Проектная и исследовательская деятельность - фактор повышения качества образования

Дата публикации: 2018-09-16 15:04:15
Статью разместил(а):
Кичигина Надежда Ивановна

Проектная и исследовательская деятельность - фактор повышения качества образования

Автор: Кичигина Надежда Ивановна

преподаватель математики

КГБ ПОУ «Хабаровский машиностроительный техникум»

 

Происходящие изменения в современном обществе требуют применения новых педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной деятельности, формирование у учащихся умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – самоопределения, профессиональной деятельности и повседневной жизни. Необходимо сформировать у студентов способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

 Опыт моей педагогической деятельности обозначил следующую проблему.   Востребованными качествами студента на сегодняшний день являются: публичное представление результатов исследований, способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, оценивать и анализировать, делать свой выбор. В основном на занятиях по математике студент решает задачи, чтоделает проблематичным применение проектно – исследовательской деятельности. Сегодня овладение определенным объемом навыков перестает быть самоцелью и превращается в процесс воспитания, развития и образования личности. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, поэтому я  определила следующие задачи для успешного математического обучения студентов: 

• дать представление о структуре проектной, исследовательской деятельности; о способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
• учить овладевать способами деятельности: учебно–  познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
• способствовать освоению ключевых компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
• формировать умения публичной защиты работы.

Актуальность проблемы обусловлена также ее методологической значимостью, так, знания и умения, необходимые для организации учебно – исследовательской деятельности, которые станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов, а также для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в техникумах.

На мой взгляд, формированию надпредметныхнавыков, или как сейчас принято говорить компетенций,  способствует проектная деятельность, которая стала предметом педагогического исследования и полем инновационной образовательной практики. У ученика появляется возможность расширения и совершенствования своих интеллектуальных знаний, овладения элементами проектной деятельности, проектных умений. 

Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относятся к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека.

Качество знаний учащихся остаётся главной проблемой. Преподаватель – главная движущаяся сила качественного образования. Качество образования – это процесс постоянного совершенствования. 

Качество знаний – это целостная совокупность, характеризующая результат учебно-познавательной деятельности учащихся.

Важное место здесь занимает проектная деятельность – учебный проект, посредством которого осуществляется влияние данной деятельности на повышение способностей школьников.

Проектная деятельность – среда, в которой ключевые компетентности формируются и могут быть оценены.

ПРОЕКТ – специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта. Учебный проект – средство достижения поставленной педагогом цели, помогающее решить проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов.

Я считаю, что метод проектов является одним из наиболее эффективных, универсальных методов обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию обучения, давая простор для творческой и созидательной деятельности.

В своей работе я использую групповые и индивидуальные, монопредметные и межпредметные, информационные и практико-ориентированные проекты.

Каждый год со студентами первого курса мы готовим проекты по математике. Разработка проекта – процесс очень долгий, поэтому защита проходит только в конце учебного года. Студенты рассказывают, чего они добились, каких результатов достигли. Такая работа позволяет студенту дать ответ на вопрос: «А зачем мне нужна математика?». Каждый проект делается с актуализацией на жизненные потребности.

Разработка проекта предполагает:

1. Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности. 

2. Планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий студента и преподавателя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы преподаватель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает студенту своё видение решения задачи.

3. Поиск информации - обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы, библиотеки и различные виды опросов. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. 

4. Результат работы – продукт. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Преподавательвыступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д. 

5. Презентация результатов - представление готового продукта, иными словами, презентация  продукта  и защиты самого проекта, которую  я провожу в форме конкурса, выставки, презентации.

При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий.

В заключение я  провожу рефлексию. Предлагаю следующие вопросы для обсуждения: Появились   ли у вас   новые знания,   умения   в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были   основные   трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее? Благодарю студентов и обязательно их награждаю, вручая диплом разработчика проекта, научного исследователя, лучшего дизайнера и т.д.

Использование пректно-исследовательской, студентам очень нравятся, на них студенты учатся не только применять умения и навыки, полученные на занятиях математики, но и сами активно включаются в познавательную деятельность, знакомятся с реалиями современной жизни, учатся активизировать свое творчество и индивидуальность, учатся применять математические знания на практике.

Для преподавателя результат такой работы также немаловажен: его ученики самостоятельно добывают новые знания, учатся анализу нестандартных ситуаций, систематизируют поиск решений, закрепляют полученные знания, развивают себя и учатся конструктивной коммуникации.

Можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность предполагает сотрудничество и партнерство педагогов и учащихся, что способствует созданию психологического комфорта в студенческомколлективе. Кроме того реализация проектов помогает повысить качество образования студентов, благодаря направленности проектной деятельности на конкретный конечный результат и планированию практических действий для достижения поставленной цели. Проектная деятельность является одним из методов саморазвития и самообразования педагогов, способствует развитию креативности, повышению компетентности.

Студенты умеют выразить свою точку зрения, не бояться высказывать свои предложения. Участвуя в реализации проектов, они ощущают себя значимыми в группе сверстников, видят свой вклад в общее дело, радуются успехам. 

Литература:

1. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии М.:Сентябрь, 2009.

2. Савенков А. Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании. Математика. Дрофа. 2010.

3. Антонова Е.  Метод проектов в обучении математике. Дрофа. 2010.

4. Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии, 2011, №2.

5. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании.

6. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2011. — 272 с.