Интерактивные модули на уроках математики
Интерактивные модули как средства активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики
Автор: Ахмедова Севиндж Назар кызы
Введение.
На своих уроках математики я столкнулась с тем, что некоторые ученики с трудом усваивают учебный материал, не могут применять свои знания в измененных ситуациях, выбрать тот или иной метод решения. Чаще всего это происходит из-за того, что учащиеся не могут запомнить, правило, теорему или же не учат его, и как следствие не умеют применять в решении задач.
Таким образом. Возник вопрос, как результативно учить школьников, испытывающих трудности в учении. Какие методы, средства и технологии надо использовать, чтобы развивать у учащихся память, речь, мышление и повысить обучаемость детей. На мой взгляд, эффективнее всего эту проблему позволяет решить применение современных информационных технологий, в частности, применение интерактивных образовательных модулей на уроке, так как именно они позволяют широко реализовать принцип наглядности.
Наглядность материала повышает его усвоение, так как задействованы все каналы восприятия учебного материала учащимися.
Зрение и слух самые мощные и эффективные каналы передачи и приема информации.
И чем разнообразнее будет представление информации, тем эффективнее будет процесс усвоения.
Цель использования информационных технологий на уроках:
Активизация познавательной деятельности учащихся.
Основные задачи:(на слайде)
1. Обеспечить фундаментальную математическую подготовку детей.
2. Формировать информационную и методическую культуру, творческий стиль деятельности учащихся.
3. Подготовить учащихся использовать информационные технологии и другие информационные структуры.
Для того, чтобы решить поставленные задачи, я применяю информационные технологии на различных этапах урока:
- при изложении нового материала
- при закреплении
- при повторении
- для контроля знаний
- для самостоятельной работы учащихся
- при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ
- при выполнении домашней работы
- во внеклассной работе.
Система работы с информационными технологиями включает в себя много различных, уже известных средств.
1. Презентации по различным темам.
2. Компьютерное тестирование (электронные тесты, лабораторные работы).
3. Использование flash-анимации.
4. Электронные учебники.
5. Компьютерных программы.
Остановимся немного подробнее на применении компьютерных программ.
Использование компьютерных программ на уроках математики.
К компьютерным программам относятся также интерактивные образовательные модули.
Интерактивные образовательные модули используются для подачи обучающей информации в виде интерактивных представлений процессов и явлений. Суть этих интерактивных представлений заключается в анимационном изображении информации на экране, для облегчения изучения сложных процессов, не достаточно хорошо понимаемых учащимися при текстово-графической форме подачи информации. Кроме того, модули обладают возможностью управления и взаимодействия с пользователями, что позволяет обучаемому участвовать в процессе представления изучаемого явления, а значит более качественно воспринимать подаваемую информацию.
Одним из интерактивных модулей, используемых мною на уроке относится программа Matific.
Matific использует уникальный подход для обучения математике до 6 класса включительно, основанный на серии практических и интерактивных мини игр, названных эпизодами. Эти захватывающие мини-игры для планшетных и настольных компьютеров рассчитаны на выполнение "за один присест" и основаны на модульной и прогрессивно спиральной системе обучения.
Обширная коллекция включает сотни заданий и тестов, которые базируются на школьной программе. Хорошо упорядоченные задания и тесты специально разработаны для удобной привязки их к ФГОС, распространенным учебниками и программам обучения.
Подход Matific разработан специально для того, чтобы обеспечить оптимальную поддержку учителям и помочь им донести до учеников математические понятия наиболее эффективно и привлекательно. Эпизоды Matific предлагают смешанный подход к обучению. Выбрав необходимые эпизоды, учитель может легко внедрить практические математические упражнения в свой формат работы с классом.
Продвигаясь от базовых математических задач к более сложным видам деятельности, система обучения Matific побуждает детей усваивать математические знания, умения и навыки. Управляемый процесс самостоятельных открытий активизирует мышление и углубляет понимание, а также дает ученикам осознание личного достижения.(пример эпизода, действия с дробями)
Matific предлагает интуитивно понятную систему отчетов, которые показывают успеваемость в режиме реального времени и предоставляют отчеты как для всего класса, так и для каждого ученика за выбранный период.
Как я уже заметила, программа Matific позволяет разнообразить школьный материал до 6 класса. В 7 -11 классах на уроках меня выручает программа GeoGebra.
