Музей техники и электроники как образовательный ресурс и социокультурная практика

Дата публикации: 2018-10-30 13:05:03
Статью разместил(а):
Слижевская Светлана Анатольевна

Музей техники и электроники как образовательный ресурс и социокультурная практика

Автор: Слижевская Светлана Анатольевна

заместитель директора по учебной работе

ГУО «Средняя школа № 51 г. Минска»

 

Может быть, кому-то наша встреча покажется скучной, а у кого-то вызовет ироническую улыбку, однако, поверьте, она вызвана искренним моим уважением к вам, как к руководителям музея, и любовью к самим музеям. Мне практически не важно, в каком из музеев наслаждаться экспонатами, соединяющими нас с жизнью прошлых поколений. Считаю, что каждый из музеев (даже школьный), которые можно найти в нашем городе, в нашей стране, по-своему интересен и необычен своим внутренним миром, своей тайной жизнью, своими уникальными экспонатами. И вы, имея за плечами опыт в музейной педагогике, поймете меня как нельзя лучше.

За свою недолгую жизнь мне уже удалось побывать в большом количестве самых разных музеев – огромных и крошечных, провинциальных и столичных, инновационных и традиционных, технических и художественных. Хранение экспонатов в них можно смело назвать отдельным видом искусства, поскольку только истинные мастера могут с душевным трепетом относиться к своей работе, ко всему тому, что хранят музеи, передавая привет нашим современникам от минувших поколений. Именно такими людьми мы и являемся с вами. Поэтому и работаем в учреждениях образования, создавая образовательное пространство через  возможности использования современного музея.

Образовательное пространство – это «то окружение, которое человек воспринимает, на которое реагирует, с которым вступает в контакт, взаимодействует в процессе образовательной деятельности». Музейное пространство входит в образовательную среду, оно позволяет вывести ребенка из жестких границ социума (обучения) в мир общечеловеческих ценностей, в мир культуры.

Школьный музей – одно из действенных средств расширения образовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности.

Необходимым условием для успешного решения этих познавательных и воспитательных задач является умелое педагогическое руководство, самодеятельный характер организации школьного музея, самостоятельное творческое отношение ребят к делу, и, обязательно, знание основ современного музееведения. Овладение основами музейного дела -- первейшая задача руководителя и всего коллектива школьного музея. 

Понимая важность создания музея в школе, мы не сомневались в том, что он будет выполнять образовательную функцию:  формировать практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивать инициативу, общественную активность школьников, предоставлять большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся, окажет огромное значение в становлении личности ребёнка.

Ни для кого ни секрет, что в современной школе обучаются учащиеся с новым миропониманием. Естественно, обеспечить реализацию их жизненных способностей и устремлений, школе весьма проблематично. Поэтому мы постарались прибегнуть к новейшим подходам к учебной и внеурочной деятельности для приобщения подростков к правилам общественной жизни, к новым методам и средствам, имеющим наибольшее воздействие на подрастающее поколение, создав музей.

Поскольку с 2013 года мы являемся Электронной школой, сомнений не возникало в выборе тематики и направления деятельности музея – хотелось все учесть: потребности, запросы общества, актуальность, интересы посетителей… Одним словом, все связать с эволюционным развитием научно-технического прогресса – от швейной иглы и гусиного пера до модернизированных письменных принадлежностей, бытовой техники, игрушек и прочих достижений. Впрочем, как у всех, все началось с создания малой экспозиции.

Буквально в первый же год существования школы активистами из числа учащихся было вынесено решение о размещении объявления на сайте, на входной группе учреждения, в подъездах близлежащих жилых домов, распространении информационных буклетов на родительских собраниях, в рамках общешкольного традиционного мероприятия Праздника двора. Каждому учащемуся V-VIII классов, принёсшему экспонат в музей, засчитывалась трудовая практика в летний период.

Так в течение трех лет велась активная работа по сбору экспонатов и оснащению материальной базы помещения. Были задействованы и привлекалась вся общественность микрорайона Лошица-4, родители, гости и, безусловно, все учащиеся школы. Со временем экспозиция переросла в музей, который 01 октября 2017 года приобрел статус Музея техники и электроники. Да, нам всего лишь один год. Количество экспонатов на сегодняшний день составляет более 150.

