Методическая разработка внеклассное мероприятие «Твой выбор»
Методическая разработка внеклассное мероприятие «Твой выбор»
Авторы: Иванова Светлана Васильевна
и Богатых Оксана Николаевна
ГАПОУ СО «Екатеринбургский энергетический техникум», Екатеринбург
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» здоровье человека отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования.
Решение вопросов формирования основ компетентности в сфере здорового образа жизни обучающихся требует учета целого ряда факторов влияния на этот процесс, из которых вытекают соответствующие организационные и педагогические условия. а также умению вести пропагандистскую работу в этом направлении.
Формирование здорового образа жизни — проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повышение роли личностных качеств в сознательном и волевом принятии принципов здорового образа жизни, а забота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мотивами поведения. В решении этой задачи большую роль играет готовность учителей к формированию здорового образа жизни учащихся, личностный опыт сохранения и приумножения здоровья.
Подготовка к мероприятию: подготовка агитационных стенгазет, от каждой группы по 3 газеты.
Технологическая карта мероприятия:
Тема: «Твой выбор».
Форма Сюжетно-ролевая постановка с элементами соревнования.
Место проведения: актовый зал.
Участники: студенты 2-3 курса.
Цель: формирование у молодежи активной жизненной позиции и чувства личной ответственности к своему здоровью.
Задачи:
Воспитательные:
- способствовать формированию навыков здорового образа жизни;
- укрепление нравственных ориентиров и сохранение физического и духовно-психического здоровья обучающихся;
- воспитание настойчивости и упорства в достижении цели;
Развивающие:
- развитие умений и желаний следовать правилам, направленным на приобщение к здоровому образу жизни, желание приходить на помощь каждому, кто нуждается в поддержке;
- развитие социально-коммуникативных, творческих и организаторских способностей.
Материально-техническое обеспечение: плакаты о ЗОЖ, ноутбук, мультимедийный проектор, экран, буклеты «Элементы ЗОЖ», опросные листы для проведения анкетирования.
Ожидаемые результаты:
- повышение приоритета здорового образа жизни среди студенческой молодежи;
- понимание значимости влияния вредных привычек на их будущую профессиональную деятельность и семейную жизнь;
- внеклассное общение студентов разного возраста во внеурочное время.
План мероприятия:
- Приветствие – 3 мин
- Выступление агитбригады – 10 мин
- Показ видеоролика – 10мин
- Анкетирование – 3 мин
- Физкультминутка – 10 мин
- Подведение итогов – 9 мин
Ход мероприятия
Действующие лица: Ведущие 1,2, «Силы добра», «Силы зла», «Наркотики».
1. Вступительное слово преподавателя.
Сценарий выступления агитбригады.
Слово ведущим.
1 ведущий: Уже тысячи лет длится эта война:
Между злом и добром существует стена.
Каждый может упасть или встать и пойти.
Только сам человек может душу спасти.
2 ведущий: Наша жизнь, как дорога, много встреч на пути.
Не прощая ошибок, жизнь, как птица, летит.
Надо сделать свой выбор, сам дорогу найди.
Даже если ты молод, выбор ждет впереди.
1 ведущий: Алкоголь и наркотик – силы тьмы, силы зла.
Жизнь и мир против них – это силы добра.
Словно мелом судьбы каждый пишет свой путь.
Как найти к счастью путь и с него не свернуть?
3. Диалог между «Силами Зла» и «Силами Добра» о наркотиках, алкоголе и табаке.
Говорят «Силы Зла»:
- Идите к нам! Вы слышите эти звуки? Это музыка свободы.
- Только с нами вы поймете вкус жизни.
- С нами легко и беззаботно. А если проблемы в школе или дома, то попробуй вот это и вам станет легче.
Песня наркотиков.
Мы наркотики, льётся сладкий дым
Счастье мы несем, любим молодых.
Если хочешь ты, мы будем рядом,
С нами нет проблем, только радость всем
Руку протяни, кайф узнаешь ты,
Если хочешь ты, мы будем рядом.
Говорят «Силы добра»: Не верьте словам, что витают в дыму. Они, как змея тянут нас всех во тьму.
- Мы не всегда можем различить, когда делаем первый шаг за черту. Если тебе предлагают легкие наркотики, говоря о том, что это не вредно, а наоборот, модно и престижно, помни о поломанных судьбах твоих ровесников, о могилах и слезах матерей.
- С 2010 года число больных наркоманией среди детей и молодёжи возросло в 16 раз, а в отдельных регионах в 20!
- Уровень заболеваемости наркоманией несовершеннолетних в 3 раза выше взрослых. Дети и молодежь составляют 75% от общего числа потребителей наркотиков.
