Конспект урока ОРКСЭ «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»

Дата публикации: 2020-11-11 18:20:27
Статью разместил(а):
Халина Елена Михайловна

Конспект урока ОРКСЭ «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь»

Автор: Халина Елена Михайловна

 

Цель: формирование представлений учащихся о милосердии, заботе о слабых, взаимопомощи в религиозной традиции.

Задачи: 

Личностные : 

·         воспитывать у младшего школьника чувства милосердия, готовности бескорыстно помогать другим;

·         воспитывать уважительное отношение к культурным традициям мировых религий;

·         формировать образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий

Предметные: Рассмотреть, как разные религии учат милосердию, заботе о слабых и взаимопомощи. Познакомить с понятиями милостыня, закят, цдака.

Метапредметные: развивать умения слышать и слушать друг друга, анализировать, обобщать, работать в группах .

Ожидаемые результаты: учащиеся понимают значение слова милосердия и милостыня, знают, что общим для всех религий является милосердие и забота о людях.

Оборудование для детей: учебник «Основы мировых религиозных культур», карточки с заданиями , вырезанные разноцветные бумажные ладошки, лучики, лепестки цветка.

Оборудование для учителя: презентация, учебник «Основы мировых религиозных культур».

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесные, слово учителя, беседа, демонстрационные, презентация.

Виды деятельности: творческая, словарная работа, групповая.

 

Организационная структура урока. 

1. Мотивация к учебной деятельности. 

Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Ребята, я попрошу вас повернуться к нашим гостям и тоже поздороваться с ними.

Посмотрите всё ли вы приготовили к уроку, учебник, тетрадь.  

Ребята, нам сегодня необходимо быть предельно собранными и внимательными, работать активно и слажено. Давайте определим, кто сейчас внимателен, а кто ещё недостаточно готов к работе.

Все ученики класса должны безошибочно выполнять простые движения под команду учителя. 

Учитель: Сейчас я буду считать до трёх, на счёт три вы должны будете одновременно сесть. Затем на счёт три вы должны будете хлопнуть один раз в ладоши, теперь на счёт три поднять руки и ещё раз на три положить руки на парту. Молодцы! Вижу, что все готовы. Начинаем работать!

2. Актуализация опорных знаний. 

Послушайте, пожалуйста, как мы с вами сегодня построим наш урок. Работать вы будете в группах.  

Проводится в форме игры «Корзина вопросов». Каждая группа вынимает листок с вопросом, связанный с темой прошлых уроков и отвечает на него.

Какие религии называют мировыми? (христианство, ислам, буддизм)

Как называют последователей Иисуса ? (христианами)

Как называют приверженцев ислама? (мусульманами)

Какие священные книги у разных религий вы знаете? (библия - христиане, коран - ислам , типитака - буддизм)

Назовите все священные сооружения у разных религий. (Храм Единог Бога в Иерусалиме, христианские храмы - церковь, ислам - мечеть, буддийские сооружения – ступа, а позднее многоярусные пагоды).

Какие обычаи вы знаете в христианстве и исламе? (Крещение, пасха, венчание, евхаристия - причастие, намаз - ежедневная

молитва, курбан-байрам, мавлид – день рождение пророка Мухаммада, песах (пасха) – иудаизм, шавуот - на 50 день после пасхи).

3. Постановка темы и целей урока.

Просмотр притчи «Стакан молока».

Когда-то в небольшой деревне жил мальчик. Его семья была так бедна, что мальчик был вынужден работать посыльным, чтобы помогать родителям. Однажды мальчик принес посылку одной женщине. Он был так голоден, что хотел попросить есть, но отважился попросить только стакан воды.

Женщина догадалась, что мальчик голоден и принесла ему вместо воды стакан молока. Мальчик медленно выпил, а затем спросил: «Сколько я вам должен за это?». «Абсолютно ничего, - ответила женщина. Мама всегда нас учила, что мы не должны брать плату за добрые дела».

Потом мальчик вырос и стал очень известным доктором. Однажды к нему приехала пациентка, страдавшая очень редкой болезнью. Доктор узнал в ней ту женщину, которая когда-то напоила его стаканом молока. После длительного лечения болезнь была побеждена. Но платить за лечение женщине было нечем. Ей было очень стыдно перед врачем. Но когда она взяла счет, то увидела надпись: «Полностью оплачено одним стаканом молока».

Объясните, как вы поняли смысл притчи? (краткое изречение или рассказ выражающий правила жизни)

Можно ли назвать поступок женщины милосердным?

А что это слово означает?

Запишите это слово в тетрадь, определите, из каких корней оно образовано.

Вывод: милосердие – милость сердца, помощь ближнему. (Подвести к пониманию «готовность помочь») 

Милосердие и религия связаны между собой?

А кто знает, что говорят о милосердии представители разных религий? (Ответы детей)

Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.

Формулировка учениками темы урока «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь».

Что мы должны узнать сегодня на уроке?

Давайте обратимся к странице 72 учебника и сформулируем цель нашего урока.

Формулировка целей урока по учебнику стр. 72. Рубрика «Вы узнаете».

4. Изучение нового материала: Работа над понятием «милосердие» 

Итак, вы сказали, что милосердие – это помощь другим людям. И вы абсолютно правы.

Работа с текстом учебника стр. 72-73.

Ребята, рассмотрите иллюстрацию на стр. 73.

Как вы думаете, почему священник посетил больницу?

Давайте узнаем, является ли обязанностью христиан помощь больным и нуждающимся. Прочитайте на стр. 72 3, 4, 5 абзацы о христианстве.

