Роль школьного краеведения в познавательной деятельности обучающихся
Педагогический проект
"Роль школьного краеведения в познавательной деятельности обучающихся"
Автор: Попова Татьяна Петровна
Учитель истории и обществознания
Филиал МБОУ «Первомайская СОШ» в селе Староклёнское, Первомайский район
Актуальность.
Современная российская педагогика рассматривает образование как процесс в центре, которого стоит личность ученика. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Важнейшая черта современного обучения - направленность на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться к ситуациям социальных перемен, но и активно осваивать их.
Обучение путем открытий – актуальная проблема нашего времени. Эта проблема имеет две черты: исследовательскую активность обучающихся и самостоятельное приобретение знаний.
Исследовательская работа по краеведению выводит обучающихся за рамки урока, за пределы школы, в мир окружающей действительности, расширяет их кругозор, область интересов, развивает наблюдательность, учит вдумчиво относиться к явлениям жизни.
Благодаря исследовательскому методу школьники учатся самостоятельно мыслить, осуществлять поиск и работать творчески.
В проекте «Роль школьного краеведения в познавательной деятельности обучающихся» соблюдаются принципы:
личностно-ориентированный подход;
гуманизм;
ученье без принуждения;
бесконфликтность учебной ситуации;
гласность успехов каждого ученика, перспективы для исправления, роста, успеха.
Цели проекта:
- Формирование интереса и положительной мотивации к прошлому своего родного края, путем ознакомления с историческими событиями;
- Воспитание чувства патриотизма и национальной гордости за прошлое своего края;
- Приобщение обучающихся к исследовательской деятельности и использование собранных материалов в учебно –воспитательном процессе;
- Повышение интереса к изучению обществознания , истории и исторического краеведения.
Задачи проекта:
- Учитывая образовательный минимум предмета истории России в основной школе дополнить его материалами по истории родного края;
- Учить школьников работать с дополнительным историческим материалом, самостоятельно обрабатывать фактические и статистические данные по истории края;
- Развивать коммуникативные способности обучающихся.
Гипотеза:
Целенаправленная работа школьного краеведения способствует повышению мотивации учения, социальной адаптации и профессиональному самоопределению ребенка.
Проблема:
Воспитание творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным мышлением, владеющих навыками исследовательской работы.
Ожидаемые результаты:
- Повышение мотивации и качества знаний по истории России и обществознанию;
- Развитие творческой активности обучающихся;
- Приобретение обучающимися умений:
- выдвигать гипотезы, формировать собственное мнение, высказывать его, аргументировать;
- выбирать рациональное решение;
- обогащать свой социальный опыт путём включения и переживания тех или иных ситуаций;
- продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявляя свою индивидуальность;
- Умение красиво, грамотно и правильно представить свою работу.
Дидактические задачи проекта:
- формирование компетентности в сфере самостоятельной деятельности;
- развитие мотивации к самостоятельному научному поиску.
Методические задачи:
- Совершенствование процесса преподавания истории, обществознания и исторического краеведения;
- Развитие личности ученика средствами предмета истории, обществознания и исторического краеведения;
- Формирование предметных компетенций как системы знаний о многообразии и особенностях прошлого и современного общества;
- Соблюдение определенной последовательности при изучении любого краеведческого объекта.
Ход исследования:
Изучение специальной психолого-педагогической литературы.
Сотрудничество с психологом школы для составления анкетирования учащихся по выявлению у них мотивации учения, уровня интереса к предмету, направленности личности.
Разработка программы кружка «Краевед», тематики учебных проектов.
Сбор и систематизация материалов в соответствии с целями.
Представление работ на различные конкурсы, проведение внеурочных мероприятий.
Реализация проекта
1 этап проекта.
Изучила специальную литературу:
В. Кученкова. Святыни Тамбовской Епархии. Издательский отдел Московской Патриархата, 1993 год;
А.Н.Алленов , В.Л. Дьячков, В.Н. Канищев, И.Н. Кирсанов, О.Ю. Левин, Ю.А. Мизис, Л.Г. Протасов. Историческое краеведение: история Тамбовского края. Тамбов, 2007 год;
М.К.Снытко. Тамбов. Центрально-Черноземное книжное издательство Воронеж, 1967 год;
А.М. Сахаров. Образование и развитие Российского государства в XIV – XVII в.в.. Издательство «Высшая школа»Москва, 1969 год;
В. Солоухин. Родная красота. Советский художник. Москва, 1966 год;
И. Никулин, И. Степанищев, А. Бахарев, В. Кострикин. Мичуринск.
