Последовательность в решении задач конструктивного построения
Методические рекомендации по проведению занятий для учащихся 2 класса ДХШ
"Последовательность в решении задач конструктивного построения"
Автор: Ванькаева Наталья Николаевна
МБУ ДО «Детская художественная школа», г. Минусинск
Возраст учащихся: 11-12 лет.
Продолжительность занятия: 3 часа (академические).
Тема занятия: Последовательность в решении задач конструктивного построения.
Цель: Научить учащихся видеть и передавать конструкцию предметов.
Задачи:
- Образовательная: научить посредством рисунка, изобразительной графики передавать те или иные стороны окружающего мира, углубленный анализ конструктивной формы предметов, грамотное построение предметов в соответствии с их различным расположением к уровню зрения. Композиция листа.
- Развивающая: развить зрительное восприятие и объемно-пространственное мышление.
- Воспитательная: формирование личностных качеств: внимательность, трудолюбие ,ответственность в ходе решения заданий.
Тип занятия: комбинированное.
Форма обучения: фронтальная.
Структура занятия:
· организационная часть – 5 минут;
· 1 этап творческой работы: вводная беседа, изложение нового материала – 20 минут;
· первичное закрепление новых знаний и применение их на практике учащимися – 40 минут;
· 2 этап творческой работы: просмотр первого этапа выполненной работы, выявление ошибок –15;
· закрепление новых знаний на практике, продолжение работы – 40 минут;
· подведение итогов занятия (5 минут).
Методы обучения:
· словесные методы (рассказ, беседа, объяснение);
· наглядный метод;
· метод практической работы.
Зрительный ряд: Набор архитектурных элементов, вырезанных из плотной бумаги, для составления вариантов композиций на магнитной доске.
Оборудование для педагога: компьютер, ЖК-экран, настенная доска, маркеры.
Материалы для учащихся: бумага формата А3, карандаш, ластик.
Ход урока
1. Организационная часть.
Приветствие. Проверка наличия необходимых материалов и оборудования, готовности детей к занятию.
2. Вводная беседа, изложение нового материала и установление связи нового материала с ранее изученными темами и понятиями.
Самостоятельная работа.
Преподаватель: Окружающие нас предметы имеют разную форму: одни простую, которые в своей основе имеют одну геометрическую форму, другие – сложную форму, имеющую в основе несколько геометрических фигур (машины, дома, животные и т.д.). Часто подчеркивая геометрическую форму объектов, говорят: «Этот предмет имеет кубическую форму, этот – цилиндрическую, а этот – сферическую.
А какие есть простейшие геометрические тела?
Учащиеся: куб, шар, цилиндр, конус, призма.
Преподаватель: правильно. Если вы научитесь видеть в окружающих вас предметах геометрические тела, то вы легко сможете создавать каркас, или, точнее, конструктивный рисунок. А для того, чтобы создать такой каркас, вам необходимо проанализировать изображаемый предмет. Конструктивный рисунок начинается с анализа.
Допустим, чтобы нарисовать кувшин, нужно рассмотреть его со всех сторон, мысленно сделать в нем ряд характерных сечений плоскостью и, наконец, на основании внешнего вида и внутреннего строения составить, возможно, полное представление о том, из каких геометрических форм он состоит.
Давайте рассмотрим этот предмет, расположенный на доске ( для просмотра предлагается изображение вазы). Присмотритесь, подумайте, из чего он состоит? Из каких геометрических тел?
Учащиеся: горлышко кувшина – это цилиндр, два усечённых конуса.
Преподаватель: правильно, а теперь, кто мне поможет на доске собрать из простых предметов более сложные?
Дети принимают активное участие, комментируют (на магнитной доске из архитектурных элементов составляется вариант возможной композиции).
Преподаватель: правильно, поэтому первый шаг - учимся находить во всём, что нас окружает, геометрические тела.
Второй шаг – изображение «каркаса». Мы научимся правильно размещать геометрические тела, из которых состоит изображаемый предмет, в пространстве. Для этого нужны знания по линейной перспективе. Сейчас я вам расскажу, что такое линия горизонта и для чего она нужна.
