Программа летнего оздоровительного лагеря «Чудо-остров»

Дата публикации: 2018-11-08 10:38:25
Статью разместил(а):
Долгова Надежда Васильевна

Программа «Чудо-остров»

летнего оздоровительного лагеря «Одуванчик»

с дневным пребыванием детей

Автор: Долгова Надежда Васильевна

 МОУ «Бутырская ООШ», с. Бутырки Валуйского района Белгородской области

 

Паспорт  программы:

Полное название программы

Программа летнего оздоровительного  лагеря «Одуванчик» с дневным пребыванием детей   «Чудо- остров»

Цель программы

 

Организация безопасного отдыха, оздоровления и занятости детей во время летних каникул в оздоровительном лагере «Одуванчик»с дневным пребыванием

Задачи

- организовать  полноценный летний отдых для детей всех категорий;

- приобщить к здоровому образу жизни через различные формы работы;

- развивать коммуникативные навыки и  практические умения детей;

- расширить   и углубить знания учащихся об истории  своей малой родины;

- развивать экологическую культуру детей, формировать ответственное отношение к природе;

Разработчики

программы

Долгова Надежда Васильевна, старшая вожатая МОУ «Бутырская ООШ»

Сроки реализации программы

1-21 июня

Направления деятельности, направленность программы

-правовое  и  профилактическое;

- спортивно - оздоровительное;

-экологическое;

-патриотическое;

- социально – значимая деятельность;

- досуговая деятельность

Ожидаемый результат

-организация полноценного летнего отдыха для детей, в том числе детей из неблагополучных, малообеспеченных семей;

- оздоровление детей, приобщение к здоровому образу жизни через спортивные и оздоровительные мероприятия;

- развитие коммуникативных навыков, практических умений детей;

- расширение  и углубление знаний об истории Родины, области и района;

- рост экологической культуры детей, формирование ответственного отношения к природе;

- снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;

- укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов;

- 100% охват детей оздоровлением через оздоровительный лагерь «Одуванчик» с дневным  пребыванием детей.

Пояснительная записка

Летние  каникулы целесообразно использовать для содержательного отдыха, оздоровления  и занятости детей и подростков, поэтому актуальна организация школьного оздоровительного лагеря «Одуванчик» с дневным пребыванием.  

В МОУ «Бутырская ООШ» организована систематическая, целенаправленная работа по обеспечению летнего отдыха детей. Оздоровительный лагерь «Одуванчик» с дневным пребыванием детей и подростков организуется на период с 1 июня по 21 июня.

Участниками программы «Чудо-остров», оздоровительного лагеря «Одуванчик» с дневным пребыванием являются воспитанники от 6 – до 13  лет:  учащиеся школы, будущие первоклассники.

Условия для оздоровительной и  досуговой  деятельности детей. Обязательным является вовлечение в оздоровительный лагерь «Одуванчик» детей из малообеспеченных и ТЖС семей.

Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей.

По продолжительности программа является краткосрочной.

Данная программа разработана с целью организации безопасного отдыха, оздоровления и занятости детей во время летних каникул в оздоровительном лагере Одуванчик» с дневным пребыванием.

Цель и задачи программы:

Цель: Организация безопасного отдыха, оздоровления и занятости детей во время летних каникул в оздоровительном лагере «Одуванчик» с дневным пребыванием.

Задачи:

1. Создание условий для работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание с оздоровительным отдыхом.

2. Развитие творческих способностей детей.

3. Создание условий для содержательного досуга детей, их личностного роста.

4. Воспитание эстетических навыков и культуры поведения.

5. Повышение эффективности трудового воспитания через социально – значимую деятельность.

6. Формирование у школьников коммуникативных навыков.

7. Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей.

8. Создание условий для расширения и углубления знаний детей  истории своей  Родины.

9. Формирование у детей гражданско-патриотических чувств.

10. Воспитание бережного отношения к природе.

Этапы реализации программы:

№ п/п

Содержание

Сроки

Ответственные

1

Подготовительный этап

Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:

·                    проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;

·                    издание приказа по школе об открытии пришкольного оздоровительного лагеря;

·                    разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного   лагеря с дневным пребыванием детей;                                                                                                          

·                    подготовка методического материала для работников лагеря;

·                    отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

·                    составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)

·                    проведение инструктажей всех работников лагеря

·                    работа с  родителями и детьми

·                    составление социального паспорта

·                    составление режима работы

·                    подготовка документации по ТБ для  детей

·                    прохождение медкомиссии, гигиенического обучения

·                    подготовка помещений: спортзал, игровая комната, туалет, библиотека, компьютерный класс

·                    подготовка спортивной летней площадки

·                    разработка плана работы лагеря

·                    приобретение канцтоваров, фототоваров, настольных игр, спортинвентарь

·                    подготовка школьной столовой

·                    оформление  уголков «Пожарная безопасность», «ПДД».

