Воспитание толерантности на уроках истории и во внеурочное время
Воспитание толерантности на уроках истории и во внеурочное время
Автор: Шабанова Анна Андреевна
Живем на разных континентах мы,
И вместе ходим иногда по кругу,
Похожей в мире не найдешь судьбы,
Мы разные, но мы нужны друг другу.
Сложные социально-политические условия современной российской действительности, в том числе образовательной среды с ее внутренним и внешним пространством, актуализировали проблему воспитания толерантности, все более остро требующую практического решения.
Обращение к формированию толерантности при изучении исторического материала крайне необходимо. Во многом это связано с содержанием самого материала учебников истории. По-прежнему значительное место в них отведено изучению войн, социальных катаклизмов и других явлений, дающих учащимся, прежде всего, представление о возможности силового решения возникающих проблем. Вместе с тем, опыт работы в этом направлении показывает, что каждый курс школьного исторического образования дает обширный материал для формирования толерантного сознания. Главная задача учителя — постоянно работать в этом направлении, проводя из урока в урок идеи терпимости, устойчивости, допуска и компромисса.
Формирование толерантности начинается с изучения курса истории древнего мира. Материал курса дает учителю благодатную возможность для формирования в умах учащихся устойчивой связи: терпимость ведет к устойчивости. Это положение формируется при изучении великих империй древности (Ассирия, Вавилонское царство, Персидская держава). Рассматривая причины их гибели, необходимо особое внимание уделить тому, что народы были объединены в эти империи насильно, завоеватели проявляли нетерпимость к обычаям и культуре покоренных народов. Это привело к внутренней неустойчивости этих государств, и, в конечном итоге, способствовало их гибели при появлении внешней опасности. На конкретном историческом материале учитель показывает, что компромисс способен привести к достижению желаемых результатов. При изучении греко-персидских войн необходимо обратить внимание учащихся, что противоречия между греческими полисами оставались по-прежнему очень сильными. Их союз представлял своеобразный компромисс, на который они были вынуждены пойти перед угрозой потери независимости. Он полностью оправдал себя. В то же время неспособность и нежелание пойти на заключение компромисса в более позднее время привело к полной потере независимости греческих полисов и их подчинению Македонии. Таким образом, у учащихся формируется представление о терпимости как средстве, ведущем к стабильности.
Курс истории средних веков дает возможность раскрыть сущность противостояния толерантности и нетерпимости. Важно убедить учащихся, что нетерпимость, в конечном счете, приводит к краху. Это положение хорошо усваивается при изучении темы «Нидерландская буржуазная революция», события которой во многом были обусловлены отсутствием религиозной толерантности в католическом мире. Нетерпимость стала одной из основных причин не только революции, но и распада Испанской империи. Таким образом, учащиеся усваивают положение о конструктивной роли толерантности в историческом процессе и разрушительной роли политики «без ограничений».
Чрезвычайно интересный материал для формирования толерантного сознания дает курс отечественной истории. Его содержание позволяет не только закрепить ранее полученные знания, но расширить их и поднять на новый, более высокий уровень понимания. Работа в этом направлении может вестись с первых уроков. Так, рассматривая расселение славянских племен, учитель подчеркивает, что на территории Восточной Европы славянские поселения соседствовали с финно-угорскими и балтскими. Подобное сосуществование в целом не приводило к каким-либо значимым столкновениям и конфликтам. Терпимость к соседям, ведущим несколько иной образ жизни, закладывала основы национальной терпимости, присущей до известного момента, будущей российской государственности.
В рамках воспитания толерантности во внеурочное время, совместно с моими коллегами был организован центр «Этнодиалог», целью которого стало формирование чувства толерантности и собственной национальной культуры, через познание культуры и духовных ценностей национальностей, живущих в нашем регионе.
Так как в соответствие с ФГОС в учебном плане недостаточно часов по региональной истории, эти вопросы следует изучать в ходе внеурочной деятельности. Эта деятельность предполагает проведение различных мероприятий способствующих духовно- нравственному воспитанию учащихся гимназии. Данная программа должна стать подсистемой воспитательной системы гимназии, как в духовно-нравственном так и гражданско-патриотическом направлении. Формы проведения данных мероприятий как традиционные (участие в работе классных часов, участие в различных конференциях, образовательных чтениях духовно-нравственной направленности). Так же они могут проводиться и в нетрадиционной форме (проведение различных благотворительных акций, викторин, дней национальных культур, проведение встреч с представителями различных религиозных концессий, общественных национальных организаций, участие в общественно-полезных мероприятиях, имеющих духовно-нравственную направленность).
Т.о. толерантное, межнациональное образование и воспитание позволит должным образом развивать правильные и вовремя сформированные представления о том, что рядом живут люди с иными культурными традициями, моральными и нравственными ценностями, социальным укладом, стилем и привычками жизни, поведения. Подростковый возраст – важнейший период в психосоциальном развитии человека. Подросток активно включается во взрослую жизнь, ищет в ней свое место. Направленность формирования его личности зависит от того, как он будет относиться к миру, себе и другим в этом мире.
Список литературы:
1. Вислова А.Д . Формирование толерантной личности –важная задача педагогики Педагогическое мастерство № 2 2008 стр 6;
2. Дмитриев Т.Д. Многокультурное образование. – М. Народное образование, 1999;
3. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: Учебное пособие. - М.: Академический Проект, 2004. стр 9;
4. Методика, диагностика / Под ред. Л.И. Новиковой. – М.: АПКиПРО, 2005.;
5. Степанов П.В. Воспитание толерантности у школьников: теория,
6. Толерантность. Общ. Ред. М.П. Мчедова.- М.: Изд-во «Республика», 2004. стр 9.