Программа летнего оздоровительного лагеря «Чудо-остров»
Программа «Чудо-остров»
летнего оздоровительного лагеря «Одуванчик»
с дневным пребыванием детей
Автор: Долгова Надежда Васильевна
МОУ «Бутырская ООШ», с. Бутырки Валуйского района Белгородской области
Паспорт программы:
Полное название программы |
Программа летнего оздоровительного лагеря «Одуванчик» с дневным пребыванием детей «Чудо- остров» |
Цель программы
|
Организация безопасного отдыха, оздоровления и занятости детей во время летних каникул в оздоровительном лагере «Одуванчик»с дневным пребыванием |
Задачи |
- организовать полноценный летний отдых для детей всех категорий; - приобщить к здоровому образу жизни через различные формы работы; - развивать коммуникативные навыки и практические умения детей; - расширить и углубить знания учащихся об истории своей малой родины; - развивать экологическую культуру детей, формировать ответственное отношение к природе; |
Разработчики программы |
Долгова Надежда Васильевна, старшая вожатая МОУ «Бутырская ООШ» |
Сроки реализации программы |
1-21 июня |
Направления деятельности, направленность программы |
-правовое и профилактическое; - спортивно - оздоровительное; -экологическое; -патриотическое; - социально – значимая деятельность; - досуговая деятельность |
Ожидаемый результат |
-организация полноценного летнего отдыха для детей, в том числе детей из неблагополучных, малообеспеченных семей; - оздоровление детей, приобщение к здоровому образу жизни через спортивные и оздоровительные мероприятия; - развитие коммуникативных навыков, практических умений детей; - расширение и углубление знаний об истории Родины, области и района; - рост экологической культуры детей, формирование ответственного отношения к природе; - снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей; - укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов; - 100% охват детей оздоровлением через оздоровительный лагерь «Одуванчик» с дневным пребыванием детей. |
Пояснительная записка
Летние каникулы целесообразно использовать для содержательного отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков, поэтому актуальна организация школьного оздоровительного лагеря «Одуванчик» с дневным пребыванием.
В МОУ «Бутырская ООШ» организована систематическая, целенаправленная работа по обеспечению летнего отдыха детей. Оздоровительный лагерь «Одуванчик» с дневным пребыванием детей и подростков организуется на период с 1 июня по 21 июня.
Участниками программы «Чудо-остров», оздоровительного лагеря «Одуванчик» с дневным пребыванием являются воспитанники от 6 – до 13 лет: учащиеся школы, будущие первоклассники.
Условия для оздоровительной и досуговой деятельности детей. Обязательным является вовлечение в оздоровительный лагерь «Одуванчик» детей из малообеспеченных и ТЖС семей.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей.
По продолжительности программа является краткосрочной.
Данная программа разработана с целью организации безопасного отдыха, оздоровления и занятости детей во время летних каникул в оздоровительном лагере Одуванчик» с дневным пребыванием.
Цель и задачи программы:
Цель: Организация безопасного отдыха, оздоровления и занятости детей во время летних каникул в оздоровительном лагере «Одуванчик» с дневным пребыванием.
Задачи:
1. Создание условий для работы с детьми, сочетающей развитие и воспитание с оздоровительным отдыхом.
2. Развитие творческих способностей детей.
3. Создание условий для содержательного досуга детей, их личностного роста.
4. Воспитание эстетических навыков и культуры поведения.
5. Повышение эффективности трудового воспитания через социально – значимую деятельность.
6. Формирование у школьников коммуникативных навыков.
7. Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей.
8. Создание условий для расширения и углубления знаний детей истории своей Родины.
9. Формирование у детей гражданско-патриотических чувств.
10. Воспитание бережного отношения к природе.
