Конспект урока математики "Задача нахождение и запись решения"

Дата публикации: 2018-11-14 15:07:21
Статью разместил(а):
Кавун Оксана Богдановна

Конспект урока математики

«Задача. Нахождение и запись решения»

Автор: Кавун Оксана Богдановна

БОУ «Воронцовская СШ», Полтавский район, Омская область

 

Предмет: математика.

Класс: 1.

Тип урока: тренировочный.

Форма организации: урок.

Личностные результаты:

- умения использовать знания и умения в жизненных ситуациях;

- определять цель урока;

- выбирать действия по достижению цели;

- контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;

- работать в парах, группах;

- осознание личной значимости здорового образа жизни.

Метапредметные результаты:

регулятивные универсальные учебные действия:

- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.  

познавательные универсальные учебные действия:

- умение ориентироваться в текстах  задач;

- строить логическое рассуждение, включающее уста новление причинно-следственных связей;

- проводить сравнение,  классификацию по заданным критериям.

коммуникативные умения:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной  деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные результаты:

- ввести новый термин «решение» и рассмотреть его в значении;

- умение определять условие и требование задачи;

- применение новых знаний в жизненных ситуациях.

Цель урока: формирование и развитие ценностного отношения к совместной учебно- познавательной деятельности по определению и умению решать задачи.

 

Ход урока:

№п/п

Этапы урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результаты

1

Организационный момент

.Мотивирование

(самоопределение) к деятельности.

Включение учеников в учебную деятельность. «Хочу, потому что смогу». 

Прозвенел для всех звонок

Начинаем мы урок.

- Руки?

- Ноги?

- Локти?

- Спина?

А сейчас я хочу, узнать с каким настроением вы начинаете урок.

Поудобнее садитесь,

Не шумите, не вертитесь.

Всё внимательно считайте,

А спрошу вас – отвечайте.

Вам условие понятно?

Это слышать мне приятно.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

«На месте!»

«На месте!»

«У края!»

«Прямая!»

 

Включение в учебную деятельность.

 Отвечают на вопросы учителя.

Дети получают эмоциональный настрой.

2

Актуализация знаний.

Подготовка мышления детей: повторение изученного материала, необходимого для

« открытия» нового знания,  выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого ученика.. 

1.     «Разминка». Учитель бросает ученикам мяч, называя задание, ученики отвечают, возвращая мяч.

10+7                            10+5

10+3                             18-8

17-10                              19-9

5+3                            4+5

8-5                          10-8

2.     Дима ниже, чем Саша. Саша ниже, чем Толя. Подскажите рост каждого мальчика. Кто выше всех? Кто ниже всех? 

3.     Весёлые задачи:

- 3 подружки- 3 сестрицы

Заплели по 2 косицы.

Задаю я вам вопрос:

«Сколько кос?»

-В зоопарке я бывала,

Обезьянок там видала:

3 сидели на песке,

2 качались на доске,

А ещё 3 спинки грели.

Сосчитать вы всех успели?

 

 

 

 

 

 

 

Т.         С.               Д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


6 косичек заплели.

 

 

 

 

 

8 обезьянок.

Дети отвечают на поставленные вопросы, повторяют изученный материал.

Включились в учебную деятельность.

Отвечают на вопросы.

3

Постановка цели урока.

Учащиеся выполняют задания, актуализирующие их знания. Учитель включает проблемный вопрос, создающий проблемную ситуацию для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия.

 

По рисунку составьте задачу.

Приложение №1.

-Назовите условие задачи.

-Проговорите требование.

 

-Что значит решить задачу?

А можем мы решить эту задачу?

-Какое действие вы выбрали?

-Проговорите выражение и найдите его значение. (Учитель по ходу заполнят пустые кармашки арифметическими знаками +,=, меняет  букву «Т» на букву «О»-ответ.) Приложение №3.

-Что мы будем делать на уроке, какие цели можно поставить к уроку?

На странице «Содержание» найдите формулировку новой темы, прочитайте и отметьте закладкой.

«На одной ветке висело 4 вишни, а на другой 2. Сколько вишен висело на двух ветках?»

Дети проговаривают и попутно заполняют таблицу. Приложение №2.

 

-Решить задачу-значит правильно выбрать арифметическое действие.

- Да, можем.

-Сложение.

4+2=6

 

 

 

 

-Мы будем учиться  решать задачи, записывать решение.

 

-«Задача. Нахождение и запись решения.»

Определение темы урока с помощью учителя.

4.

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Формирование умения выбирать правильные арифметические действия решения задач. 

Задание №1 по учебнику, страница 44. «Маша, ты говоришь, что загадку нужно отгадать, а задачу-решить»

-Ребята , давайте поможем Маше ответить на вопрос Миши: что значит «отгадать загадку» и «решить задачу».

Вспомните задачу про поленья, как её решила Маша?

 

 

 

Решением задачи является сумма чисел 5 и 3. Следовательно, что значит решить задачу?

-Нужно ли выполнять действия над числами при отгадывании загадок?

Задание №2 работаем по группам, разбились на три группы, первая читает текст задания -вторая отвечает, вторая группа читает задание-третья отвечает и так по цепочке дальше.

