формы обучения. Практикую также комбинированные уроки.
Содержание урока выбирается в соответствии с образовательной программой.
Организация учебного занятия предполагает избрание приёмов и методов педагогической поддержки в качестве приоритетных способов деятельности учителя на уроке.
Что я учитываю при подготовке к уроку?
Во-первых, особенности учащихся класса, а также каждого учащегося с ОВЗ, а именно:
- отношение к предмету;
- темп работы;
- сформированность знаний, умений, навыков;
- отношение к разным видам учебной деятельности;
- отношение к разным формам учебной работы.
Во-вторых, соблюдаю правила, которые помогают мне обеспечить успешное проведение урока, в том числе:
- определение места урока в теме;
- конкретизация задач урока и, исходя из этого;
- отбор содержания урока;
- выбор наиболее эффективных способов изучения нового материала, формирования новых знаний.
В-третьих, задания и инструктаж желательно давать чётко, кратко, обязательно выясняя, поняли ли ученики требования: учителю нужно добиваться выполнения каждого своего требования.
В-четвёртых, оптимальный для школьников темп урока.
Необходимым считаю постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий, использование заданий с опорой на образцы, а также поэтапное обобщение проделанной на уроке работы.
Задача педагога – быть доброжелательным, стимулировать учащихся, поддерживать их, одобрять.
Домашнее задание должно быть посильным, (надо знать, какое задание можно дать тому или иному учащемуся) и обязательно своевременно проверено и оценено.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся основная образовательная программа предусматривает внеурочную деятельность. Для меня реализация программ внеурочной деятельности представляет собой обратную связь между учителем и учащимся, даёт возможность тут же немедленно что-то исправить, осуществить коррекцию.
Так на внеурочных занятиях с учащимися с тяжёлыми нарушениями речи стараюсь добиваться следующих результатов:
- умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
- умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т. д; умение получать и уточнять информацию от собеседника; освоение культурных форм выражения своих чувств;
- умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
- способность взаимодействовать с другими людьми, умение делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.
Ситуация успеха личности зависит от множества факторов:
- мотивации к учению;
- условий ученической деятельности;
- психологического климата учебной группы;
- природных возможностей мозга ребёнка;
- индивидуальных особенностей каждого ученика;
- профессионализма учителя и других обстоятельств.
Поскольку мне пришлось работать с учащимися, имеющими тяжёлые нарушения речи, я понимала, что умение «говорить» (речевые умения) – это нечто большее, чем простое воспроизведение слов и предложений. Оно включает в себя умение рассказывать, умение отвечать на вопрос, умение пересказать. Сюда же отнесём и умение читать стихи.
Умение «говорить» подразумевает общее умение выстраивать свою речь, производя сообщение, оформляя информацию, передавая эмоции, выстраивая мысль и размышляя. Научиться этому чрезвычайно важно для школьника. Столь же важно для него научиться вступать в диалог с другим человеком, быть понятным для другого и понимать другого.
Для достижения результата я использую на уроках следующие методические советы:
- учу ребят выстраивать речевое суждение по формуле «тезис – аргумент – иллюстрация»;
- обращаю внимание на чёткую артикуляцию при произношении слов, чтобы звуковая сторона речи была абсолютно доступна каждому слушателю;
- корректирую речь (советую не использовать слова, значение которых не понято).
Умение читать и понимать текст также обеспечивается определёнными правилами.
Вот советы для ребят:
1. Прочитав абзац текста, остановись, постарайся выделить мысль, основное понятие данного абзаца.
2. Не торопись прочитывать текст, старайся вообразить то, о чём говорит автор текста.
3. Учись думать! Лаконично, ясно и красиво оформи словесно понятое тобой явление.
Успех в нашей чрезвычайно сложной деятельности зависит от того, как каждый учитель сумеет связать решение оперативных задач с тактическими и стратегическими. А это возможно только в том случае, если педагог отдаёт себе отчёт в конечных результатах своей деятельности. Осознание педагогической задачи – это непременное условие её продуктивного решения.