Этапы реализации программы:
№ п/п |
Содержание |
Сроки |
Ответственные |
1 |
Подготовительный этап Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является: · проведение совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону; · издание приказа по школе об открытии пришкольного оздоровительного лагеря; · разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей; · подготовка методического материала для работников лагеря; · отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере; · составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.) · проведение инструктажей всех работников лагеря · работа с родителями и детьми · составление социального паспорта · составление режима работы · подготовка документации по ТБ для детей · прохождение медкомиссии, гигиенического обучения · подготовка помещений: спортзал, игровая комната, туалет, библиотека, компьютерный класс · подготовка спортивной летней площадки · разработка плана работы лагеря · приобретение канцтоваров, фототоваров, настольных игр, спортинвентарь · подготовка школьной столовой · оформление уголков «Пожарная безопасность», «ПДД». |
апрель- - май |
Директор школы, начальник лагеря |
2 |
Организационный этап. Основной деятельностью этого этапа является: · встреча детей, проведение входящего анкетирования, ежедневная рефлексия «Цветопись», оценка оздоровительного эффекта детей. · запуск программы; · знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря. · выявление и постановка целей развития коллектива и личности; · сплочение детского коллектива; · формирование законов и условий совместной работы; · формирование органов самоуправления · подготовку к дальнейшей деятельности по программе. |
июнь |
Начальник лагеря, воспитатель, вожатая |
3 |
Основной этап. Реализация основных положений программы. Дети, педагоги, организаторы программы: · познают, отдыхают, трудятся; · делают открытия в себе, в окружающем мире; · помогают в проведении мероприятий; · учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации; · развивают способность доверять себе и другим; · укрепляют свое здоровье. · реализация основной идеи смены; · вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно - творческих дел; · работа кружковой деятельности · участие в выборах президента летней кампании «Выборы» Во время реализации программы воспитанники оформляют уголок |
июнь |
Начальник лагеря, воспитатель, вожатая |
4 |
Заключительный этап Основной идеей этого этапа является: · подведение итогов летней кампании; · анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем. · Проведение итогового анкетирования |
Июнь |
Начальник лагеря, воспитатель, вожатая |
Основное содержание программы:
Направление работы |
Формы и методы |
Правовое и профилактическое Это направление занимает одно из основных мест в системе воспитания. Так как дети в летний период располагают большим количеством свободного времени, не умеют его организовать с пользой для себя и общества, необходима профилактика поведения и правонарушений. Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при проведении экскурсий», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий» |
-Инструктажи для детей; -игра-беседа; -конкурс рисунков на асфальте; -беседы с общественным инспектором школы Беседа: - по противопожарной безопасности»; - по правилам дорожного движения |
Спортивно - оздоровительное Организация спортивно – массовых мероприятий, подвижные игры, Медосмотр детей в начале и конце смены Ежедневный контроль состояния здоровья детей, организация здорового питания детей.
|
-Минутки здоровья; -подвижные игры на воздухе; -организация здорового питания детей; -организация спортивно – массовых мероприятий: ·спортивные праздники, эстафеты, спортивные турниры по теннису · футбол · веселые старты · день игры «Большие «гонки»; · соревнование «Здоров будешь, все добудешь!» -осмотр детей медицинским работником в начале работы лагерной кампании; -утренняя зарядка; -соблюдение режима проветривания помещений и режима питья детей; -организация пешеходных прогулок. |
Экологическое Повышение экологической культуры учащихся. Воспитание потребностей поведения и деятельности, направленных на улучшение состояния окружающей среды и соблюдение здорового образа жизни |
Конкурсная программа: -экологические частушки; -экологические сказки; -акция «Человека красит труд»; -Экологическое лото «В мире флоры и фауны»; - викторина; - сбор лекарственных трав для гербария; -выставка рисунков «Мир вокруг нас» |
Патриотическое воспитание гражданственности и чувства патриотизма, любви к родному краю, чувства гордости за свою страну, ее историю и культуру, почитание ветеранов ВОВ. Проведение мероприятий, посвящённых знаменательным датам календаря и дням воинской славы России. |
-Экскурсии в школьный музей -Уход за мемориалом погибшим воинам -Вахта Памяти 22 июня -Литературно – исторический час; -Конкурс рисунков на асфальте; -Экскурсия «По местам боевой славы урочище Липовое» -Концерт «великая Победа» |
Досугово – познавательная деятельность Способствует активизации познавательных интересов детей. Организует увлекательный отдых детей. |
Концертно – развлекательные программы, игровые дискотеки, игры – развлечения, викторины, соревнования, музыкальный конкурс «Караоке» |
Механизмы реализации программы
Игровая модель лагеря:
Реализация целей и задач лагеря с дневным пребыванием детей «Одуванчик» осуществляется по программе «Чудо остров!» в форме сюжетно - ролевой игры.
Все дети – жители оздоровительного лагеря «Одуванчик», которые планируют свою работу с учётом плана. Ребята и педагоги в течение работы лагеря совершают путешествия по волшебному Чудо-острову, по карте . Имеются свои символы - название, девиз, песня, правила. Продвигаться вперед помогают: начальник лагеря, воспитатель, вожатая.
Игра развивается в течение 21дня, т.е. в течение всей работы лагеря, каждый из которых имеет свои особенности.
