Профессиональный стандарт педагога. ИКТ-компетентность
Профессиональный стандарт педагога. ИКТ-компетентность
Автор: Бубнова Елена Вячеславовна
ОГБПОУ «Сурский агротехнологический техникум, р.п. Сурское, Ульяновская область
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современный процесс обучения. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность образовательного процесса, способствует повышению профессиональной компетентности педагогов.
Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией (кино, аудио – и видео средства, мультимедиа, компьютер, Интернет)
ИКТ-компетентность педагога понимается как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере.
Профессиональный стандарт педагога предполагает владение педагогом ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы со студентами СПО.
Средства ИКТ дают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет; помогают преподавателям разнообразить формы поддержки образовательного процесса; способствуют повышению качества работы с родителями студентов; позволяют сделать совместную деятельность со студентами содержательной, интересной, привлекательной.
Образовательная деятельность с использованием ИКТ позволяет интегрировать аудиовизуальную информацию, представленную в различной форме (видеофильм, анимация, показ слайдов, музыка и т. п.), стимулирует непроизвольное внимание обучающихся благодаря возможности демонстрации объектов и явлений в динамике. Владение преподавателями ИКТ позволяет увеличивать поток информации по содержанию и методам работы со студентами в организованной образовательной деятельности, а также уменьшает затраты времени для подготовки к ней.
Большой популярностью у преподавателей пользуются мультимедийные презентации. Они используемые в образовательном процессе (занятия, музыкальные и спортивные праздники, развлечения), в методической работе (педагогические советы, семинары, мастер-классы, Школа молодого педагога и т.д.), в работе с семьей (родительские собрания). Информационно-коммуникационные технологии используются педагогами и при создании портфолио.
Основным потенциалом современных компьютеров являются, во-первых, огромные возможности глобальной сети Internet, во-вторых, прикладное программное обеспечение, входящее в пакет Microsoft Office.
Применение компьютерных технологий оправдано тогда, когда они эффективны, т.е. позволяют: при одних и тех же затратах субъектов образовательного процесса получать более высокий образовательный результат, или получать тот же результат при меньших затратах субъектов образовательного процесса.
Одно из главных условий использования ИКТ в образовательном процессе – информационная компетентность преподавателей. Преподаватели должны знать технические возможности компьютера, владеть навыками работы с ним, выполнять санитарные нормы и правила использования компьютеров в учреждениях СПО, ориентироваться в компьютерных программах, знать этические правила их применения и владеть методикой приобщения студентов к новым технологиям.
Некоторые преподаватели давно и активно используют ИКТ в образовательном процессе, другие делают первые шаги в этом направлении. Это связано с тем, что педагоги имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности.
Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.
Повышение ИКТ-компетентности педагога позволяет интенсифицировать и облегчить его труд, появляется возможность для развития и саморазвития педагога.