апрель- - май

Директор школы,

начальник лагеря

2

Организационный этап.

Основной деятельностью этого этапа является:

·                     встреча детей, проведение  входящего          анкетирования,  ежедневная рефлексия «Цветопись», оценка оздоровительного эффекта детей.

·                     запуск программы;

·                     знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.

·                     выявление и постановка целей развития коллектива и личности;

·                     сплочение детского коллектива;

·                     формирование законов и условий совместной работы;

·                     формирование органов самоуправления

·                     подготовку к дальнейшей деятельности по программе.

июнь

Начальник лагеря,

воспитатель, вожатая

3

Основной этап.

Реализация основных  положений программы.

Дети, педагоги, организаторы программы:

·                      познают, отдыхают, трудятся;

·                      делают открытия в  себе, в окружающем мире;

·                      помогают в проведении мероприятий;

·                      учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;

·                      развивают способность доверять себе и другим;

·                      укрепляют свое здоровье.

·                      реализация основной идеи смены;

·                      вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно - творческих дел;

·                      работа кружковой деятельности

·                      участие в выборах президента летней кампании «Выборы»

Во время реализации программы воспитанники оформляют уголок

июнь

Начальник лагеря,

воспитатель, вожатая

4

Заключительный  этап

 Основной идеей этого этапа является:

·         подведение итогов летней кампании;

·         анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.

·         Проведение итогового анкетирования

Июнь

Начальник лагеря,

воспитатель, вожатая

 

Основное содержание программы:

Направление работы

Формы и методы

Правовое и профилактическое

Это направление занимает одно из основных мест в системе воспитания. Так как дети в летний период располагают большим  количеством свободного времени, не умеют его организовать с пользой для себя и общества,  необходима профилактика поведения и правонарушений.

Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при проведении экскурсий», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»

-Инструктажи для детей;

-игра-беседа;

-конкурс рисунков на асфальте;

-беседы с общественным инспектором школы

Беседа:

- по противопожарной безопасности»;

- по правилам дорожного движения

Спортивно - оздоровительное

Организация спортивно – массовых мероприятий, подвижные игры,

Медосмотр детей в начале и конце смены

Ежедневный контроль  состояния здоровья детей, организация здорового питания детей.

 

-Минутки здоровья;

-подвижные игры на воздухе;

-организация здорового питания детей;

-организация спортивно – массовых  мероприятий:

·спортивные праздники, эстафеты, спортивные турниры по теннису

·  футбол

· веселые старты

· день игры «Большие «гонки»;

· соревнование «Здоров будешь, все добудешь!»

-осмотр детей медицинским работником в начале работы лагерной кампании;

-утренняя зарядка;

-соблюдение режима проветривания помещений и режима питья детей;

-организация пешеходных прогулок.

Экологическое

Повышение экологической культуры учащихся.

 Воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на улучшение состояния окружающей среды и соблюдение здорового образа жизни

Конкурсная программа:

-экологические частушки;

-экологические сказки;

-акция «Человека красит труд»;

-Экологическое лото «В мире флоры и фауны»;

- викторина;

- сбор лекарственных трав для гербария;

-выставка рисунков «Мир вокруг нас»

Патриотическое воспитание гражданственности и чувства патриотизма, любви к родному краю, чувства гордости за свою страну, ее историю и культуру, почитание ветеранов ВОВ.

Проведение мероприятий, посвящённых знаменательным датам календаря и дням воинской славы России.

-Экскурсии в школьный  музей

-Уход за мемориалом погибшим воинам

-Вахта Памяти    22 июня

-Литературно – исторический час;

-Конкурс рисунков на асфальте;

-Экскурсия «По местам боевой славы урочище Липовое»

-Концерт «великая Победа»

 Досугово – познавательная деятельность

 Способствует  активизации познавательных интересов детей.

Организует увлекательный отдых детей.

Концертно – развлекательные программы, игровые дискотеки, игры – развлечения, викторины, соревнования, музыкальный конкурс «Караоке»

 

Механизмы реализации программы

Игровая модель лагеря:

Реализация целей  и задач лагеря  с  дневным пребыванием детей  «Одуванчик»  осуществляется по программе «Чудо остров!» в форме сюжетно - ролевой игры.

Все дети – жители оздоровительного лагеря «Одуванчик», которые планируют свою работу с учётом плана. Ребята и педагоги  в течение работы лагеря  совершают путешествия по  волшебному Чудо-острову,  по карте . Имеются свои символы - название, девиз, песня, правила. Продвигаться  вперед помогают: начальник лагеря, воспитатель, вожатая.