GeoGebra - это бесплатная, динамическая математическая программа для всех уровней образования, включающая в себя геометрию, алгебру, таблицы, графы, статистику и арифметику в одном удобном для использования пакете. Она завоевала несколько образовательных наград в Европе и США.
Краткие характеристики:
- графика, алгебра и таблицы связаны между собой и полностью динамичны;
- легкий в использовании интерфейс, обладает мощными возможностями;
- вы можете сами создать интерактивный обучающий материал, такие как веб-страницы;
- доступна на многих языках для миллионов пользователей по всему миру;
- бесплатная программа с открытым кодом.
При работе с этой программой в результате компьютерного моделирования многие математические понятия и теоремы становятся для учащихся «видимыми» и «осязаемыми».
GeoGebra позволяет визуализировать математику, проводить эксперименты и исследования при решении математических задач не только геометрического характера. GeoGebra позволяет создавать на экране компьютера чертежи, которые можно использовать на разных стадиях изучения учебного материала, от живых плакатов до исследовательских чертежей. Особенно поучителен сам процесс создания соответствующего рисунка.
Интерфейс программы GeoGebra напоминает классную доску, на которой можно рисовать графики, создавать геометрические фигуры и т.п. В окне программы будет наглядно отображены производимые изменения: если вы измените уравнение, кривая перестроится, изменится масштаб или ее положение в пространстве, уравнение, написанное рядом с кривой, автоматически будет скорректировано, согласно новым значениям.
Процесс обучения нагляден благодаря визуальной форме использования приложения.
Использование программы на уроках.
GeoGebra предназначена, прежде всего, для решения задач школьного курса геометрии: в ней можно создавать всевозможные конструкции из точек, векторов, отрезков, прямых, строить графики элементарных функций, которые также возможно динамически изменять варьированием некоторого параметра, входящего в уравнение, а также строить перпендикулярные и параллельные заданной прямой линии, серединные перпендикуляры,
биссектрисы углов, касательные, определять длины отрезков, площади многоугольников и т. д. Кроме того, координаты точек могут быть введены вручную на панели объектов, а уравнения кривых, касательные − в строке ввода при помощи соответствующих команд. Очень удобно показывать зависимость расположения графиков функций, например, линейной, y=ax+b от коэффициентов a и b или, квадратичной, y=ax^2+bx+c от коэффициентов a, b и c. Также удобно использование данной программы и при решении задач ЕГЭ, например, задачи типа на нахождение площадей многоугольников (когда нужно показать учащимся как можно «разбить» многоугольник на «хорошие» многоугольники или вписать данный многоугольник в прямоугольник или квадрат).
Но самым главным достоинством этой программы, является то, что при подготовке к ЕГЭ есть возможность наиболее точно визуализировать решение геометрических задач и задач с параметрами. (примеры)
Основные выводы:
Использование современных информационных технологий на уроках позволяет:
- оптимизировать учебный процесс, более рационально используя время на различных этапах урока;
- осуществлять дифференцированный подход в обучении;
- проводить индивидуальную работу, используя персональные компьютеры;
- снизить эмоциональное напряжение на уроке, внося в него элемент игры,
- расширять кругозор учащихся;
- способствовать развитию познавательной активности учащихся.
Результативность.
Благодаря использованию интерактивных модулей на уроках математики, ребята стали лучше усваивать учебный материал, повысился интерес к предмету. За счет экономии времени, уменьшился объем домашнего задания. Все это способствовало повышению уровня математической подготовки. (на слайде таблица)
Заключение.
Внедрение ИКТ в образовательный процесс развивает познавательный интерес учащихся к изучению математики, создавая условия для мотивации к изучению этого предмета, способствуют повышению эффективности обучения и самообучения, а также к повышению качества образования.
На мой взгляд, применение информационных технологий на уроках и во внеурочной деятельности расширяет возможности творчества как учителя, так и учеников, повышает интерес к предмету, стимулирует освоение учениками довольно серьезных тем по математике, что, в итоге, ведет к повышению качества образования.
Выводы.
В свете реализации информатизации образования средство обучения, представленное в виде интерактивных учебных модулей, актуально для использования в процессе обучения, так как оно позволяет предложить учащемуся последовательное построение новых знаний с помощью ранее усвоенного учебного материала, раскрытие и осознание связи между различными математическими знаниями. Изучение курса математики посредством интерактивных учебных модулей, их активная разработка и внедрение в учебный процесс позволят формировать осознанные математические знания учащихся.