Роль школьного краеведения в познавательной деятельности обучающихся

Дата публикации: 2018-12-18 11:48:34
Статью разместил(а):
Попова Татьяна Петровна

Педагогический проект

"Роль школьного краеведения в познавательной деятельности обучающихся"

Автор: Попова Татьяна Петровна

Учитель истории и обществознания

Филиал МБОУ «Первомайская СОШ» в селе Староклёнское, Первомайский район

 

Актуальность.

Современная российская педагогика рассматривает образование как процесс в центре, которого стоит личность ученика. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Важнейшая черта современного обучения - направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться к ситуациям социальных перемен, но и активно осваивать их.

Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Эта проблема имеет две черты: исследовательскую активность обучающихся и самостоятельное приобретение знаний.

Исследовательская работа по краеведению выводит обучающихся за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность, учит вдумчиво относиться к явлениям жизни.

Благодаря исследовательскому методу школьники учатся самостоятельно мыслить, осуществлять поиск и работать творчески.

В проекте «Роль школьного краеведения в познавательной деятельности обучающихся» соблюдаются принципы:

личностно-ориентированный подход;

гуманизм;

ученье без принуждения;

бесконфликтность учебной ситуации;

гласность успехов каждого ученика, перспективы для исправления, роста, успеха.

 

Цели проекта:

- Формирование интереса и положительной мотивации к прошлому своего родного края, путем ознакомления с историческими событиями;

- Воспитание чувства патриотизма и национальной гордости за прошлое своего края;

- Приобщение обучающихся к исследовательской деятельности и использование собранных материалов в учебно –воспитательном процессе;

- Повышение интереса к изучению обществознания , истории и исторического краеведения.

 

Задачи проекта:

- Учитывая образовательный минимум предмета истории России в основной школе дополнить его материалами по истории родного края;

- Учить школьников работать с дополнительным историческим материалом, самостоятельно обрабатывать фактические и статистические данные по истории края;

- Развивать коммуникативные способности обучающихся.

 

Гипотеза:

Целенаправленная работа школьного краеведения способствует повышению мотивации учения, социальной адаптации и профессиональному самоопределению ребенка.

 

Проблема:

Воспитание творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным мышлением, владеющих навыками исследовательской работы.

Ожидаемые результаты:

- Повышение мотивации и качества знаний по истории России и обществознанию;

- Развитие творческой активности обучающихся;

- Приобретение обучающимися умений:

   - выдвигать гипотезы, формировать собственное мнение, высказывать его, аргументировать;

   - выбирать рациональное решение;

   - обогащать свой социальный опыт путём включения и переживания тех или иных ситуаций;

   - продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявляя свою индивидуальность;

- Умение красиво, грамотно и правильно представить свою работу.

 

Дидактические задачи проекта:

- формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности;

- развитие мотивации к самостоятельному научному поиску.

 

Методические задачи:

- Совершенствование процесса преподавания истории, обществознания и исторического краеведения;

- Развитие личности ученика средствами предмета истории, обществознания и исторического краеведения;

- Формирование предметных компетенций как системы знаний о многообразии и особенностях прошлого и современного общества;

- Соблюдение определенной последовательности при изучении любого краеведческого объекта.

 

Ход исследования:

Изучение специальной психолого-педагогической литературы.

Сотрудничество с психологом школы для составления анкетирования учащихся по выявлению у них мотивации учения, уровня интереса к предмету, направленности личности.

Разработка программы кружка «Краевед», тематики учебных проектов.

Сбор и систематизация материалов в соответствии с целями.

Представление работ на различные конкурсы, проведение внеурочных мероприятий.

 

Реализация проекта

1 этап проекта.

Изучила специальную литературу:

В. Кученкова. Святыни Тамбовской Епархии. Издательский отдел Московской Патриархата, 1993 год;

А.Н.Алленов , В.Л. Дьячков, В.Н. Канищев, И.Н. Кирсанов, О.Ю. Левин, Ю.А. Мизис, Л.Г. Протасов. Историческое краеведение: история Тамбовского края. Тамбов, 2007 год;

М.К.Снытко. Тамбов. Центрально-Черноземное книжное издательство Воронеж, 1967 год;

А.М. Сахаров. Образование и развитие Российского государства в XIV – XVII в.в.. Издательство «Высшая школа»Москва, 1969 год;

В. Солоухин. Родная красота. Советский художник. Москва, 1966 год;

И. Никулин, И. Степанищев, А. Бахарев, В. Кострикин. Мичуринск.