Центрально-Черноземное издательство Воронеж, 1966 год;
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М., 2002;
Национальная доктрина образования Российской Федерации.- М.,2000;
Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» - Москва «Народное образование» 1998 год;
Сиротюк А.Л. «Обучение с учетом психофизиологии»
Реформы образования: Аналитический обзор/Под ред. В.М. Филиппова. — М.: Центр образовательной политики, 2003;
При изучении литературы по данной проблеме пришла к выводам:
- данная проблема мало освещена в работах российских авторов;
- однозначного отношения к проблеме нет, результаты исследований носят противоречивый характер.
Провела совместно с психологом школы педагогическую диагностику обучающихся по классам с целью определения:
- направленности мотивации учения;
- уровня интереса к предмету;
- направленность личности.
Разработала внеклассные мероприятия составленные на основе местного краеведческого материала, определила тематику учебных проектов;
Составила план работы кружка «Краевед», план внеклассной работы с учетом работы с использованием местного материала и патриотического воспитания.
Результаты работы:
Для того чтобы перейти от модели предметно-ориентированного обучения к личностно – ориентированному и компетентностно-деятельному надо опираться не столько на эмпирические данные или интуитивный анализ, сколько на достижения науки, психолого – педагогические исследования. Проведя психолого – педагогический анализ выявила у обучающихся уровень развития компетенций, основные мотивы учения, сформированность краеведческо–поисковых компетенций.
2 этап проекта
Сбор и систематизация материалов в соответствии с целями.
Проведение занятий кружка «Краевед»
Участие детей в конкурсах по историческому краеведению, истории. Проведение уроков истории и исторического краеведения, обществознания.
3 этап проекта: инновационность проекта.
В том, что я использую научно – исследовательскую работу, психолого-педагогические исследования для повышения мотивации учения, для профессионального самоопределения учащихся, совершенствую процесс преподавания истории и обществознания на основе компетентностно-деятельностного подхода.
Анализ полученных материалов:
Участие в работе районной научно-исследовательской конференции «Грани творчества» с работой на тему: «Храм Рождества Христова как памятник исторического наследия» (диплом участника) –Ожерельев Дмитрий
Участие в областной конференции исследовательских работ по краеведению «Моя земля, мои земляки» в рамках Всероссийского туристско- краеведческого движения «Отечество» (3 место, диплом, благодарственное письмо, подарок) – Ожерельев Дмитрий
Конкурс «Духовные святыни России» город Москва (диплом) – Ожерельева Анастасия
Проведение открытого урока по обществознанию совместно с сельской библиотекой на тему «Связь поколений», по историческому краеведению на тему: «Первомайский район – прифронтовая полоса».
Проведение мероприятий совместно с сельской библиотекой
Использование краеведческого материала на уроках обществознания, истории и исторического краеведения
Размещение данного материала на сайтах в Интернете «Сеть творческих учителей» и « Про школу. ru»
Информационные источники:
В. Кученкова. Святыни Тамбовской Епархии. Издательский отдел Московской Патриархата, 1993 год;
А.Н.Алленов , В.Л. Дьячков, В.Н. Канищев, И.Н. Кирсанов, О.Ю. Левин, Ю.А. Мизис, Л.Г. Протасов. Историческое краеведение: история Тамбовского края. Тамбов, 2007 год;
М.К.Снытко. Тамбов. Центрально-Черноземное книжное издательство Воронеж, 1967 год;
А.М. Сахаров. Образование и развитие Российского государства в XIV – XVII в.в.. Издательство «Высшая школа»Москва, 1969 год;
В. Солоухин. Родная красота. Советский художник. Москва, 1966 год;
И. Никулин, И. Степанищев, А. Бахарев, В. Кострикин. Мичуринск.
Центрально-Черноземное издательство Воронеж, 1966 год;
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. — М., 2002;
Национальная доктрина образования Российской Федерации. - М.,2000;
Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» - Москва «Народное образование» 1998 год;
Сиротюк А.Л. «Обучение с учетом психофизиологии»
Реформы образования: Аналитический обзор/Под ред. В.М. Филиппова. — М.: Центр образовательной политики, 2003.