Игра развивается в течение 21дня, т.е. в течение всей  работы лагеря, каждый из которых имеет свои особенности.

Поддержанию интереса к игре способствует игровой материал, изготовление костюмов, оформление.

 Дети принимают активное участие в проведении игровых программ, концертов. Участвуют в больших коллективных делах лагеря.  Имеют свой герб и песню, которые они определяются в начале работы оздоровительного лагеря. 

 

Режим дня оздоровительного лагеря «Одуванчик»:

Время

Деятельность

8.30 – 9.00

сбор детей, линейка

9.00  - 9.15

зарядка

9.15 – 10.00

завтрак

10-00 - 12-00

работа по плану, кружки, секции

12-00 - 13-00

спортивный час, оздоровительные мероприятия

13.00-13.30

занятия по интересам (подготовка к творческим мероприятиям, познавательные игры, отдых на свежем воздухе,  конкурсы, спортивные мероприятия, праздники, беседы, прогулки).

13-30 - 14-30

обед, уход домой.

 

План основных мероприятий программы оздоровительного лагеря «Одуванчик»:

День

Мероприятие

Форма проведения

направление

Первый

Открытие летней кампании оздоровительного лагеря «Одуванчик» «Вот оно какое наше лето!»

Праздник

Досугово -познавательное

Второй

Выборы

Праздник

Досугово -познавательное

Третий

«Как на Пушкина день рожденья»

Конкурс рисунков любимых сказок

Досугово -познавательное

Четвертый

Большие «гонки»

Соревнование

Спортивно -оздоровительное

Пятый

«Здоров будешь- все добудешь!»

Соревнование

Спортивно -оздоровительное

Шестой

«Уважайте светофор!»

Беседа

Профилактическое, правовое

Седьмой

 

« Самая главный  день страны»

Концерт к Дню Независимости России

патриотическое

Восьмой

« Вот моя деревня, вот мой дом родной…»

Прогулка

Патриотическое

Девятый

« Путешествие в страну сказок»

Игра -презентация

Досуговая

Десятый

« Ассорти талантов»

Конкурс

Досуговое

Одиннадцатый

 

«Наши руки – не для скуки»

Изготовление сказочных открыток

Трудовое

Двенадцатый

«Мультконцерт»

Презентация

Досуговая

Тринадцатый

 

Экологическое лото « В мире флоры и фауны»

Игровое познавательное путешествие

Экологическое и познавательное

Четырнадцатый

 

« Путешествие в прошлое»

«До свидания, друг!»

 

Экскурсия в музей

Закрытие летней кампании, праздник

Патриотическое

 

Досугово - развлекательное

 

Внутренняя структура управления лагерем:

Совет лагеря  – центр управления лагерем (начальник лагеря, воспитатели, командиры отрядов), высший орган руководства лагерем, который собирается каждый день после завтрака.

На Совете лагеря:

  • обсуждаются итоги прошедшего дня, вспоминаются содержательные, эмоциональные моменты, выделяются те ребята и взрослые, благодаря которым то или иное дело удалось;

  • обсуждаются проблемные ситуации;

  • обсуждаются и утверждаются кандидатуры ребят на подъем флага, для объявления благодарности на линейке;

  • обсуждается и утверждается план жизни на завтра;

  • обмениваются мнениями о том, как провел работу командир отряда и  в завершении дня командир отряда  дня сдает рапорт воспитателю.

        Ребята разные, и это помогает им при организации определенной целесообразной жизни обретать новый опыт бытия, опылять собственные интересы багажом своих товарищей, и младших и старших, учиться заботиться друг о друге, и вместе – об остальных членах лагеря.

     

    Ожидаемые результаты и критерии их оценки:

  1.  Личностный рост участников лагеря, организация мониторинга личностного роста (показатели социального развития личности, показатели социальной адаптации личности).

  2. Дни профилактики

  3. Развитие и реализация творческих способностей детей (количество кружков,  охват, посещаемость, полнота реализации программ; качество продуктов социально-творческой деятельности (поделки, рисунки  и т.п.).

  4. Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей, отсутствие случаев детского травматизма, дорожно-транспортного травматизма

  5.  Расширение и углубление знаний детей   о природе, об истории Родины через проведение мероприятий экологической и патриотической направленности.

  6. Укрепление здоровья и физического развития детей

  7. Получение знаний, умений, навыков социального общения

  8. Создание атмосферы сотрудничества и взаимодействия

  9. Повышение навыков самообслуживания

  10. Укрепление чувства гражданственности и патриотизма

  11. Бережное отношение к родной природе, любовь к малой родине.