Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по химии"
Рабочая программа элективного курса
"Подготовка к ЕГЭ по химии"
Автор: Алексанкина Любовь Николаевна
МОУ "Новоникулинская средняя школа МО "Цильнинский район" Ульяновской области"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа элективного курса по химии для учащихся11 класса «Систематизация знаний по химии при подготовке к ЕГЭ» рассчитана на 34 учебных часа и составлена на основе авторских программ элективных курсов «Направление химических реакций» авторов Л.Ю. Аликберовой, В.А. Михайлова, Е.В. Савинкиной; «Металлы главных и побочных подгрупп» автора Н.Н. Бобковой; «Удивительный мир окислительно-восстановительных реакций» автора Т.В. Бабаевой.
Результаты ЕГЭ показывают, что надо лучше учить школьников химии. Все учителя знают - учащихся надо целенаправленно готовить к экзамену. Возникает вопрос: каким образом?
Еще со времен Д.И.Менделеева известно, что наиболее успешный путь усвоения химических знаний - их систематизация.
Практико-ориентированный элективный курс направлен на углубление, расширение и систематизацию химических знаний учащихся для успешной сдачи ЕГЭ по химии, предназначен для учащихся, проявляющих повышенный интерес к изучению химии, собирающихся продолжить образование в учебных заведениях естественнонаучного профиля.
Изучение химии в 10-11 классах средне школы предполагает достаточно высокий уровень восприятия и осмысления материала по общей, неорганической и органической химии. Однако, как показывает школьная практика на изучение материала целого ряда тем, особенно затруднительных для учащихся, в учебных программах отводится недостаточное количество времени. К числу таких тем можно отнести следующие:
-
Характеристика переходных элементов (медь, цинк, хром, железо) по положению в Периодической системе Д.И.Менделеева.
-
Характерные химические свойства кислых солей.
-
Скорость химических реакций.
-
Химическое равновесие и способы его смещения.
-
Электролиз расплавов и растворов.
-
Окислительно-восстановительные реакции в неорганической и органической химии.
Цели курса:
-
Обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по химии в процессе подготовки к сдаче экзамена в форме ЕГЭ.
-
Расширение интеллектуальных способностей в процессе самостоятельной деятельности по приобретению знаний при решении заданий ЕГЭ.
-
Воспитание отношения к химии как одному из фундаментальных компонентов естествознания.
-
Формирование логического мышления.
Задачи курса:
-
Формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний, помощь учащимся в подготовке успешной сдачи ЕГЭ.
-
Создать условия для формирования и развития у учащихся интеллектуальных и практических способностей, умений самостоятельно приобретать и применять знания, решать расчетные задачи.
-
Содействовать развитию умений применять знания в конкретных ситуациях;
-
Расширять кругозор учащихся, повышать мотивацию к обучению, социализацию учащихся через самостоятельную деятельность;
-
Помочь учащимся получить реальный опыт решения нестандартных заданий;
-
Развивать учебно-коммуникативные умения.
-
Содействовать развитию у детей умений осуществлять самооценку и контроль своей деятельности.
Подготовку к экзамену следует начинать с повторения основных законов и теорий химии. Это способствует более глубокому осмыслении важнейших вопросов курса химии: понятий «химический элемент», «электроотрицательность», «валентность» и «степень окисления», строение атома, закономерностей протекания химических реакций, их классификации, окислительно-восстановительных реакций, электрохимического ряда напряжений металлов и т.д.
При повторении материала важно обратить серьезное внимание на совершенствование и развитие умений:
-
Правильно записывать химические формулы - как молекулярные, так и структурные.
-
Давать названия веществам, особенно органическим, применяя правила систематической номенклатуры.
-
Составлять схемы электронных конфигураций атомов химических элементов первых четырех периодов.
-
Определять валентность и степень окисления атомов химических элементов в соединениях как неорганических, так и органических.
-
Составлять уравнения ОВР с использованием метода электронно-ионного баланса (метод полуреакций), использовать метод электронного баланса для решения различных типов задач повышенного уровня сложности, в которых идет речь об ОВР.
-
Объяснять сущность реакций ионного обмена и окислительно-восстановительных.
-
Объяснять смещение химического равновесия под действием внешних факторов (принцип Ле-Шателье). Не путать условия, влияющие на скорость реакции и смещение химического равновесия.