Поддержанию интереса к игре способствует игровой материал, изготовление костюмов, оформление.
Дети принимают активное участие в проведении игровых программ, концертов. Участвуют в больших коллективных делах лагеря. Имеют свой герб и песню, которые они определяются в начале работы оздоровительного лагеря.
Режим дня оздоровительного лагеря «Одуванчик»:
Время |
Деятельность |
8.30 – 9.00 |
сбор детей, линейка |
9.00 - 9.15 |
зарядка |
9.15 – 10.00 |
завтрак |
10-00 - 12-00 |
работа по плану, кружки, секции |
12-00 - 13-00 |
спортивный час, оздоровительные мероприятия |
13.00-13.30 |
занятия по интересам (подготовка к творческим мероприятиям, познавательные игры, отдых на свежем воздухе, конкурсы, спортивные мероприятия, праздники, беседы, прогулки). |
13-30 - 14-30 |
обед, уход домой. |
План основных мероприятий программы оздоровительного лагеря «Одуванчик»:
День |
Мероприятие |
Форма проведения |
направление |
Первый |
Открытие летней кампании оздоровительного лагеря «Одуванчик» «Вот оно какое наше лето!» |
Праздник |
Досугово -познавательное |
Второй |
Выборы |
Праздник |
Досугово -познавательное |
Третий |
«Как на Пушкина день рожденья» |
Конкурс рисунков любимых сказок |
Досугово -познавательное |
Четвертый |
Большие «гонки» |
Соревнование |
Спортивно -оздоровительное |
Пятый |
«Здоров будешь- все добудешь!» |
Соревнование |
Спортивно -оздоровительное |
Шестой |
«Уважайте светофор!» |
Беседа |
Профилактическое, правовое |
Седьмой
|
« Самая главный день страны» |
Концерт к Дню Независимости России |
патриотическое |
Восьмой |
« Вот моя деревня, вот мой дом родной…» |
Прогулка |
Патриотическое |
Девятый |
« Путешествие в страну сказок» |
Игра -презентация |
Досуговая |
Десятый |
« Ассорти талантов» |
Конкурс |
Досуговое |
Одиннадцатый
|
«Наши руки – не для скуки» |
Изготовление сказочных открыток |
Трудовое |
Двенадцатый |
«Мультконцерт» |
Презентация |
Досуговая |
Тринадцатый
|
Экологическое лото « В мире флоры и фауны» |
Игровое познавательное путешествие |
Экологическое и познавательное |
Четырнадцатый
|
« Путешествие в прошлое» «До свидания, друг!»
|
Экскурсия в музей Закрытие летней кампании, праздник |
Патриотическое
Досугово - развлекательное |
Внутренняя структура управления лагерем:
Совет лагеря – центр управления лагерем (начальник лагеря, воспитатели, командиры отрядов), высший орган руководства лагерем, который собирается каждый день после завтрака.
На Совете лагеря:
-
обсуждаются итоги прошедшего дня, вспоминаются содержательные, эмоциональные моменты, выделяются те ребята и взрослые, благодаря которым то или иное дело удалось;
-
обсуждаются проблемные ситуации;
-
обсуждаются и утверждаются кандидатуры ребят на подъем флага, для объявления благодарности на линейке;
-
обсуждается и утверждается план жизни на завтра;
-
обмениваются мнениями о том, как провел работу командир отряда и в завершении дня командир отряда дня сдает рапорт воспитателю.
Ребята разные, и это помогает им при организации определенной целесообразной жизни обретать новый опыт бытия, опылять собственные интересы багажом своих товарищей, и младших и старших, учиться заботиться друг о друге, и вместе – об остальных членах лагеря.
Ожидаемые результаты и критерии их оценки:
-
Личностный рост участников лагеря, организация мониторинга личностного роста (показатели социального развития личности, показатели социальной адаптации личности).
-
Дни профилактики
-
Развитие и реализация творческих способностей детей (количество кружков, охват, посещаемость, полнота реализации программ; качество продуктов социально-творческой деятельности (поделки, рисунки и т.п.).
-
Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей, отсутствие случаев детского травматизма, дорожно-транспортного травматизма
-
Расширение и углубление знаний детей о природе, об истории Родины через проведение мероприятий экологической и патриотической направленности.
-
Укрепление здоровья и физического развития детей
-
Получение знаний, умений, навыков социального общения
-
Создание атмосферы сотрудничества и взаимодействия
-
Повышение навыков самообслуживания
-
Укрепление чувства гражданственности и патриотизма
-
Бережное отношение к родной природе, любовь к малой родине.