Центрально-Черноземное издательство Воронеж, 1966 год;

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М., 2002;

Национальная доктрина образования Российской Федерации.- М.,2000;

Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» - Москва «Народное образование» 1998 год;

Сиротюк А.Л. «Обучение с учетом психофизиологии»

Реформы образования: Аналитический обзор/Под ред. В.М. Филиппова. — М.: Центр образовательной политики, 2003;

     

При изучении литературы по данной проблеме пришла к выводам:

- данная проблема мало освещена в работах российских авторов;

- однозначного отношения к проблеме нет, результаты исследований носят противоречивый характер.

 

Провела совместно с психологом школы педагогическую диагностику обучающихся по классам с целью определения:

- направленности мотивации учения;

- уровня интереса к предмету;

- направленность личности.

Разработала внеклассные мероприятия составленные на основе местного краеведческого материала, определила тематику учебных проектов;

Составила план работы кружка «Краевед», план внеклассной работы с учетом работы с использованием местного материала и патриотического воспитания.

 

Результаты работы:

Для того чтобы перейти от модели предметно-ориентированного обучения к личностно – ориентированному и компетентностно-деятельному надо опираться не столько на эмпирические данные или интуитивный анализ, сколько на достижения науки, психолого – педагогические исследования. Проведя психолого – педагогический анализ выявила у обучающихся уровень развития компетенций,  основные мотивы учения, сформированность краеведческо–поисковых  компетенций.

 

2 этап проекта

Сбор и систематизация материалов в соответствии с целями.

Проведение занятий кружка «Краевед»

Участие детей в конкурсах по историческому краеведению, истории. Проведение уроков истории и исторического краеведения, обществознания.

 

3 этап проекта: инновационность проекта.

В том, что я использую научно – исследовательскую работу, психолого-педагогические исследования для повышения мотивации учения, для профессионального самоопределения учащихся, совершенствую процесс преподавания истории и обществознания на основе компетентностно-деятельностного подхода.

 

Анализ полученных материалов:

Участие в работе районной научно-исследовательской конференции «Грани творчества» с работой на тему: «Храм Рождества Христова как памятник исторического наследия» (диплом участника) –Ожерельев Дмитрий

Участие в областной конференции исследовательских работ по краеведению «Моя земля, мои земляки» в рамках Всероссийского туристско- краеведческого движения «Отечество» (3 место, диплом, благодарственное письмо, подарок) – Ожерельев Дмитрий

Конкурс «Духовные святыни России» город Москва (диплом) – Ожерельева Анастасия

Проведение открытого урока по обществознанию совместно с сельской библиотекой на тему «Связь поколений», по историческому краеведению на тему: «Первомайский район – прифронтовая полоса».

Проведение мероприятий совместно с сельской библиотекой

Использование краеведческого материала на уроках обществознания, истории и исторического краеведения

Размещение данного материала на сайтах в Интернете «Сеть творческих учителей» и « Про школу. ru»

 

Информационные источники:

В. Кученкова. Святыни Тамбовской Епархии. Издательский отдел Московской Патриархата, 1993 год;

А.Н.Алленов , В.Л. Дьячков, В.Н. Канищев, И.Н. Кирсанов, О.Ю. Левин, Ю.А. Мизис, Л.Г. Протасов. Историческое краеведение: история Тамбовского края. Тамбов, 2007 год;

М.К.Снытко. Тамбов. Центрально-Черноземное книжное издательство Воронеж, 1967 год;

А.М. Сахаров. Образование и развитие Российского государства в XIV – XVII в.в.. Издательство «Высшая школа»Москва, 1969 год;

В. Солоухин. Родная красота. Советский художник. Москва, 1966 год;

И. Никулин, И. Степанищев, А. Бахарев, В. Кострикин. Мичуринск.

Центрально-Черноземное издательство Воронеж, 1966 год;

 Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М., 2002;

Национальная доктрина образования Российской Федерации. - М.,2000;

Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» - Москва «Народное образование» 1998 год;

Сиротюк А.Л. «Обучение с учетом психофизиологии»

Реформы образования: Аналитический обзор/Под ред. В.М. Филиппова. — М.: Центр образовательной политики, 2003.