Особенности воспитательной работы в СПО при дистанционном обучении
Особенности воспитательной работы в СПО при дистанционном обучении
Автор: Отрубянникова Вера Алексадровна
КГБПОУ «Владивостокский базовый медицинский колледж»
Аннотация. В статье представлены различные формы педагогического общения воспитательной деятельности при дистанционном общении.
Ключевые слова: дистанционное обучение, воспитательная работа, СПО.
Сегодня воспитание, в соответствии с Законом об образовании в РФ, выступает основной функцией образования. В процессе подготовки специалистов среднего звена, именно воспитательный процесс определяется как первостепенный компонент образовательной программы и поэтому изучение особенностей постановки системы воспитания в различных СПО требует особого внимания.
В ряды студентов вступает иное поколение студенческой молодежи с иными жизненными установками и качествами личности, сформированными в условиях потери обществом традиционных нравственных и ценностных ориентиров на фоне социального расслоения. Молодежь подвержена негативному влиянию СМИ, которые разрушают сформированные традиционным воспитанием мировоззренческие устои, насаждая бездуховность и потребительство, прививая ложные ценности на принципах нетрудового обогащения и потребительства.
Воспитательный процесс в системе СПО выступает заключительным этапом формирования личности. Статус квалифицированного специалиста включает в себя не только компетентность в профессии, но и состоятельность выпускника как гражданина, нравственно и морально образованного, осознающего свою социальную ответственность перед обществом.
Именно в колледже студенту прививаются основы правового самосознания, гражданской ответственности, духовности и культуры, способности к самореализации в профессии. И от того как выстроена система воспитательной работы со студентами зависит уровень профессиональной и нравственной подготовки будущего специалиста и его востребованность на рынке труда.
В условиях высоких технологий современного общества, доступности и многоканальности любой информации, современное подрастающее поколение представляет особый класс аудитории, отличный от предыдущих поколений обучающихся и требующий особого современного подхода в системе воспитательной работы, с учетом личностных, психологических и возрастных трансформаций студентов.
Вынужденный переход на дистанционное обучение большинства СПО в связи с пандемией, заставил пересмотреть не только формы подачи учебного материала студентам и систему образовательного процесса, но и методы воспитательной работы, которая является неотъемлемой частью учебного процесса, формируя социально значимые качества и ценностные ориентации студента.
В основу новых методов воспитательной работы нужно поставить сочетание зарекомендовавших себя традиционных форм внеаудиторной работы и информационно-коммуникационных технологий, с преимущественным использованием передачи информации через Интернет и сотовую связь.
В этой связи особая функция в организации учебно-воспитательной работы возлагается на кураторов. Именно куратоты являются организаторами деятельности студенческого коллектива. Куратор выступает посредником между студентом и преподавателем, а в процессе повседневного общения определяет индивидуальные особенности личности студента и может грамотно корректировать педагогический процесс в своей группе, используя доступные средства коммуникации.
В качестве инструментов педагогического общения используютстся следующие формы общения:
Видеоконференции.
С их помощью куратор может проводить тематические классные часы, родительские собрания, мастер-классы и другие мероприятия. Преимуществом такого виртуального общения выступает визуальный контакт с аудиторией в режиме реального времени. Взаимодействуя со студентами, куратор может оценить эффективность воспитательной работы в данный период с конкретной группой студентов.
Тематическое общение в чате.
Позволяют в реальном времени обмениваться текстовыми и фото сообщениями внутри группы участников. Обсуждать вопросы и проблемы, которые их волнуют сейчас и сегодня.
Веб-беседы.
Беседы, конференции и т.п. с использованием телекоммуникационных средств и ресурсов Интернета по определенной тематике или проблеме, на которых участники обмениваются информацией и мнениями по актуальной теме. На них возможен процесс длительного общения преподавателя или куратора со студентами, а не в рамках краткосрочного сеанса.
Общение в интернете имеет свои особенности, которые могут ограничивать эффективность взаимодействия:
- ввиду перегруженности сетей или технических неполадок отсутствует скоростной интернет;
- низкий уровень цифровой грамотности среди студентов и педагогов;
- отсутствие мотивации у студентов к участию в мероприятиях социальной значимости, не входящих в перечень специальных дисциплин и не требующих обязательного посещения;
- ограничены формы педагогического воздействия;
- отсутствие культуры поведения в сети.
Перед куратором, который является связующим звеном между студентом и преподавателем, стоят те же задачи, что и в стандартном образовательном процессе, но с учетом особенностей удаленной работы. К таким задачам относятся:
- разработка ндивидуального плана работы со студентом, с учетом особенности личности, потребностей, интересов и последовательное его выполнение;
- сближение с обучающимися на основе их внеучебных интересов и, соответственно, контроль их духовного и нравственного развития;
- вовлечение в воспитательный процесс родителей, авторитетных людей, специалистов, способных в рамках различных информационных коммуникаций восполнить познавательные и духовные потребности студента.
В период временного дистанционного обучения, связанного с коронавирусной инфекцией, правильно организованная воспитательная работа в удаленной форме на основе неформального общения групп позволяет сохранить внутреннюю сплоченность коллектива и выполнить задачи классического учебного процесса.
Воспитательный процесс, который предполагает использование всей структуры современного информационного общения в комплексе с традиционными методиками образовательной практики обеспечивает гармоничное, духовное, интеллектуальное и физическое развитие будущего специалиста в сочетании с профессиональной компетентностью, что в конечном счете, влияет на его состоятельность и востребованность обществом.
Литература:
1. Хромцова Ю.Н. Воспитательная работа на дистанционном обучении [Текст] / Ю. Н. Хромцова // Проблемы и перспективы развития образования: материалы XII Междунар. науч. конф.— Краснодар: Новация, 2020. — с. 27-31.
2. Дорофеева Т.В. Способы организации воспитательной работы со студентами в условиях дистанционного обучения [Текст] /Т.В. Дорофеева // Известия РФЭИ. Электронный научный журнал. -2016. -№3.-С.
3. Балашова Ю.В. Особенности личностного развития студентов при дневном и дистанционном обучении [Текст] / Ю.В. Балашова // Среднее профессиональное образование. – 2009. - N 6 -С. 74-75.