Урок русского языка "Перенос слов с приставками. Выделение приставок"
Урок русского языка
"Перенос слов с приставками. Выделение приставок. Употребление слов с приставками в речи"
(3 класс)
Автор: Черкасова Ирина Валерьевна
МБОУ «Побединская СОШ» Скопинского района Рязанской области
Урок русского языка в 3 классе
Тема: Перенос слов с приставками. Выделение приставок. Употребление слов с приставками в речи.
Цель: планируется, что к концу урока учащиеся будут знать правила переноса слов с приставками; будут уметь находить в словах приставки, образовывать новые слова с помощью приставок, правильно переносить слова с приставками.
Задачи:
- Создать условия для углубления знаний о приставке как значимой части слова;
- Способствовать развитию умения образовывать новые слова с помощью приставок;
- Способствовать развитию памяти, умению выделять главное, проводить анализ, делать выводы, развитию речи учащихся, обогащению словарного запаса.
- Формировать умение совместной деятельности при работе в парах, прививать любовь к родному языку.
Оформление доски: изображение Снежной Королевы, вокруг снежинки (на них записаны этапы урока: чистописание, снежные слова, орфографическая разминка, повторяем-вспоминаем, в мире словарных слов, переносим слова – названия открываются по ходу урока).
Ход урока
1. Организационный момент.
Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждет интересный, полезный урок.
Чудесным пусть будет у вас настроение,
Легко и прелестно дается учение!
А девизом нашего урока пусть станут слова:
УЗНАВАЙНОВОЕПИШИБЕЗОШИБОК
Сколько здесь слов? Сколько предложений? Из каких по цели высказывания предложений составлен наш девиз? Какие это предложения по интонации?
2. Чистописание.
- Сегодня к нам на урок пожаловала необычная гостья. А кто это, вы узнаете, красиво прописав буквы и соединения. (из букв и сочетаний дети складывают слова Снежная Королева)
Снежная Королева пришла не одна, а вместе со своими помощницами – снежинками.
На своем оценочном листе отметьте свою работу.
3. Игра «Образуй слово».
Снежинки очень любят веселиться и играть. Самая любимая их игра – образовывать снежные слова. Запишите слова. Какие слова у нас получились? Выделите в них корень. Какие необычные слова вы заметили? У каких слов нулевое окончание? В как ом слове есть уменьшительно-ласкательный суффикс? Какой?
На своем оценочном листе отметьте свою работу.
4. Орфографическая разминка.
Чтоб ошибок избежать,
Зоркость будем развивать.
В игре проверить сможешь сам
Свое внимание к словам.
Вспомните, что такое орфограмма? А если правило применить к слову нельзя?
Прочитайте записанные слова, определите в них орфограммы. (РАБОТА В ПАРЕ)
Помидор, росинка, извини, слёзка, трещат, арбуз, водичка, красивый, афиши.
На своем оценочном листе отметьте свою работу.
5. Постановка темы урока и цели урока
А теперь, соединив первые буквы и слово, определите тему нашего урока.
- Вспомните, что нам известно о приставке, дав ответы на вопросы снежинок. (заполняется кластер, вместо снежинок добавляются блоки-ответы)
- Как вы думаете, мы уже все узнали о приставках? Чему сегодня мы можем научиться?
- Верно, а еще сегодня мы научимся правильно переносить слова с приставками.
А сейчас давайте вернемся к нашим снежным словам. Если среди них слова с приставками. Давайте придумает слова с корнем -снег- и приставкой (бесснежная, заснежила).
5. Словарная работа.
Снежная Королева вместе со снежинками приготовили для вас новое словарное слово. Но разгадать его сможет только самый внимательный.
Посмотрите внимательно на снежинки (разные по форме или разного цвета). Каждая из них содержит определенную букву. Запомните на какой снежинке какая буква. (через 30 секунд снежинки убираются)
Теперь я буду показывать вам снежинки в другой последовательности и без букв, а вы должны вспомнить, какие буквы были изображены на каждой из них. Соединив их между собой, у вас получится слово.