-
Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям.
Наибольшие трудности у выпускников вызывает выполнение части С работы, которая содержит задания с развернутым ответом. Задания с развёрнутым ответом предусматривают комплексную проверку усвоения на углубленном уровне нескольких (двух и более) элементов содержания из различных содержательных блоков. Они подразделяются на следующие разновидности:
– задания, проверяющие усвоение важнейших элементов содержания, таких, например, как «окислительно-восстановительные реакции», «реакции ионного обмена»;
– задания, проверяющие усвоение знаний о взаимосвязи веществ различных
классов (на примерах превращений неорганических и органических веществ);
– расчётные задачи.
Задания с развёрнутым ответом ориентированы на проверку умений:
– объяснять обусловленность свойств и применения веществ их составом и
строением, характер взаимного влияния атомов в молекулах органических
соединений, взаимосвязь неорганических и органических веществ, сущность
и закономерность протекания изученных типов реакций;
– проводить комбинированные расчёты по химическим уравнениям.Данные задания имеют творческий характер: включают достаточно сложные элементы содержания, ориентированы на использование различных способов выполнения и являются комплексными, т.е. подразумевают применение знаний нескольких разделов курса в новой ситуации, использование различных алгоритмов решения типовых задач. Для выполнения таких заданий необходимы не только прочные и глубокие знания, но и умения самостоятельно и осознанно применять их на практике, в том числе в новой ситуации, на новом практическом материале, в новых связях.
Элементы содержания программы соответствуют элементам, проверяемым заданиями КИМ.
Содержание курса
Тема 1. Строение атомов и химическая связь (3 часа).
Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырёх периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфигурация атома. Основное и возбуждённое состояния атомов
Физический смысл квантовых чисел (главное, орбитальное, магнитное, спиновое квантовые числа). Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Общая характеристика металлов IА–IIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.
Характеристика переходных элементов – меди, цинка, хрома, железа – по их положению в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов.
Общая характеристика неметаллов IVА–VIIА групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов.Тема 2. Неорганические вещества (5 час).
Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная). Характерные химические свойства простых веществ–металлов: щелочных, щелочноземельных, магния, алюминия; переходных металлов: меди, цинка, хрома, железа. Характерные химические свойства простых веществ–неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния.
Характерные химические свойства оксидов: оснóвных, амфотерных, кислотныхХарактерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот.
Характерные химические свойства солей: средних, кислых, оснóвных; комплексных (на примере гидроксосоединений алюминия и цинка).Взаимосвязь неорганических веществ.
Тема 3. Общие свойства растворов (3 час). Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена Сильные и слабые электролиты. Гидролиз, Необратимый гидролиз бинарных соединений. Необратимый совместный гидролиз. Произведение растворимости. Условия выпадения и растворения осадков. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот).
Тема 4. Органические вещества (5 час.).
Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная) Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная).
Взаимное влияние атомов в молекулах. Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов (бензола и гомологов бензола, стирола). Основные способы получения углеводородов (в лаборатории).Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Основные способы получения кислородсодержащих органических соединений (в лаборатории).
Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Важнейшие способы получения аминов и аминокислот.
Биологически важные вещества: жиры, углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды), белки. Взаимосвязь углеводородов, кислородсодержащих и азотсодержащих органических соединений.
Тема 5. Химические реакции (7 часов).
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Скорость реакции, её зависимость от различных факторов. Реакции окислительно-восстановительные. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов.
Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Качественные реакции органических соединений.
Тема 6. Важнейшие вещества и материалы (2 часа).
Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами, средствами бытовой химии. Научные методы исследования химических веществ и превращений. Методы разделения смесей и очистки веществ. Понятие о металлургии: общие способы получения металлов. Общие научные принципы химического производства (на примере
промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Природные источники углеводородов, их переработка. Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки.Тема 7. Расчетные задачи (9 часов).
Расчёты с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе». Расчёты объёмных отношений газов при химических реакциях. Расчёты по термохимическим уравнениям. Расчёты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объёму одного из участвующих в реакции веществ. Расчёты массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси). Расчёты с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе». Расчёты массовой или объёмной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Расчёты массовой доли (массы) химического соединения в смеси.
Установление молекулярной и структурной формулы вещества.
