Внеурочная деятельность в образовательной организации

Дата публикации: 2018-12-03 15:29:21
Статью разместил(а):
Самарская Снежана Владимировна

Внеурочная деятельность в образовательной организации

Автор: Самарская Снежана Владимировна

 

Аннотация: В статье представлен опыт внеурочной деятельности образовательной организации через реализацию программы «Моя Россия, страна моя».

Ключевые слова: Внеурочная деятельность, воспитание интереса к народному искусств, гончарная мастерская, народные промыслы.

Реализация программы «Моя Россия, страна моя» по учебно-методическому  пособию  «Внеурочная деятельность в школе.   Народное искусство и художественное творчество 5-8 класс» в рамках региональной апробационной площадки.

Традиционные русские  народные промыслы знакомы каждому с детства, но это относится  только к нашему взрослому поколению.  Дети вряд ли знают, что заставленные у бабушки  шкафы яркими   безделушками  и разноцветной посудой, это и есть знаменитые Хохлома, Гжель, Дымковские игрушки, Палехские шкатулки,  а висящие на кухонной стене доски и подносы, это же те самые  настоящие - Городецкая роспись и Жостовские подносы.  И даже сами  мы побывав в новых местах,  приобретаем  различные сувениры народных умельцев, зачастую не знаем, что это за промысел и когда он возник. А может быть там целая волшебная  история, которая могла бы  затронуть за живое многих людей, заинтересовать, потянуть за собой.  Ведь так и рождаются новые мастера.

Но в наше современное время дети быстрее назовут брендовые марки телефонов, популярные компьютерные игры, чем передадут  особенности создания хохломской посуды.  А это ведь наша с вами  культура,  культура русского народа, которая может  со временем исчезнуть, и наши выросшие дети не смогут передать своим детям историю своего народа. Ведь  знание традиционного искусства своей страны наполняет глубоким содержанием всю жизнь человека. Это  историческая память, сохранение обычаев и обрядов, почитание отцов и дедов. Особенность русской народной культуры еще и  в том, что практически каждый  уголок нашей страны, области или автономного округа имеют собственный вид рукоделия. Это может быть роспись по различным материалам, глиняные изделия и игрушки, плетение кружев, выпечка и многое-многое другое. Наша Югра богата ремеслами и промыслами народов ханты и манси. И главное сейчас нужно это все сохранить.

В настоящее время ситуация начинает меняться в лучшую сторону. Мы наблюдаем возрождение интереса россиян к народному творчеству, в том числе к народным художественным промыслам.  Уже не просто мы покупаем красивую игрушку, а хотим узнать ее историю, из чего она сделана, и еще больше,  пробуем  свои силы в изготовлении разных традиционных изделий.

В общеобразовательных школах ведется активная деятельность по возрождению и сохранению художественных промыслов. В чем особенно помогает правильно построенная  внеурочная работа.  В нашей школе этому способствует апробация методического  пособия  «Внеурочная деятельность в школе.   Народное искусство и художественное творчество 5-8 класс». На основе этого  методического пособия была разработана рабочая программа «Моя Россия, страна моя».

Программа «Моя Россия, страна моя» дает огромную возможность приобщить детей к ценностям народной культуры, дать им понимание высокого художественного мастерства, создателей произведений.

Актуальность программы.

Работа по этой программе позволяет расширить и углубить художественные знания и умения учащихся. 

Актуальность проявляется в  применение разнообразных инновационных форм внеурочной деятельности: мастер-классы, творческие встречи, научные, исследовательские и выставочные проекты, инсценировка праздников.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, интегрированной. Предполагает  каждый вид работы на занятиях ориентировать на создание художественного образа в разном материале: бумаге, ткани, пластилине, глине, дереве  или в рисунках, живопись, графика. Программа позволяет развить индивидуальные творческие способности каждого ученика, накопить опыт в процессе восприятия декоративно-прикладного искусства, развить полученные знания и приобретенные навыки, научиться анализировать и понимать всю полноту народного искусства, оценивать его значение  в выработке своих жизненных ориентиров в современной действительности. И конечно же учащиеся получают дополнительную информацию по остальным  изучаемым в школе предметам, таким как музыка, история, география, литература.  

Направленность программы «Моя Россия, страна моя» является формированием целостного отношения к истории и культуре своей страны для постижения и понимания культуры других народов. Освоение мирового художественного наследия идет через промыслы и  ведет к сохранению культуры. Понимание происходит через изготовление различных изделий народных промыслов.