Цель работы музея:

· создать условия  для развития личности ребёнка путём включения его в многообразную деятельность музея;

· исследовать, проанализировать и систематизировать возможности школьного музея в открытом образовательном пространстве учреждения образования.

Направление деятельности: поисково-собирательское (оформление экспозиций, проведение экскурсий, информативность).

Наш школьный музей занимает три зала, каждый из которых имеет свою функциональную нагрузку. Первый зал посвящен истории и ученым, которые внесли огромный вклад в развитие электроники и техники. На стендах можно ознакомиться с вкладом каждого человека в развитие электроники и узнать, почему именно его портрет украсил данный экспозиционный зал.

Второй зал имеет экспонаты, относящиеся к развитию техники и электроники в Советском Союзе. Стоит заострить внимание на том, что все экспонаты оригинальные. Это и привлекает посетителя, эстетической ценностью вызывает у него определенные чувства. Музейный предмет одновременно воздействует на интеллектуальную, эмоциональную и нравственную сферы личности. В данном экспозиционном зале каждый человек имеет возможность окунуться в ту эпоху, когда не существовало еще мобильных телефонов, стационарный телефон был роскошью и пейджеры появились только в 90-х годах.

Третий зал затрагивает развитие техники и электроники в Республике Беларусь на современном этапе.

Более подробно и детально вы сами станете свидетелями, посетив наш музей чуточку позже.

Не оставляют вниманием наш школьный музей и все гости, приехавшие к нам с целью перенять опыт работы Электронной школы.

Наиболее эффективными формами работы школьного музея являются групповые и индивидуальные.

Групповыми формами работы являются создание музейных экскурсионных и индивидуально-образовательных маршрутов. Ребята готовятся под руководством педагога. В дальнейшем планируется издание музейного журнала, составление видеофильма, использование которых планируется в рамках учебных занятий и внеурочной деятельности.

Индивидуальная работа предполагает работу с материалами архивов, подготовку докладов, рефератов, разработку индивидуально-образовательных маршрутов по экспозициям музея. Все эти формы работы взаимосвязаны.

Большое внимание уделяется подготовке актива школьного музея. Являясь ресурсным центром информационных технологий, с целью повышения имиджа и престижа деятельности РЦИТ в феврале текущего года мы активно принимали участие в городском очно-дистанционном конкурсе «Открытая декада информатизации». Десять дней и педагоги, и учащиеся школы окунулись в атмосферу информационных технологий. Продемонстрированы открытые уроки, методические мероприятия, общешкольные конкурсы, что позволило не только поделиться опытом работы в данном направлении, но и выявить лучших блогеров, лучшего IT-педагога, лучшего стрелка электронного тира и, конечно же, лучшего экскурсовода Музея техники и электроники.

К этому событию ребята готовились заранее, изучая материал под руководством руководителя музея. Попробовать себя в новой роли школьникам помогло именно участие в конкурсе, который обязательно будет иметь свое продолжение.

Утром ребята сидят за партами, а сегодня они будут перед вами дирижировать указками в музее.

Юные экскурсоводы самостоятельно придумывают и проводят тематические экскурсии по школьному музею. Рамок и ограничений в выступлении нет, главное, чтобы было интересно и не скучно. Каждая экскурсия вдумчиво готовится в течение определённого времени: куратор (руководитель музея) обучает школьников ораторскому искусству, умению правильно преподносить информацию. Большое значение придается пониманию и доступности речи экскурсовода, его интонации, эмоциональности, так как перед экскурсоводами может находиться разновозрастная аудитория (маленькие дети или взрослые люди). Со временем хотим попытаться сменить стилистическую структуру экскурсии.

