Ситуационный час "Взрослая жизнь, взрослая ответственность"

Дата публикации: 2020-11-16 11:44:59
Статью разместил(а):
Клубкова Светлана Викторовна

Ситуационный час "Взрослая жизнь, взрослая ответственность"

Автор: Клубкова Светлана Викторовна

БУ СО ВО «ЧЦПД «Наши дети» 

 

Цель. Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних.

Задачи:

1. Познакомить воспитанников со статьями уголовного права, которые определяют меру ответственности подростков.

2. Формировать у воспитанников умения анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий.

3. Развивать правовую культуру, ценностные ориентации личности, чувство ответственности.

Оборудование: карточки; магнитная доска, магниты; определения.

 

Ход ситуационного часа

Организационный момент.

Вступительное слово педагога.

Тема нашего разговора «Взрослая жизнь, взрослая ответственность» актуальна на сегодняшний день, так как, к сожалению, не каждый из вас, осознает, что он совершает поступки, которые потом трудно будет исправить. В ходе дискуссии вы узнаете о видах ответственности, попытаетесь применить их к различным ситуациям.

Вы сейчас стоите на пороге взрослой жизни и должны быть готовы нести ответственность за свои поступки самостоятельно. Чтобы стать настоящим гражданином своей страны надо знать закон и соблюдать его.

Для начала давайте разберёмся, что такое проступок и преступление. Потому что многие путают эти два понятия.

Проступок и преступление не одно и то же. За проступок вряд ли могут посадить в тюрьму или оштрафовать, как за правонарушение или преступление.

 

Ситуационные задачи.

Ситуация № 1.

Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

Но правильно ли поступает Дима? Почему? (В законе об образовании написано, что каждый ребёнок должен получить образование)

Что же тогда совершил Дима? (проступок)

Какое наказание может получить за такой проступок школьник?

Ситуация № 2.

Старшеклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия старшеклассников, как проступок или преступление?

Действия старшеклассников действительно противозаконны. Они совершили вымогательство — (преступление)

Проступок - это нарушение, которое не вредит другим людям, обществу.

Преступление – это то  серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, приносящее вред людям, обществу.

Работа с карточками.

Давайте попробуем определить, какие действия людей будут проступком, а какие преступлением.

(красные карточки – преступление, зелёные – проступок)

- обозвал одноклассника - красная

- тайно взял чужую вещь - красная

- курит в туалете - красная

- угнал машину - красная

- похитил человека - красная

- продавал наркотики красная

- опаздывает на уроки - зеленая

- толкнул одноклассника, тот упал на камень и умер - красная

За каждый проступок или преступление человек несёт ответственность.

Какие виды ответственности вы знаете?

Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

Уголовная ответственность – самая строгая ответственность, ответственность за нарушение законов. Она наступает за преступления, которые опасны для людей и общества: убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство.

Со скольки лет наступает уголовная ответственность?

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

Представьте себе ситуацию:

14-летний Саша, решив просто порезвиться, на глазах своих сверстников и окружающих взрослых сильно толкнул 13-летнего Мишу. Тот, не удержавшись, упал на проезжую часть дороги и попал под колесо машины. От полученных травм на вторые сутки несовершеннолетний Миша скончался в больнице. Страшная, но вполне реальная ситуация.

Под какие юридические нормы попадает «шутка» несовершеннолетнего Саши? Статья 101 причинение смерти по неосторожности.

Сообщение воспитанника.

Уголовная ответственность несовершеннолетних

1. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцать.

2. Несовершеннолетние могут быть помещены в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органа управления образования.

3. Срок лишения свободы не может превышать 10 лет.

4. Лишение свободы отбывается несовершеннолетними в воспитательно-трудовых колониях общего и усиленного режима.

Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

 – штраф;

– обязательные работы;

– исправительные работы;

– арест;

– лишение свободы на определённый срок.

Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях.

Сообщение воспитанника.

К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности.

За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

Виды административных наказаний.

За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

– предупреждение;

– административный штраф;

– изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

– лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

– административный арест;

– конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

– административное выселение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;

– дисквалификация.

Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

Гражданско-правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Разбор ситуаций:

№ 1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки? (ущерб, возмещение вреда, Г-П)

№ 2. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит? (штраф, Д.)

№ 3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника.

Какое преступление совершил подросток?

С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? (У, кража, с 14 лет).

№ 4. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какое правонарушение совершили подростки? (нарушение порядка в общественных местах, А).

Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

Виды ответственности: (на доске)

А - административная ответственность.

Г – гражданско-правовая.

У- уголовная.

Д - дисциплинарная.

 Виды нарушений:

1. Порвал учебник одноклассника (Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

3. Избил одноклассника (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона (У)

5. Совершил прогул в школе (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте (А)

7. Разбил мячом окно (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

Рефлексия.

Вывод: Подростки должны знать не только о преступлениях, но и о ситуациях, которые делают подростков нарушителями закона или жертвами преступников. Я надеюсь, что сегодня вы  получили повод задуматься над ответственностью перед законом и окружающими вас людьми.

Обратная связь: Продолжите одну из предложенных фраз:

- Я не знал, но сегодня узнал, что …

- Меня удивило, что …

- Я сделал вывод, что …

- Новым для меня было …