- Итак, какое слово у вас получилось? Объясните лексическое значение этого слова.
(Прийти – явиться куда-нибудь; достигнуть чего-нибудь: прийти в школу, прийти к согласию).
- А сейчас попробуйте изменить значение этого слова. Что поможет нам это сделать? Какие однокоренные слова с другими приставками можно придумать? (зайти, выйти, подойти, перейти, отойти, сойти) Выделите приставки в словах.
6. Изучение нового материала.
Проблемная ситуация.
Снежная Королева приготовила для вас свои любимые слова. Прочитайте их. Попробуйте разделить эти слова для переноса: поскользнулся; поехал, укрыл. (Дети высказывают свои предложения)
Работа с учебником.
А сейчас откроем учебник на с.126, прочитаем правило.
Задание: 1) прочитай сам; 2) повтори; 3) расскажи соседу.
А теперь проверим, правильно ли мы выполнили задание Снежной Королевы.
Работа по вариантам.
Задание: разделите слова для переноса.
1 вариант: открыл, уехал, подмести, поискать.
2 вариант: приехал, отцвел, подоить, поиграть.
На своем оценочном листе отметьте свою работу.
7. Закрепление изученного.
Самостоятельная работа (в группах)
1 и 3 группа:
Прочитайте. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу приставки: при-, у-, по-, раз-, за-. Выпишите в тетрадь только слова с приставками, разделив их для переноса. Приставки выделите.
…шла зима. Леса и поля …крылись белым пушистым снегом. Трудно птицам найти корм. Вот и …летели они к жилью людей. Ребята …весили для пернатых кормушки. Они …готовили для птиц корм. …помните, птицам страшен не холод, а голод.
2 и 4 группа:
Прочитайте. Вместо точек вставьте подходящие по смыслу приставки: без-, по-, при-, на-, под-, у-. Выпишите в тетрадь только слова с приставками, разделив их для переноса. Приставки выделите.
Целый день снег …остановочно …крывает землю. …белел, …оделся кустик. …клонилась берёзка: снег …бился ей в косы и …тянул к земле. Под ёлкой …растают сугробы. По самые лапы …тонула она в снегу.
На своем оценочном листе отметьте свою работу.
8. Домашнее задание: упр.214, прав. с.126
9. Подведение итогов. Рефлексия.
А сейчас к тем задачам, которые мы ставили на уроке.
Если вы умеете сами и можете научить других – добавьте себе 2 дополнительных балла
Если вы умеете делать сами, но не можете научить других – добавьте себе 1 балл
Если вы нуждаетесь в помощи при выполнении заданий – вам следует приложить еще немножко стараний.
Закончите предложения:
Сегодня я…
Мне было…
Я хочу похвалить за работу …, потому что …
Приложение
Карта урока
Ученика (ученицы) _____________________________
Чистописание |
Баллы |
|
1 |
Я выполнил задание аккуратно, в соответствии с образцом |
2 |
2 |
Выполнил задание немного неаккуратно |
1 |
3 |
Выполнил задание совсем неаккуратно |
0 |
Снежные слова |
|
|
1 |
Я составил слова, правильно записал их |
2 |
2 |
Я составил слова, записал их немного неаккуратно |
1 |
3 |
Я составил слова, но записал их неаккуратно |
0 |
Орфографическая разминка |
|
|
1 |
Нашел все орфограммы в словах, умею их объяснять |
2 |
2 |
Нашел все орфограммы в словах, затрудняюсь в объяснении некоторых |
1 |
3 |
Не смог найти все орфограммы, не могу их объяснить |
0 |
Перенос слов с приставками |
|
|
1 |
Все слова с приставками разделил для переноса правильно |
3 |
2 |
При выполнении задания допустил 1 ошибку |
2 |
3 |
С заданием не справился |
0 |
Работа в группе |
||
1 |
Активно помогал соей группе |
2 |
2 |
В работе группы участия не принимал |
0 |
Мои дополнительные баллы |
|
|
МОИ БАЛЛЫ _____________________________________ |
|