Рабочая программа кружковой работы «Родник»
Рабочая программа
кружковой работы «Родник» («Çặлкуç»)
Автор: Ортикова Наталья Михайловна
КС(К)ОУ «Шумерлинская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат» Минобразования Чувашии
Пояснительная записка.
История и культура родного края являются частью истории всей страны. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало лишь говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции и обычаи, национальные праздники и обряды. Важно привить учащимся с детства любовь к своей малой родине, родному краю уважения к своему народу и языку, родным местам - к родной земле. Человек, не знающий своих корней, не может твердо стоять на ней.
За год, проведенный в стенах школы, в кружке «Çặлкуç» («Родник»), учащиеся должны познакомиться с золотым фондом культуры Малой Родины, научиться ценить и беречь культурное достояние, собирать материал для краеведческого уголка, иметь элементарные знания об истории родного края, гордиться богатым наследием и красотой земли чувашской, ценить и любить свой край, с уважением относиться к людям разных национальностей.
Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся. Программа “Çặлкуç” предназначена для проведения кружков в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате. Рассчитана на учащихся 10-16 лет. Программа реализуется в течение 1 года по 1 часу в неделю, в течение девяти месяцев в году. Итого 34 часа за 1 год.
Цели программы:
- Знакомство учащихся с культурно-этническим наследием чувашского народа.
- Воспитание интереса и любви к родному краю, чувства гордости за свою Республику, патриотизма и гражданственности.
- Изучение обычаев, традиций, национальных праздников и духовной культуры чуваш в XIX-XX вв.
- воспитание духовности.
- развитие речевой активности, памяти.
Задачи программы:
- формировать представления детей о предметах быта чувашского народа.
- познакомить детей с различными предметами старины – одеждой, посудой, утварью и др.
- расширение словаря школьников
- приобщать к национальной культуре и традициям чувашского народа;
- в процессе занятий развивать творческий потенциал каждого члена кружка.
- Накопить знания, эмоциональные и эстетические впечатления о своём крае, о жизни и деятельности предков.
- Учить воспитанников бережному отношению к предметам старины.
Основные направления деятельности программы “Çặлкуç” («Родник»):
- приобщение детей к национальной культуре и традициям чувашского народа;
- знакомство с чувашскими национальными обычаями, обрядами и праздниками, с творчеством чувашских писателей
Формы проведения кружковых занятий:
- Занятия
- Экскурсии
- Проведение чувашских национальных праздников (распределение небольших ролей детям - членам кружка по разработанному сценарию)
Принцип программы:
последовательное изучение материала, доступность и эмоциональность
систематизация знаний о родном крае, обычаях, традициях, праздниках.
Режим занятий: занятия проводятся один раз в неделю по одному часу. Программа кружка рассчитана на 34 часа в учебный год.
Механизм реализации программы:
- проведение чувашских национальных праздников
- посещение библиотеки им. М. Сеспеля п. Палан;
- организация экскурсии в краеведческий музей г. Шумерля;
- продолжить сбор материалов, предметов старины для создания мини-выставки «Бабушкин сундук».
Прогнозируемые результаты: по программе “Çặлкуç” проводятся итоговые занятия (после каждого года изучения), на которых подводятся итоги работы за прошедший год. Результативной деятельностью каждого года является участие кружковцев в фольклорно-этнографических экспедициях, которые позволят им встретиться с интересными людьми, узнать о национальных праздниках, обычаях и традициях чувашей, проживающих в нашем районе. Приобретенные знания по истории и культуре родного края воспитанники смогут применять на уроках КРК, истории, в кружковой деятельности педагогических работников.
Прогноз: ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания истории и культуры родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны. Развивается активный словарь детей.
Формы реализации программы “Çặлкуç” («Родник»)
- Подготовка материалов для организации выставки «Бабушкин сундук» (головные уборы, одежда, утварь и другие предметы старины низовых и верховых чуваш).
- Возможное участие в конкурсах по искусству и культуре Чувашской республики, своего родного края.
Тематическое планирование занятий
№п/п |
Тема занятий |
Содержание |
Кол-во часов |
1 |
Вводное занятие. |
Из прошлого в настоящее. С чего всё начиналось? |
2 |
2 |
Откуда берутся истоки?
|
Легенды и предания о возникновении сёл и деревень Шумерлинского района
|
3 |
3 |
Уроки исторического прошлого |
Посещение краеведческого музея г. Шумерля
|
1 |
4 |
Чувашская вышивка красива и многозначна |
В краю ста тысяч вышивок и ста тысяч песен |
2 |
5 |
Знакомство с чувашской национальной одеждой |
Старинная женская и мужская одежда начала ХХ в. |
1 1 |
6 |
О чём расскажет бабушкин сундук
|
Прядильные, вязаные и самотканые изделия старины. Как всё выглядит сегодня. Актуальность старинных вещей в современном мире |
2
2 |
8 |
Христианские и православные праздники и обычаи |
Старый Новый год. Праздник Крещения Господня. Святочные гадания.
|
1 1 1 |
9 |
Что в имени моём… |
Двойные имена чувашских детей. История возникновения фамилийу чуваш. Мистика и суеверие. |
1 1
|
10 |
Кулинарное искусство чувашей
|
Чувашская национальная еда Технология приготовления некоторых блюд – салма яшки, шурпе, хуплу, чакат, шарттан. |
1
2 |
11 |
Старейший театр столицы Республики Чувашия |
Чувашский государственный академический драматический театр им. К.В. Иванова |
1 1 |
12 |
Памятные даты апреля |
День чувашского языка Составитель чувашского алфавита, создатель учебников чувашского и русского языков, просветитель И.Я. Яковлев. |
1
1 |
13 |
Литературное творчество чувашских детских писателей и поэтов |
Как учились дети в чувашских деревнях в старину (в конце ХIХ- в начале ХХ вв.) Знакомство кружковцев с рассказом «Детство» («Ача чухнехи») М. Д. Трубиной. |
2
2
|
14 |
Как много нового узнали мы |
Подведение итогов работы за год. Заслушивание мнений и предложений новых идей членов кружка о на следующий учебный год. |
1 |
Список использованной литературы:
- Чувашский институт усовершенствования учителей. Чувашские праздники и обряды. Чебоксары, 1998 г.
- О.Г. Кульев. Тавặненкультури. Культура родного края. Чувашское книжное издательство. 2002 г.
- Екатерина Жачева. Чặваштẽрри. Чувашская вышивка. Чувашское книжное издательство, 2006 г.
- Антон Салмин. Народная обрядность чувашей. Чебоксары, 1994.
- А.А. Трофимов. Мастера народного искусства и художественных промыслов. Чебоксары-2004.
- И.П. Павлов. Чặвашлитератури. Чувашское книжное издательство, 1993 г.
- Г. Терентьев. Чувашскуий государственный академический театр, 1983 г.
- Василий Николаев. Геннадий Иванов-Орков. Виталий Иванов. Чувашский костюм от древности до современности. Москва-Чебоксары-2002 г.