Адаптация первоклассников к обучению в музыкальной школе
Адаптация первоклассников к обучению в музыкальной школе
Автор: Штейнгауэр Ирина Камильевна
МБУ ДО «Детская школа искусств города Мамадыш имени композиторов Яруллиных»
Адаптация в музыкальной школе – перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер ребенка при переходе к систематическому организованному школьному обучению. Основными особенностями систематического школьного обучения являются следующие. Во-первых, с поступлением в музыкальной школу ребенок начинает осуществлять общественно оцениваемую деятельность - учебную деятельность. Во-вторых, особенностью систематического школьного обучения является то, что оно требует обязательного выполнения ряда для всех одинаковых правил, которым подчинено все поведение ученика во время его пребывания в музыкальной школе. Благополучное сочетание социальных внешних условий ведет к адаптированности, неблагополучное – к дезадаптации.
Существует несколько уровней адаптации:
- Высокий уровень. Первоклассник положительно относится к музыкальной школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко; глубоко и полно овладевает программным материалом; прилежен; внимательно слушает указания объяснения учителя; выполняет поручения без внешнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе.
- Средний уровень. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, усваивает основное содержание учебных программ, внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле; бывает сосредоточен только тогда, когда занимается чем-то, что ему интересно.
- Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно относится к школе; нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдается нарушение дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно; самостоятельная работа затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно; необходимы постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей.
- Дезадаптация. Это отклонения в школьной деятельности – затруднения в учебе, конфликты с одноклассниками, учителями.
Помимо понятия «школьная дезадаптация» в литературе встречаются термины «школьная фобия», «школьный невроз». Как правило, школьные неврозы проявляются в беспричинной агрессивности, боязни ходить в школу, отказе посещать уроки и т.д. Чаще наблюдается состояние школьной тревожности, которая проявляется в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. В случаях дидагтогенных неврозов травмирующей является в первую очередь сама система обучения. Цели ученика и учителя изначально расходятся: учитель должен учить, ученик должен учиться, т.е. слушать, воспринимать, запоминать и т.д. Учитель остается в позиции «над» школьником, и, порой не осознавая этого, подавляет инициативу учащегося, его познавательную активность, столь необходимую учебной деятельности.
Другой причиной дезадаптивного поведения может быть чрезмерное переутомление и перегрузка. Само поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. Успешность обучения его в школе зависит от особенностей воспитания в семье, его уровня подготовленности к школе. Ряд авторов считают, что основной причиной школьной дезадаптации являются не сами промахи в учебной деятельности или отношения ребенка с учителем, а переживания по поводу этих промахов и отношений.
Особенности первоклассника-музыканта.
Главная особенность детей-первоклассников – первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Ребенок убежден в том, что у него все должно получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины.
Внимание во многом определяется темпераментом. В силу этого отвлекаемость во время выполнения заданий довольно высокая, а контролировать свои действия (например, проверить наличие ошибок в разборе нотного текста) малыш умеет плохо.
Правила успешной адаптации первоклассников-музыкантов для родителей.
Поступление ребенка в музыкальную школу – это принципиально новый этап его жизни. Наиболее трудным для него является период адаптации к школе. Родителям надо быть готовыми к тому, что период адаптации может затянуться на несколько месяцев. Ребенку нужна помощь и, в первую очередь, он нуждается в поддержке самых близких ему людей – родителей.
Главная забота родителей в период адаптации первоклассника к школе – поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое. Ваше участие и интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребёнка. И эти способности вы также сможете ненавязчиво направлять и укреплять в дальнейшем.
Не сравнивать ребёнка с одноклассниками в музыкальной школе. Уважайте индивидуальность своего ребёнка, любите и принимайте его таким, какой он есть. Сравнивайте его собственные успехи.
С пониманием относитесь к тому, что у вашего малыша что-то не получается, даже если это кажется вам элементарным. Ваш ребенок не сможет сразу научиться играть как профессиональный музыкант. Запаситесь терпением. Помните, что высказывания типа: «Ну, сколько раз тебе повторять? Когда же ты, наконец, научишься?» и т.п. – кроме раздражения с обеих сторон, ничего не вызовут. Лучше поддерживайте, подбадривайте ребенка. Показываете, что вы верите в его силы, что у него все получится, и он всего добьется.
Музыкальная школа является дополнительным образованием, но это не кружок, а именно школа. С первых дней необходимо настроить ребенка на серьезное отношение к посещению школы. Как известно, лучший прием воспитания это собственный пример, поэтому от Вашего отношения к музыкальной школе, будет зависеть отношение к ней вашего ребенка. Если вы будете интересоваться классической, живой музыкой, то и ваш ребенок будет увлечен ей. Слушайте такую музыку дома, смотрите и посещайте концерты классической музыки.
Самая главная цель родителей в этот период – дать ребенку опыт самостоятельной работы, с первых же дней внушая, что только он сам ответственен за то, что происходит с ним в школе. Это очень важно на этой, самой главной ступеньке во взрослую жизнь. И ребенок в силу своих возрастных особенностей уже вполне способен принять и понять эту ответственность.