На помощь приходит также знающий человек, чаще всего, наш учитель истории, который рассказывает ребятам интересные факты из истории технического прогресса, о котором они, возможно, никогда бы и не узнали. И в итоге школьники придумывают увлекательную форму подачи знаний, которыми хотят поделиться с ровесниками. Посильную помощь оказывают ребятам и не остаются в стороне и их родители. Благодаря увлечённости взрослых установлены контакты и с другими музеями в данном направлении по обмену экспонатами, установления их исторической справки: ГУО «Гимназия-интернат г.Мяделя» (Музей отечественной вычислительной техники). Широко привлекается к экскурсионной деятельности источники сети Интернет, что позволяет ребятам развить свои аналитические умения.

Экскурсии по Музею техники и электроники осуществляются по заявкам отдельных классных руководителей, учителей начальных классов нашей и других школ микрорайона Лошица. Подобная деятельность позволяет охватить наибольшее количество посетителей, тем самым дав возможность каждому лично соприкоснуться с историей прошлых лет.

В наши дальнейшие планы по развитию музейного дела в учреждении образования входит участие в общешкольном конкурсе «Культурно-образовательное пространство школы: Музей техники и электроники», целью которого является распространение инновационного опыта по развитию школьного музея как важного элемента культурно-образовательного пространства учреждения образования. Предложены номинации участия в конкурсе: «Виртуальная экскурсия», «История одного экспоната», «Визитная карточка музея», «Виртуальный музей», «Урок в школьном музее».

Образовательный процесс в музее строится на принципе диалога. Это создаёт условия для активного включения ребенка в процесс творческого саморазвития.

Образовательный процесс в музее состоит из нескольких этапов:

эмоциональные впечатления от общения с музейными объектами; осмысление музейных предметов.

Обучение в музее имеет ряд особенностей:

1. Это обучение предполагает получение дополнительных либо альтернативных знаний, которые невозможно или не в полной мере можно получить в других учреждениях образования.

2. Отличительные черты обучения в музее – это неформальность и добровольность.

3. Обучение в музее даёт возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы.

4. В процессе обучения в музее личное эмоциональное переживание углубляет полученную вербальную информацию.

Формы обучения в музейной среде разделяются на две группы – традиционные и нетрадиционные. К традиционным формам относятся учебное занятие, кружок, экскурсия, семинар. Музейный урок предусматривает не только углублённое изучение материала, но и последующую проверку знаний. В музейном уроке предмет выступает не как иллюстрация к полученным знаниям, а как непосредственный источник знаний. Музейная среда не только стимулирует познавательные интересы учащегося, но и побуждает его к самостоятельному поиску информации. Нетрадиционные формы обучения для музея – это интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях, викторины, праздники, научно-практические конференции, урок-презентация и др. Основной принцип любой формы обучения в музее – это предоставление детям возможности заниматься тем, что их интересует, создание условий для их самореализации.

Особенность школьного Музея техники и электроники состоит также в том, что он даёт возможность для реализации и социализации учащихся в силу того, что деятельность в школьном музее многоплановая. Школьный музей стал центром для повышения мотивации учащихся.

Ты стремишься к чему-то новому, необычному, интересному - заинтересуем тебя поисковой деятельностью.

Ты склонен к проектно-исследовательской деятельности - заинтересуем работой в фонде музея.

Коммуникативно способных учащихся, с хорошей дикцией, желающих быть в центре внимания - привлечём к экскурсионной и лекционной деятельности.

Одарённых творческими способностями учащихся, талантливыми в художественно-прикладном искусстве - заинтересуем оформительской деятельностью.

Безусловно, важно организовать жизнь околомузейного сообщества так, чтобы ученики принимали участие в планировании, организации и контроле внеучебных занятий, это помогает стимулировать у них развитие лидерских качеств.

… Пусть дети ни минуты не чувствуют себя гостями или простыми исполнителями. Работа в музее в основном практическая. И очень ценно, что результат труда всегда виден, а это не может не мотивировать на дальнейшую творческую деятельность. Здесь важен принцип делегирования полномочий преподавателя ученику. Это и контроль за собственной деятельностью, и опосредованная помощь ученику для выхода из затруднительного положения.

Поэтому музей в учреждении образования - союзник школы в процессе гуманитаризации образования.