Тематический план:
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Форма проведения |
Образовательный продукт. |
||||
Всего |
Теория |
Практика |
||||||
Тема 1. Строение атомов и химическая связь (3 часа). |
||||||||
1. |
Основные химические понятия |
1 |
1 |
|
Лекция с элементами беседы |
Опорный конспект |
||
2. |
Основные законы и теории химии. Периодическая система Д.И.Менделеева. |
1 |
|
1 |
Лекция с элементами решения задач. |
Умение работать с периодической системой Д.И.Менделеева. |
||
3. |
Виды химической связи. |
1 |
|
1 |
Урок-практикум. Решение задач из ЕГЭ |
Алгоритм определения видов химической свяхи. |
||
Тема 2. Неорганические вещества (5 час). |
||||||||
1. |
Классификация неорганических веществ. Номенклатура неорганических веществ (тривиальная и международная). |
1 |
|
1 |
Урок-практикум. Решение задач из ЕГЭ |
Опорный конспект. |
||
2. |
Характерные химические свойства простых веществ–металлов и веществ-неметаллов. |
1 |
|
1 |
Урок-практикум. Решение задач из ЕГЭ |
Умение составлять химические реакции. |
||
3. |
Характерные химические свойства оксидов: оснóвных, амфотерных, кислотных Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. |
1 |
|
1 |
Урок-практикум. Решение задач из ЕГЭ |
Умение составлять химические реакции. |
||
4. |
Химические свойства кислот. Характерные химические свойства солей: средних, кислых, оснóвных; комплексных (на примере гидроксосоединений алюминия и цинка). |
1 |
|
1 |
Урок-практикум. Решение задач из ЕГЭ |
Умение составлять химические реакции. |
||
5 |
Взаимосвязь неорганических веществ. |
1 |
|
1 |
Урок-практикум. Решение задач из ЕГЭ |
Умение составлять химические реакции. |
||
Тема 3. Общие свойства растворов (3 час). |
||||||||
1. |
Электролитическая диссоциация. |
1 |
1 |
|
Лекция. Решение задач из ЕГЭ |
Опорный конспект, решение тестов. |
||
2. |
Реакции ионного обмена. |
1 |
|
1 |
Лекция. Решение задач из ЕГЭ |
Умение составлять реакции ионного обмена. |
||
3. |
Гидролиз. |
1 |
|
1 |
Лекция. Решение задач из ЕГЭ |
Опорный конспект, решение тестов. |
||
Тема 4. Органические вещества (5 час.). |
||||||||
1. |
Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная) Теория строения органических соединений: гомология и изомерия (структурная и пространственная). |
1 |
1 |
|
Лекция. Решение задач из ЕГЭ |
Опорный конспект, решение тестов. |
||
2. |
Углеводороды. |
1 |
|
1 |
Лекция. Решение задач из ЕГЭ |
Опорный конспект, решение тестов. |
||
3. |
Кислородсодержащие вещества. |
1 |
|
1 |
Лекция. Решение задач из ЕГЭ |
Опорный конспект, решение тестов. |
||
4. |
Азотсодержащие вещества. Биологически важные вещества |
1 |
|
1 |
Лекция. Решение задач из ЕГЭ |
Опорный конспект, решение тестов. |
||
5. |
Взаимосвязь углеводородов, кислородсодержащих и азотсодержащих органических соединений. |
1 |
|
1 |
Лекция. Решение задач из ЕГЭ |
Опорный конспект, решение тестов. |
||
Тема 5. Химические реакции (7 часов). |
||||||||
1. |
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. |
1 |
|
1 |
Лекция. Решение заданий из ЕГЭ. |
Опорный конспект, решение тестов. |
||
2. |
Скорость реакции, её зависимость от различных факторов. Химическое равновесие. Смещение равновесия под действием различных факторов. |
1 |
|
1 |
Урок-практикум. Решение задач из ЕГЭ |
Умение составлять химические реакции. |
||
3. |
Окислительно-восстановительные свойства серной кислоты и соединений серы. Окислительные свойства азота и азотной кислоты. |
1 |
|
1 |
Урок-практикум. Решение задач из ЕГЭ |
Умение составлять окислительно-восстановительные реакции в неорганической и органической химии. |
||
4. |
Окислительно-восстановительные свойства галогенов и их соединений. |
1 |
|
1 |
Урок-практикум. Решение задач из ЕГЭ |
Умение составлять окислительно-восстановительные реакции в неорганической и органической химии. |
||
5. |
Окислительно-восстановительные свойства соединений хрома и марганца в различных средах. |
1 |
|
1 |
Урок-практикум. Решение задач из ЕГЭ |