Новизна программы в том, что  в процессе обучения учащиеся получают знания о народных художественных промыслах и ремеслах, знакомятся с устным народным творчеством, фольклором, знакомятся с  правилами композиции, основам  лепки, рисования. 

В условиях внеурочной деятельности обращение к народному искусству, как основе духовно-нравственного образования и воспитания, становиться не только значимым, но и  актуальным.

Цель: воспитание творческой  личности, способной к эмоционально-образному отражению своих впечатлений и размышлений средствами декоративно-прикладного и изобразительного искусств, через воплощение различных изделий народного искусства.

Задачи:  

1. Воспитание интереса к народному искусству. Обогащение  нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле.

2. Развитие воображения, творческого потенциала ребенка, умения подходить к любой деятельности творчески.

3. Освоение первоначальных знаний о народном искусстве: изобразительных, декоративно - прикладных, архитектуре, дизайне.

4. Овладение элементарной художественной грамотой, умением работать разными художественными материалами.

5. Формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно  творческой деятельности.

6. Совершенствование эстетического вкуса.

7. Развитие  нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

Продукты учащихся после освоения  программы могут быть представлены в виде презентации, выставок, мастер-классов, защиты творческой работы или  проектов, участие в конкурсах различного уровня.

Формы работы:

- лекции,

- творческие задания, 

- практические работы, 

- самостоятельный поиск, 

- рисование иллюстраций.

Ожидаемые результаты:

Готовность  учащихся к  саморазвитию и личностному самоопределению, способность ставить цели  и строить жизненные планы.  Способность  учащихся использовать универсальные учебные действия в учебной, познавательной и социальной практике. Самостоятельно планировать свою деятельность.  Освоение  учащимися видов деятельности по получению новых знаний в процессе изучения нового предмета, и применение их. Владение учащимися новыми понятиями, научной терминологией, приемами.

Личностные результаты:

Воспитание патриотизма, чувства ответственности и долга перед Родиной. Формирование осознанного, уважительного  отношения к  истории, культуре, традициям,  ценностям народов России и народов мира. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.

Метапредметные результаты:

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

Формирование основ художественной культуры учащихся. Приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках. Развитие пространственного мышления, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры. Приобщение к творческой и проектной деятельности.

Учащиеся 5 В класса изучали  программу «Моя Россия, страна моя» по полугодиям. С сентября  по декабрь учащиеся изучали образы родной земли с одним учителем, а второе полугодие лоскутное шитье с другим педагогом.

Изучая образ древа жизни в народном искусстве, учащиеся исследовали связь человека и природы. Познакомились  с образом дерева, встречающегося  в народных художественных промыслах, в народных сказках. Выполняли работу по изготовлению дерева в технике вытынанка. А так же росписи деревянных заготовок. 

Знакомились с образом коня, встречающимся   в  украшении жилища, в декоративной резьбе интерьера избы, в росписи  прялок.  И более подробно рассматривали образ коня в детских игрушках. Выполняли коней из пластилина, глины и дерева с дальнейшей их росписью.

Знакомство с образом женщины-матери посредством народных игрушек, соломенной куклы, тряпичной куклы, дымковской барыни. Продукт - изготовление дымковских игрушек.

Изготавливали птиц в технике рельеф, с дальнейшей  росписью.

Лепили птиц из глины.

Учащиеся 5-х классов разработали и защитили проекты «Былины» и «В гостях у сказки».  

Девочки уже в 6 классе продолжают работу по знакомству с различными росписями России. Расписывают деревянные расделочные доски, прялки, тарелки.

Мастер-классы с родителями и с детьми. 

Наличие в общеобразовательном заведении класса «Гончарная мастерская», позволяет расширить поле деятельности в выполнении творческих и проектных работ. Учащиеся   пробуют выполнять  изделия народных промыслов не только на бумаге в виде эскизов и росписи досок, а также выполняют из глины разнообразные традиционные игрушки.

Выставки в школе.

Познакомившись на занятиях с народными промыслами нашей страны, учащиеся приходят к пониманию того, что русский народ очень талантлив.

Русские мастера своего дела создают неподражаемые удивительные вещи, находят им нужную форму и выражение, сохраняют найденную в них красоту и все свои достижения передает  в наследство будущим поколениям. А наша первоначальная задача сохранить полученные знания и умения и передать дальше.