Особенности воспитательной работы в СПО при дистанционном обучении

Дата публикации: 2020-12-16 01:27:20
Статью разместил(а):
Отрубянникова Вера Александровна

Особенности воспитательной работы в СПО  при дистанционном обучении

Автор: Отрубянникова Вера Алексадровна

КГБПОУ «Владивостокский базовый медицинский колледж»

 

Аннотация.  В статье представлены различные формы педагогического общения воспитательной деятельности при дистанционном общении.

Ключевые слова: дистанционное обучение, воспитательная работа, СПО.

 

Сегодня воспитание, в соответствии с Законом об образовании в РФ, выступает основной функцией образования. В процессе подготовки специалистов среднего звена, именно воспитательный процесс определяется как первостепенный компонент образовательной программы и поэтому изучение особенностей постановки системы воспитания в различных СПО требует особого внимания.

В ряды студентов вступает иное поколение студенческой молодежи с иными жизненными установками и качествами личности, сформированными в условиях потери обществом традиционных нравственных и ценностных ориентиров на фоне социального расслоения. Молодежь подвержена негативному влиянию СМИ, которые разрушают сформированные традиционным воспитанием мировоззренческие устои, насаждая бездуховность и потребительство, прививая ложные ценности на принципах нетрудового обогащения и потребительства.

Воспитательный процесс в системе СПО выступает заключительным этапом формирования личности. Статус квалифицированного специалиста включает в себя не только компетентность в профессии, но и состоятельность выпускника как гражданина, нравственно и морально образованного, осознающего свою социальную ответственность перед обществом.  

Именно в колледже студенту прививаются основы правового самосознания, гражданской ответственности, духовности и культуры, способности к самореализации в профессии. И от того как выстроена система воспитательной работы со студентами зависит уровень профессиональной и нравственной подготовки будущего специалиста и его востребованность на рынке труда.

В условиях высоких технологий современного общества, доступности и многоканальности любой информации, современное подрастающее поколение представляет особый класс аудитории, отличный от предыдущих поколений обучающихся и требующий особого современного подхода в системе воспитательной работы, с учетом личностных, психологических и возрастных трансформаций студентов.

Вынужденный переход на дистанционное обучение большинства СПО в связи с пандемией, заставил пересмотреть не только формы подачи учебного материала студентам и систему образовательного процесса, но и методы воспитательной работы, которая является неотъемлемой частью учебного процесса, формируя социально значимые качества и ценностные ориентации студента. 

В основу новых методов воспитательной работы нужно поставить сочетание зарекомендовавших себя традиционных форм внеаудиторной работы и  информационно-коммуникационных технологий, с преимущественным использованием  передачи информации через Интернет и сотовую связь.

В этой связи особая функция в организации учебно-воспитательной работы возлагается на кураторов. Именно куратоты являются организаторами  деятельности студенческого коллектива. Куратор выступает посредником между студентом и преподавателем, а в процессе повседневного общения определяет индивидуальные особенности личности студента и может грамотно корректировать педагогический процесс в своей группе, используя доступные средства коммуникации.

В качестве инструментов педагогического общения используютстся следующие формы общения:

Видеоконференции.

С их помощью куратор может проводить тематические классные часы, родительские собрания, мастер-классы и другие мероприятия. Преимуществом такого виртуального общения выступает визуальный контакт с аудиторией в режиме реального времени. Взаимодействуя со студентами, куратор может оценить эффективность воспитательной работы в данный период с конкретной группой студентов.

Тематическое общение в чате.

Позволяют в реальном времени обмениваться текстовыми и фото сообщениями внутри группы участников. Обсуждать вопросы и проблемы, которые их волнуют сейчас и сегодня.

Веб-беседы.  

Беседы, конференции и т.п. с использованием телекоммуникационных средств и ресурсов Интернета по определенной тематике или проблеме, на которых участники  обмениваются   информацией и мнениями по актуальной теме. На них возможен процесс длительного общения преподавателя или куратора со студентами, а не в рамках краткосрочного сеанса.

Общение в интернете имеет свои особенности, которые могут ограничивать эффективность взаимодействия:

- ввиду перегруженности сетей или технических неполадок отсутствует скоростной интернет;

- низкий уровень цифровой грамотности среди студентов и педагогов;

- отсутствие мотивации у студентов к участию в  мероприятиях социальной значимости, не входящих в перечень специальных дисциплин и не требующих обязательного посещения;

- ограничены формы педагогического воздействия;

- отсутствие культуры поведения в сети.

Перед куратором, который является связующим звеном между студентом и преподавателем, стоят те же задачи, что и в стандартном образовательном процессе, но с учетом особенностей удаленной работы. К таким задачам относятся:

- разработка ндивидуального плана работы со студентом, с учетом особенности личности, потребностей, интересов и последовательное его выполнение;

- сближение с обучающимися на основе их внеучебных интересов и, соответственно, контроль их духовного и нравственного развития;

- вовлечение в воспитательный процесс родителей, авторитетных людей, специалистов, способных в рамках различных информационных коммуникаций восполнить познавательные и духовные потребности студента.

В период временного дистанционного обучения, связанного с коронавирусной инфекцией, правильно организованная воспитательная работа в удаленной форме на основе неформального общения групп позволяет сохранить внутреннюю сплоченность коллектива и выполнить задачи классического учебного процесса.

Воспитательный процесс, который предполагает использование всей структуры современного информационного общения в комплексе с традиционными методиками образовательной практики обеспечивает гармоничное, духовное, интеллектуальное и физическое развитие будущего специалиста в сочетании с профессиональной компетентностью, что в конечном счете, влияет на его состоятельность и востребованность обществом.

 

Литература:

1. Хромцова Ю.Н. Воспитательная работа на дистанционном обучении [Текст] / Ю. Н. Хромцова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы XII Междунар. науч. конф.— Краснодар: Новация, 2020. — с. 27-31.

2. Дорофеева Т.В. Способы организации воспитательной работы со студентами в условиях дистанционного обучения [Текст] /Т.В. Дорофеева // Известия РФЭИ. Электронный научный журнал. -2016. -№3.-С.

3. Балашова Ю.В. Особенности личностного развития студентов при дневном и дистанционном обучении [Текст] / Ю.В. Балашова // Среднее профессиональное образование. – 2009. - N 6 -С. 74-75.