После чтения дети делают вывод и соотносят информацию с иллюстрацией.

Учитель: Следует отметить, что подавать милостыню призывает Христианство. Иисус Христос говорил: «Всякому просящему у тебя - дай».

Как вы думаете помогать больным и нуждающимся призывает только Христианство?

В культуре исламе существует важное понятие «закят». Вполголоса прочитайте в учебнике абзац (6) об исламе и попробуйте объяснить, что это слово означает?

Работа над понятием закят. 

Как вы поняли из учебника, что такое закят?

Закят – это милостыня. Что является обязанностью ислама? (выплачивать закят, помогать бедным)

Как вы понимаете слово «милостыня»?

Милостыня – это помощь неимущим, бедным людям в виде денег или других вещей.

5. Сообщение учеников о милосердии в иудаизме и буддизме. 

Кроме христиан и мусульман в мире живут представители других религий, каких? (Буддизма и иудаизма).

Интересно, какое место в жизни иудеев (евреев) занимает милосердие. Об этом нам расскажет Арнела. Она к сегодняшнему уроку подготовила сообщение об отношении к милосердию у иудеев.

Выступление.

Милосердие и благотворительность является одним из предписаний иудаизма и часто упоминается в Торе. В иудаизме с давних пор существует обычай держать в доме на видном месте копилку, в которую все члены семьи ежедневно опускают монету. Содержимое копилки передаётся в синагогу для помощи больным, одиноким и старым людям. Термина «милостыня» у евреев не существует. Она обозначается словом«цдака», что означает «справедливость». То есть помощь нуждающемуся – это не просто милостыня, а акт справедливости. Цдака– обязанность каждого иудея. Даже тот, кто сам нуждается, должен помогать другому.

Спасибо, Арнела за интересное сообщение. Как вы поняли, что такое цдака? (Цдака – это справедливость, милостыня в иудаизме).

Ребята, о какой важной религии мы сегодня ещё не говорили (о буддизме).

Что ещё нам необходимо узнать сегодня на уроке? (О милосердии в буддизме).

О милосердии в буддизме нам сегодня расскажет Сослан.

Выступление.

В буддизме милосердие – это, прежде всего, сочувствие чужому горю, соединённое с готовностью помочь. В буддийском храме на переднем плане всегда находится мандала – это блюдо для сбора пожертвований. В это блюдо в виде пожертвования люди кладут деньги, сладости и многое другое. Содержимое мандалы передаётся больным, одиноким, нуждающимся и старым людям. Также на пожертвования живут буддийские монахи, которые отказались от семьи и имущества и посвятили свою жизнь учению Будды. Буддисты считают, что милосердие и сострадание делают лучше не только человека, но и окружающий мир.

Спасибо, Сослан. Ребята, что вы поняли из сообщения Сослана. Милосердие и помощь нуждающимся входит в культуру буддизма? (Да)

6.  Физкультминутка под музыку «Дорогою добра».

7.  Продолжение работы по изучению темы. 

Работа в группах 

  • Синквейн   
  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  • Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

1.  милосердие 

2.  отзывчивый, внимательный 

3.  помогать, прощать, заботиться 

4.  Добрые слова дороже богатства. 

5.  сострадание.

Теперь каждая группа должна будет выполнить задание по теме сегодняшнего урока.

Каждый из вас должен взять в руки то что у вас лежит на столах и написать слова, от которых станет тепло и маленькому, и взрослому, и сильному, и слабому, и здоровому, и больному.  

Для первой группы задание будет создавать солнышко. Вторая группа будет цветик-семицветик. 

А третья группа руку. Что доброго вы можете и хотели бы сегодня сделать. На лепестках вы напишете слова к понятию «Милосердие». 

(Ученики работают в группах. Звучит песня «Вера» стихи Н. Добронравова, музыка А. Пахмутовой)

Из деталей составляется коллаж. 

8. Рефлексия. 

Фронтальный опрос.

Наш урок подходит к концу. Давайте вернёмся к цели нашего урока. Что мы должны были узнать? (Как разные религии учат милосердию).

Раскрыли мы цель урока. Как разные религии учат милосердию. (Призывают всех людей помогать друг другу)

Какой ещё можно сделать вывод? (Отношение у всех религий одинаковое)

То есть можно сказать, что отношение к милосердию у всех религий одинаково. Помогать ближнему, заботиться о слабых призывают и учат все религии. 

Над чем заставил задуматься этот урок каждого из вас? (Что нужно быть милосердными).

Почему люди разных национальностей и религий должны быть милосердны? (Чтобы лучше понимать друг друга).

Можно ли за милосердие брать плату? 

Мы достигли цели урока?

Стихотворение читает Артур:

Пока мы боль чужую чувствуем, 

Пока живет в нас сострадание, 

Пока мечтаем мы и буйствуем, 

Есть в нашей жизни оправдание. 

9. Домашнее задание.

Домашнее задание будет общее и индивидуальное. Общее задание: прочитать учебник на стр. 72-73.

А индивидуальное задание записано на слайде № 18, которые вы сейчас увидите. На следующем уроке вы должны будете рассказать о людях, несущих добро в нашу жизнь, посвятивших себя служению другим людям.

1.  Подготовить сообщение о Матери Терезе.

2.  Подготовить сообщение о докторе Леониде Рошале.

3.  Подготовить сообщение о фонде «Российский Красный Крест».

10. ( если останется время) Предлагаю поработать в паре и заполнить таблицу.  

религии

К кому проявляют милосердие

Как (каким образом) проявлять милосердие

Христианство

 

 

Ислам

 

 

Иудаизм

 

 

Буддизм

 

 

Все молодцы!