Не следует все время делать уроки вместе с ребенком. Иначе потом, когда вы придете с работы, окажется что он не занимался, т.к. взрослых не было дома.
Не стоит регулярно проверять домашнее задание, если ребенок сам об этом не попросит. Если вы сами окончили музыкальную школу, то ваша помощь может понадобиться ребенку, но это не должно быть систематически, потому что ребенок переложит ответственность за свои ошибки на ваши плечи.
Не стоит интересоваться только отметками в музыкальной школе, лучше спросить, что сегодня было интересного в школе, что нового он узнал, что ему больше всего нравится в школе.
Первое время необходимо все таки ненавязчиво контролировать выполнение домашних заданий по музыке, пока ребенок не привыкнет к новому режиму дня. А режим дня должен быть у школьника обязательно. И даже если ваш ребенок уже не первоклассник в общеобразовательной школе и у него уже выработался свой режим, то с поступлением в музыкальную школу необходимо внести соответствующие изменения в его режим.
Ни в коем случае нельзя превращать занятия музыкой в наказание.
Такие условия выработают негативное отношения к музыке у ребенка. Музыкой необходимо заниматься каждый день. В первом классе для этого достаточно 20-30 минут. На выходных можно устраивать семейные концерты, на которых дети смогут продемонстрировать вам выученные песенки или пусть даже упражнения.
После домашних заданий ребенок может отправиться на дополнительные занятия - в нашем случае, в музыкальную школу. Дорогу на занятия можно совместить с прогулкой.
Хотелось бы сказать о том, почему же нужно заниматься музыкой?
- Играть - это следовать традиции. Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать — это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер.
- Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и в праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке.
- Занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить!
- Музыка и язык - близнецы-братья. Они родились следом друг за другом: сначала — музыка; потом - словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику.
- Музыка структурна и иерархична: крупные сочинения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов, это развивает структурное мышление у учащихся.
- Музыкальные занятия развивают навыки общения или как их сегодня называют коммуникативные навыки.
- Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувствительны как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом как мужчины. Музыка смягчает нравы, но чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.
- Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Музыканты меньше боятся страшного слова deadline - срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперед зачет по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу» и ребенок с таким опытом не завалит серьезный экзамен, интервью при приеме на работу и ответственный доклад. Музыкальные занятия в детстве — это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.
- Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так читающий с листа пианист сразу делает несколько дел - помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течет в своем темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях. Ребенку-музыканту будет легче, чем Вам бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.
- Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Музыка даёт и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду. Музыка учит ребенка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное – и все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную.
- Музыка облагораживает эмоционально; обогащает умственно; музыка способствует росту основных человеческих способностей – способности к логическому мышлению и способности к овладению языком и речью. Существует огромное число выдающихся и просто успешных людей, которые не стали музыкантами, но любят музыку и музицируют.
Очень рекомендуется родителям вместе с детьми посещать концерты в музыкальной школе. Это сблизит, и позволит в подростковом возрасте более легко достигнуть взаимопонимания с ребенком.
Условия успешной адаптации первоклассников-музыкантов в классе по специальности.
На самых первых уроках главная задача – заинтересовать, подавать материал так, чтобы он не казался сложным, переходить от простейших приемов игры к сложным очень постепенно, не форсировать события. Необходимо также разнообразие на уроке: слушание, теория, ритм, посадка, отвлечение на иные темы, использование музыкальных игр (развивает анализаторские способности, ритм, внимательность), чередование работы за инструментом и без него, стараться давать меньше теории, предпочитать больше показа, а для малышей также необходима и творческая работа (рисование, чтение стихов, игры, фантазирование).
В донотный период, длящийся ориентировочно от двух недель до двух месяцев, педагог получает представление об индивидуальных особенностях ребёнка, его темпераменте, одаренности, общем развитии, во многом определяется степень интенсивности дальнейших занятий с учащимся. На мой взгляд, донотный период это тот небольшой отрезок времени, за который педагог должен не только успеть наладить контакт с учеником, но и успеть увлечь его музыкой и закрепить интерес к ней. От того насколько увлекательно и плодотворно пройдёт этот период зависит то, как сложиться дальнейшая музыкальная судьба ребёнка.
Заключение.
Процесс обучения в целом должен идти от общих представлений к сужению и углублению работы над частностями. Чем шире общеобразовательная основа, заложенная в детстве, тем плодотворнее идёт работа в специальной, узкопрофессиональной области впоследствии. Чем шире основание пирамиды, тем выше может быть её вершина. Основание – это, прежде всего развитый интеллект, способность к выстраиванию многосоставных логических схем.
На этапе начального, общемузыкального образования ребёнок должен учиться подбирать по слуху, петь в хоре, импровизировать, слушать музыку с последующими комментариями, смотреть фильмы – спектакли и т.п.
К сожалению, чаще всего в музыкальную школу приходят дети, не имеющие такую предварительную общемузыкальную подготовку. В связи с этим, к донотному периоду обучения предъявляются особые требования, так как он призван служить основой для дальнейшего всестороннего музыкального развития учащегося.