 

 

-Маша сказала, что не надо бегать и пересчитывать поленья -достаточно сложить число поленьев, которые принёс Миша , с числом поленьев, которые принесла Маша. Она выполнила арифметическое действие 5+3.

-Это значит правильно выбрать арифметическое действие над данными числами.

-Нет, мы включаем воображение.

1.«Даны числа 6 и 3. Найди их сумму.»--- задачей не является, т.к. действие, которое нужно выполнить, названо в условии, остаётся выполнить нужное вычисление.

2. «Стоит Антошка на одной ножке. Что это такое?»----загадка, тип вопроса соответствует загадке.

3. «Сколько карандашей в двух коробках, если в каждой по 6 карандашей»------задача, выполняем арифметическое действие 6+6.

4. «Сколько задач ещё нужно решить ученику, если он уже решил 3 из  тех 7, которые ему задали?»-----задача,решением является разность 7-3

5. «Написано слово МАТЕМАТИКА .Сколько в нём букв? »----задачей не является, т.к. в условии не даны числа над которыми необходимо выполнять арифметические действия.

Дети высказывают свое мнение.

Определяют и решают задачи.

 

5

Физминутка

Формирование ценностного отношения к своему здоровью.

А теперь мы отдохнем.

Физминутку проведем.

– 2 – 3 – 4 – 5 – все умеем мы считать

Раз подняться, потянуться

Два согнуться, разогнуться

Три в ладоши три хлопка, головою три кивка

на 4 – руки шире

5 -  руками помахать

6 -  за парту тихо сесть ,7 – 8 лень отбросим

Выполняют движения.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни.

6.

Применение теоретических положений в условиях выполнения и решения учебных задач.

Формирование и умения работать самостоятельно и  в парах, взаимопроверка и самопроверка. Выявление ошибок и их исправление

Задание №3. Самостоятельно прочитайте текст и рассмотрите схемы, выберите ту которая соответствует решению.

-Что обозначает нижняя дуга?

-Что обозначает правая верхняя дуга?

-Что обозначает левая верхняя дуга?

 

-Перечертите схему в рабочую тетрадь и запишите решение задачи.

Читают , анализируют, выбирают вторую схему, если считать слева направо.

 

-Число 7- число всех котят.

-Число 4- число чёрных котят.

-Искомое число- число рыжих котят.

Каждый работает самостоятельно,после окончания работы проводят взаимопроверку.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух алгоритма действия. На этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала, так как речь не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа в сознании. 

7.

Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков.

Развитие умения выбирать правильный способ действия решения.

-Откройте тетради на печатной основе , страница63 №1.. Работаем самостоятельно.(Организует педагогическую поддержку тем, кто в ней нуждается.)

Дети читают задание: прочитай задачи, дополни схемы к задачам, запиши решения задач.

 После самостоятельной работы сверяют свои работы с записями на доске, исправляют ошибки.

Работа побуждает учеников ответственно относиться к выполняемой работе, учит оценивать результаты своих действий. В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Важно, чтобы на данном этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха (я могу, у меня все получается), и у него возникло желание закрепить удачный результат. 

8.

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков.

Закрепление имеющихся математических знаний и умений.

Продолжаем работать по этой тетради, страница 65, работаем устно и заполняем таблицу, но уже вставляя карточки «+,-,=»

1.«В одной корзине 10 яблок, а в другой-4 яблока. Сколько яблок в двух корзинах?»

2. «В автобусе ехали 12 мужчин и 4 женщины. Сколько человек было в автобусе?»

-Составьте  задачу, решением ,которой будет разность, используя эти данные.

 

 

 

3. «В коробке лежит 4 красных, 8 зелёных и 3 синих карандаша. Сколько карандашей лежит в коробке?»

Один ученик у доски, остальные с места, проговаривая алгоритм решения.

-Известно, что было 10 и 4 яблока .Надо найти сколько было всего. 10+4=14 яблок в двух корзинах.

 

 

12+4=16 всего людей было в автобусе.

«В автобусе ехало 16 человек, из них 4 женщины, остальные мужчины. Сколько мужчин ехало в автобусе?» или «В автобусе ехало 16 человек, из них 12 мужчин, остальные женщины. Сколько женщин ехало в автобусе?»

4+8+3=15 карандашей в коробке.

Успешное решение задач и правильное составление текста задач, на нахождение разности.

9.

Рефлексия деятельности.

Формирование ценностного отношения к совместной деятельности

-Что нового узнали на уроке?

-Что значит решить задачу?

-Как записывается решение задачи.

-Решить задачу-это значит правильно выбрать арифметическое действие.

Осознание результатов каждого этапа урока.

10.

Контроль и оценка.

Формирование умений осуществлять контроль и оценку учебной деятельности другого ученика, свою и всего класса.

 

-Кто уверен, что сегодняшний материал он усвоил?

- Оцените вою работу на уроке.

- Покажи, куда ты сумел сегодня подняться, добывая знания.

- Оцените работу класса.

- Какое у вас настроение?

- Изменилось ли оно?

«Завершается урок.

Он пошел ребятам впрок?

Постарались все понять?

Учились тайны открывать?

Ответы полные давали?

На уроке не зевали?

Все сумели? Все смогли?

Мы сегодня МОЛОДЦЫ!».

Дети отвечают на вопросы.

Оценивают работу свою и класса в целом.

Объясняют свой выбор. 

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.