Проектная и исследовательская деятельность - фактор повышения качества образования
Проектная и исследовательская деятельность - фактор повышения качества образования
Автор: Кичигина Надежда Ивановна
преподаватель математики
КГБ ПОУ «Хабаровский машиностроительный техникум»
Происходящие изменения в современном обществе требуют применения новых педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной деятельности, формирование у учащихся умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – самоопределения, профессиональной деятельности и повседневной жизни. Необходимо сформировать у студентов способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Опыт моей педагогической деятельности обозначил следующую проблему. Востребованными качествами студента на сегодняшний день являются: публичное представление результатов исследований, способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, оценивать и анализировать, делать свой выбор. В основном на занятиях по математике студент решает задачи, чтоделает проблематичным применение проектно – исследовательской деятельности. Сегодня овладение определенным объемом навыков перестает быть самоцелью и превращается в процесс воспитания, развития и образования личности. Проектная и исследовательская деятельность обучающихся позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, поэтому я определила следующие задачи для успешного математического обучения студентов:
Актуальность проблемы обусловлена также ее методологической значимостью, так, знания и умения, необходимые для организации учебно – исследовательской деятельности, которые станут основой для реализации учебно-исследовательских проектов, а также для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в техникумах.
На мой взгляд, формированию надпредметныхнавыков, или как сейчас принято говорить компетенций, способствует проектная деятельность, которая стала предметом педагогического исследования и полем инновационной образовательной практики. У ученика появляется возможность расширения и совершенствования своих интеллектуальных знаний, овладения элементами проектной деятельности, проектных умений.
Умение пользоваться методом проектов – показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития учащихся. Недаром эти технологии относятся к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека.
Качество знаний учащихся остаётся главной проблемой. Преподаватель – главная движущаяся сила качественного образования. Качество образования – это процесс постоянного совершенствования.
Качество знаний – это целостная совокупность, характеризующая результат учебно-познавательной деятельности учащихся.
Важное место здесь занимает проектная деятельность – учебный проект, посредством которого осуществляется влияние данной деятельности на повышение способностей школьников.
Проектная деятельность – среда, в которой ключевые компетентности формируются и могут быть оценены.
ПРОЕКТ – специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта. Учебный проект – средство достижения поставленной педагогом цели, помогающее решить проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией результатов.
Я считаю, что метод проектов является одним из наиболее эффективных, универсальных методов обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию обучения, давая простор для творческой и созидательной деятельности.
В своей работе я использую групповые и индивидуальные, монопредметные и межпредметные, информационные и практико-ориентированные проекты.
Каждый год со студентами первого курса мы готовим проекты по математике. Разработка проекта – процесс очень долгий, поэтому защита проходит только в конце учебного года. Студенты рассказывают, чего они добились, каких результатов достигли. Такая работа позволяет студенту дать ответ на вопрос: «А зачем мне нужна математика?». Каждый проект делается с актуализацией на жизненные потребности.
Разработка проекта предполагает:
1. Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности.
2. Планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий студента и преподавателя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы преподаватель помогает в постановке цели, корректирует работу, но ни в коем случае не навязывает студенту своё видение решения задачи.
3. Поиск информации - обязательное условие каждого проекта. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы, библиотеки и различные виды опросов. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант.
4. Результат работы – продукт. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Преподавательвыступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми». Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.
5. Презентация результатов - представление готового продукта, иными словами, презентация продукта и защиты самого проекта, которую я провожу в форме конкурса, выставки, презентации.
При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий.
В заключение я провожу рефлексию. Предлагаю следующие вопросы для обсуждения: Появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее? Благодарю студентов и обязательно их награждаю, вручая диплом разработчика проекта, научного исследователя, лучшего дизайнера и т.д.
Использование пректно-исследовательской, студентам очень нравятся, на них студенты учатся не только применять умения и навыки, полученные на занятиях математики, но и сами активно включаются в познавательную деятельность, знакомятся с реалиями современной жизни, учатся активизировать свое творчество и индивидуальность, учатся применять математические знания на практике.
Для преподавателя результат такой работы также немаловажен: его ученики самостоятельно добывают новые знания, учатся анализу нестандартных ситуаций, систематизируют поиск решений, закрепляют полученные знания, развивают себя и учатся конструктивной коммуникации.
Можно с уверенностью сказать, что проектная деятельность предполагает сотрудничество и партнерство педагогов и учащихся, что способствует созданию психологического комфорта в студенческомколлективе. Кроме того реализация проектов помогает повысить качество образования студентов, благодаря направленности проектной деятельности на конкретный конечный результат и планированию практических действий для достижения поставленной цели. Проектная деятельность является одним из методов саморазвития и самообразования педагогов, способствует развитию креативности, повышению компетентности.
Студенты умеют выразить свою точку зрения, не бояться высказывать свои предложения. Участвуя в реализации проектов, они ощущают себя значимыми в группе сверстников, видят свой вклад в общее дело, радуются успехам.
Литература:
1. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии М.:Сентябрь, 2009.
2. Савенков А. Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании. Математика. Дрофа. 2010.
3. Антонова Е. Метод проектов в обучении математике. Дрофа. 2010.
4. Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии, 2011, №2.
5. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании.
6. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2011. — 272 с.