Умение составлять окислительно-восстановительные реакции в неорганической и органической химии. |
||
6. |
Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Качественные реакции органических соединений. |
2 |
|
2 |
Практическая работа в группах. |
отчет |
||
Тема 6. Важнейшие вещества и материалы (2 часа). |
||||||||
1. |
Важнейшмие вещества и материалы. |
2 |
1 |
1 |
Урок-практикум. Решение задач из ЕГЭ |
Опорный конспект. |
||
Тема 7. Расчетные задачи (9 часов). |
||||||||
1 |
Расчёты с использованием понятия «массовая доля вещества в растворе». Расчёты объёмных отношений газов при химических реакциях. Расчёты по термохимическим уравнениям. |
1 |
|
1 |
Урок-практикум. Решение задач из ЕГЭ |
Алгоритм решения задач. |
||
2 |
Расчёты массы вещества или объема газов по известному количеству |
1 |
|
1 |
Урок-практикум. Решение задач из ЕГЭ |
Алгоритм решения задач. |
||
3 |
Расчёты массы (объёма, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке |
1 |
|
1 |
Урок-практикум. Решение задач из ЕГЭ |
Алгоритм решения задач. |
||
4 |
Расчёты массовой или объёмной доли выхода продукта реакции от |
1 |
|
1 |
Урок-практикум. Решение задач из ЕГЭ |
Алгоритм решения задач. |
||
5 |
Установление молекулярной и структурной формулы вещества. |
2 |
|
2 |
Урок-практикум. Решение задач из ЕГЭ |
Алгоритм решения задач. |
||
6 |
Репетиционный ЕГЭ по химии. |
3 |
- |
- |
Самостоятельная работа. |
Тест. |
Планируемые результаты обучения
После изучения данного элективного курса учащиеся должны:
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия;
- основные законы и теории химии;
- важнейшие вещества и материалы;
уметь:
-
называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре
-
определять/классифицировать: валентность, степень окисления химических
элементов, заряды ионов; вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решётки; характер среды водных растворов веществ; окислитель и восстановитель; принадлежность веществ к различным классам неорганических и
органических соединений; гомологи и изомеры; химические реакции в неорганической и органической химии (по всем известным классификационным признакам) -
характеризовать: s-, p- и d-элементы по их положению в Периодической системе
Д.И. Менделеева; общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов; строение и
химические свойства изученных органических соединений; -
объяснять: зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева; природу химической
связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной); зависимость свойств
неорганических и органических веществ от их состава и строения; сущность изученных видов химических реакций (электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных) и составлять их уравнения; влияние различных факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия; -
планировать/проводить: эксперимент по получению и распознаванию важнейших
неорганических и органических соединений, с учётом приобретённых знаний о
правилах безопасной работы с веществами в лаборатории и в быту; вычисления
по химическим формулам и уравнениям.Литература:
-
Габриелян О.С., Лысова Г.Г. Химия, 11 класс.- М.: Дрофа, 2015.
-
Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. – М.: Высшая школа, 1998.
-
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. В 2 т. – М.: 1-я федеративная книготорговая компания, 1999.
-
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы.- М.: Дрофа, 1999.-с. 121-150.
-
Хомченко Г.П. Сборник задач по химии для поступающих в ВУЗы. М., Новая волна, 1996.
-
Глинка Н.Л. Общая химия.- Л.: Химия. Ленинградское отделение, 1984.
-
Т.В. Бабаева. «Мир удивительных реакций». Сборник элективных курсов. Волгоград: Учитель, 2007.
-
Штемплер Г.И. Методика расчетных задач по химии 8-11 классов., М.Просвещение, 2001.
-
Дайнеко В.И. Как научить школьников решать задачи по органической химии. Кн. Для учителя. М., Просвещение, 1987.
-
Гудкова А.С. 500 задач по химии; пособие для учащихся.-2-е изд., М.: Просвещение, 1981.