Линия горизонта - это линия уровня глаз художника. Визуально она выглядит как граница между небом и землей или между небом и водой в пейзаже, но она всегда находится на уровне глаз смотрящего. Линия горизонта строго горизонтальна и распределяется в пространстве бесконечно далеко от смотрящего (у неё нет начала и конца). Художнику определить уровень линии горизонта очень легко - стоит только приложить карандаш к переносице на уровне глаз и сравнить положение в пространстве окружающих объектов и предметов с его уровнем. Какие-то из них будут расположены выше карандаша (выше линии горизонта), какие-то ниже.
Линия горизонта бывает низкой и высокой.
Высокая линия горизонта позволяет увидеть объекты и предметы как-будто с высоты птичьего полёта - в таких рисунках и картинах уделяется земле и воде, а неба изображено совсем чуть-чуть.
Низкая линия горизонта раскрывает перед зрителем огромное воздушное пространство над землёй. Всё основное действие картины происходит в небе, а земли показано совсем немного. Это такой взгляд художника на окружающий мир, как будто он припал к земле и наблюдает жизнь с точки зрения муравья.
Давайте посмотрим, где находится линия горизонта в работах известных художников. Кто мне поможет?
Преподаватель показывает видеоряд работ художников. Учащиеся принимают активное участие. Отмечают линию горизонта. Преподаватель поправляет, комментирует.
Преподаватель: а теперь давайте рассмотрим куб, который стоит на подиуме.
Куб представляет нам три измерения пространства - ширину, высоту и глубину. Но глубина, - это иллюзия, так как глубины у нас не может быть на плоскости листа. Мы знаем, что параллельные линии не пересекаются, расстояние между ними не меняется, но часто наблюдаем противоположное: расстояние между параллельными краями дороги или рельсов, уходящих вдаль, постепенно сокращается, пока они не сойдутся в одной точке на горизонте. Эта точка называется точка схода. В точках схода пересекаются параллели, уходящие вглубь рисунка. Линия горизонта, точки и линии схода – с помощью этих элементов мы будем строить предметы в перспективе.
Сейчас мы нарисуем каркасную модель куб с передачей иллюзии глубины.
Линия горизонта, где точки F1 И F2 являются точками схода.
3. Первичное закрепление новых знаний и применение их на практике учащимися
Преподаватель: скажите, с чего начинается любая работа?
Учащиеся: нужно закомпановать предмет и наметить его основные формы и пропорции.
Преподаватель: правильно, рисунок начинается с композиции и ведется в следующей последовательности :
- находим геометрический центр, с которого начинается композиция, проводим вертикальную линию. Это будет высота нашего куба. Затем над предметом намечаем линию горизонта, под вертикальной линией проводим горизонталь .
- слабыми линиями композиционно наметим крайние точки куба.
- легко намечаем конструкцию куба, с учетом пропорций и направления боковых плоскостей.
Построение куба.
Учащиеся повторяют за преподавателем построение куба.
Далее, при построении мы используем способ визирования, вспомогательные горизонтальные и вертикальные линии построения, используя принцип построения через две крайние точки .Способ визирования карандашом состоит в следующем: желая определить основные пропорции куба, параллелепипеда или другого тела, рисовальщик на вытянутой руке вертикально держит карандаш, закрывает один глаз и следит за тем, чтобы верхний конец карандаша совпал с верхней гранью куба. Затем, двигая по карандашу большой палец, устанавливаем его ноготь на линию нижнего края параллелепипеда. Длина карандаша от верхнего его конца до ногтя будет проекционной величиной параллелепипеда. Повернув кисть руки влево, располагаем карандаш горизонтально (при этом большой палец не двигаем, положение тела и руки также не меняются), подводим карандаш в направлении параллелепипеда с его двумя видимыми плоскостями и определяем ее величину относительно высоты. Это же соотношение величин высоты к ширине надо отложить на рисунке, учитывая их разницу.
Способ визирования.
Продолжаем линии сторон прямоугольника к линии горизонта, в точки схода. У всех на линии горизонта 2 точки схода?
2 этап творческой работы.
Преподаватель: а теперь давайте сделаем просмотр и проанализируем правильно или нет выполнена работа.
Проходит обсуждение работ, выполненных учащимися, выявляются ошибки, отмечаются хорошие работы.
4. Подведение итогов занятия.
Преподаватель: Итак, давайте подведем итоги сегодняшнего занятия. Мы узнали о том , что такое конструктивное рисование и для чего оно нужно. Познакомились со способом построения куба. Научились правильно его рисовать. Все ребята очень старались, слушали внимательно. На следующем уроке мы закрепим ваши знания, полученные сегодня.