Рабочая программа по ОДНКНР для 5 класса. Основы религиозных культур народов России
Рабочая программа по ОДНКНР для 5 класса.
Основы религиозных культур народов России
Автор: Камфолий Оксана Александровна
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
Предметные результаты:
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
- воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Содержание программы:
Раздел 1. Введение (1ч.)
Урок 1.
Введение в тему. Традиционные религии России — неиссякаемый источник духовного богатства для каждого россиянина.
Раздел 2. Православие (12 ч.)
Урок 2,3
Православие в Древней Руси. Крещение Руси и дохристианские традиции русского народа. Киев — центр православия в Древней Руси. Значение Киева для православных России. Русское монашество. Митрополит Иларион. Антоний и Феодосии Печерские. Киево-Печерская лавра.
Урок 4,5
Православная Церковь в Московской Руси. Митрополит Алексий и его заветы православным. Флорентийская уния. Установление автокефалии Русской Церкви. Иосифляне и нестяжатели. Отношение христианина к богатству. Православная Церковь и нашествие монголов. Нашествие на Русь монголов, разорение Киева и его православных святынь. Перенос митрополичьего престола из Киева во Владимир, а оттуда в Москву. Митрополит Петр. Русская Церковь и Золотая Орда. Русская Православная Церковь — оплот единства русских земель. Помощь Церкви московским князьям в укреплении государства и собирании русских земель.
Урок 6,7
Православие в Российском царстве. Учреждение в России патриаршества. Митрополит Филипп и царь Иван Грозный. Гражданский и христианский подвиг патриарха Гермогена. Стремление царской власти ограничить влияние Церкви. Царь Алексей Михайлович и патриарх Никон.
Урок 8,9
Православие в Советской России. Революция и гонения на Церковь. Восстановление патриаршества. Святой епископ Лука и его духовный подвиг. Патриотизм и жертвенность во имя Отечества Русской Церкви в ходе Великой Отечественной войны. Патриотизм — обязательное качество православного христианина.
Урок 10,11
Православие в традициях Русского народа. Православие в повседневной жизни русского человека. Крещение и крестные родители. Именины. Обряд отпевания усопшего. Традиционные занятия населения России и христианские праздники. Преображение Господне (Яблочный Спас). Пословицы и поговорки религиозного характера.
Урок 12,13
Дом и семья в православии. Повторительно-обобщающий урок по теме «Православие в традициях народов России» .Почитание дома у православных. Красный угол и забота о нем хозяев дома. Почитание брака и семьи у православных. Любовь к детям и почитание родителей.
Раздел 3. Ислам (6 ч.)
Урок 14,15
Древняя история ислама на территории России. Проникновение ислама в Россию. Вхождение мусульманских народов в состав России.
Урок 16, 17
Ислам в современной России. Мусульманское религиозное образование и мусульманские организации. Понятие имам.
Урок 18,19
Дом и семья в исламе. Ценности семьи: уважения к старшим, милосердие. Повторительно-обобщающий урок по теме «Ислам в истории и культуре народов России».
Раздел 4. Иудаизм (6 ч.)
Урок 20,21
Появление и развитие иудаизма в России. Появление иудейских общин в Древней Руси. Расселение иудеев на западных землях Российской империи. Их отношения с властями. Религиозное образование у иудеев
Урок 22,23
Иудаизм в СССР. История иудаизма в СССР. Трагедия Холокоста и значение патриотической позиции еврейского народа в годы Великой Отечественной войны.
Иудаизм в современной России. Историей иудаизма в современной России. Роль иудейской общины в проповеди идеалов и ценностей милосердия, любви к ближнему, взаимной терпимости разных народов и культур в современном российском обществе.
Урок 24,25
Иудаизм в культуре и традициях еврейского народа. Особенности иудейской культуры, связанные с особенностями существования иудейских общин в России. Ценности семьи, дома, любви к ближнему, взаимопомощи и милосердия в иудейской культуре. Повторительно-обобщающий урок по теме «Иудаизм в истории и культуре еврейского народа».
Раздел 5. Буддизм (8 ч.)
Урок 26,27
Распространение буддизма среди народов России. Распространение тибетского буддизма в России. Принятие буддизма калмыками.
Урок 28,29
Буддизм в СССР. Патриотическая позиция российских буддистов в годы Великой Отечественной войны. Понимание важности связанных с буддизмом ценностей патриотизма, проповедовавшихся Агваном Доржиевым идеалов добра и справедливости.
Урок 30,31
Буддизм в современной России. События, связанные с историей буддизма в современной России. Понимание важности ценностей милосердия, любви к ближнему, которые утверждаются современными российскими буддистами в нашем обществе.
Урок 32,33
Буддизм в культуре и традициях народов России. Буддийские традиции народов России, связанные с домом и семьей. Понимание важности буддизма для поддержания и развития национальных и культурных традиций народов России. Понятие лама, цам. Повторительно-обобщающий урок по теме «Буддизм в истории и культуре народов России»
Урок 34
Повторительно-обобщающий урок. Защита проектов. Роль традиционных религий России в утверждении в нашей стране идеалов добросердечия, справедливости, правды, мира и согласия, любви к ближнему, уважения к семье, патриотизма, верности долгу и дружбе.
Учебно-тематическое планирование:
Номер раздела |
Название раздела |
Количество часов |
1 |
Введение |
1 |
2 |
Православие |
12 |
3 |
Ислам |
6 |
4 |
Иудаизм |
6 |
5 |
Буддизм |
8 |
6 |
Обобщение |
1 |