- За последние 10 лет смертность в результате употребления наркотиков среди взрослых увеличилась в 15 раз, а среди детей и молодёжи в 40 раз.
- Чтобы тебя не забрали силы тьмы, помни!
- Никогда не соглашайся на первую сигарету с наркотиком, такие известные курительные смеси как Спайсы.
- Остановись! Если в компании тебе предложат таблетки, курительную смесь, может так случится, что это будет последнее, что ты пробовал в своей жизни!
- Не давай своих координат подозрительным знакомым. Твой телефон, домашний адрес – все это может стать роковым в твоей судьбе.
- Не рассказывай о себе лишнего в компаниях, все, что известно наркоману, становиться известным многим.
- Прислушивайся к своим родителям. Они желает тебе добра.
Говорят «Силы Зла»:
Хватит рассказывать сказки, пугать.
Время – экстрим, надо быстро решать.
Жить надо ярко, попробовать все
В жизни ты главный и время твое.
Что за веселье, когда нет пива:
Выпей и станет все проще, игриво.
Можно с вином или с водкой связаться.
Вволю тогда можно нам оторваться.
Как можно узнать, все эти краски,
Которые жизнь дает нам однажды.
Откройте все двери, вино нам поможет.
И пусть пиво льется рекою здесь тоже.
Мы взрослые люди и пусть нам 17,
Желание есть у всех нас – оторваться!
От будней унылых, от учебы и дома.
Нам запах вина станет с детства знакомым.
Вы нам не втирайте унылые мысли
Про то, что здоровью все это опасно.
Реклама и фильмы нам служат примером
И мы проживем свою жизнь не напрасно.
Говорят «Силы добра»:
- Сладко льется музыка и слова. Вот также из телевидения и рекламы к нам приходит ощущение того, что так надо – это норма и ничего опасного в алкоголе нет. Давайте посмотрим факты.
- Как свидетельствуют исследования, в одной бутылке пива содержится от 20 до 40 грамм чистого спирта или 100 грамм водки.
- Даже малые дозы алкоголя пагубно влияют на память, внимание, а постоянное употребление приводит к психологической зависимости.
- Алкоголь пагубно влияет на будущее потомство.
- Большинство аварий на дороге происходит по вине водителей, находящихся в нетрезвом состоянии за рулем.
- В России процветает социальное сиротство: родителей лишают прав на детей за употребление алкоголя.
Говорят «Силы Зла»: Запугали всех алкоголем, запугали всех шприцем и кровью. Ну, а сигарета, что тоже опасна? Когда закуришь, все сразу становится ясно.
Говорят: «Силы добра»: Так ли безопасен никотин?
«Легенда о табаке»:
Давным-давно, когда табак был только завезен в Армению, жил в долине Арарата мудрый старик. Все его очень любили и считались с его мнением.
Однажды на ярмарке купцы на все лады расхваливали свой товар. Они уверяли, что курящие имеют много преимуществ перед некурящими. Первое, дескать, не стареют, к ним ночью не проберется вор, собака никогда не покусает.
Слушали люди эту похвалу табаку и решили обратиться за советом к мудрому старику. Они спросили его: "Правду ли говорят купцы?"
Конечно, - ответил он. – Тот, кто курит, никогда не постареет, ибо умрет смолоду. К нему никогда не заберется вор, ибо курящий всю ночь кашляет: кто рискнет проникнуть в комнату, где бодрствуют? И, наконец, собака, никогда, не укусит курильщика, ибо курение вызывает боль в суставах, и человек вынужден ходить с палочкой. Какая же собака не боится палки?
1 ведущий: Под яркими сигаретными упаковками таится смерть.
Говорят «Силы Зла»:
Стихотворение «Сигарета»:
- Мое имя – сигарета.
Я красива и сильна,
Я знакома с целым светом,
Очень многим я нужна.
Едким дымом проникаю
Я в людей, чтоб их травить.
Пусть, любезные, узнают,
Как со мною им дружить.
Мозг и сердце я дурманю
Молодым и старикам,
Независимо от знаний,
Скажем прямо, слабакам.
Годы жизни отнимаю
Я у тех, кто мной пленен,
Эту жизнь в себя вливаю,
Постоянно, как закон.
Я особенно стараюсь
Молодого в сети брать,
В нем – то силы я черпаю.
Пусть покуривает, брат!
Я живу уже столетья,
Не берут меня года
Вот значит долголетье!
И всегда я молода.
Я поистине бессмертна,
Победить меня нельзя,
Убиваю незаметно
Вас, наивные друзья!
Да! Да! Вас и вас, друзья,
И не чувствую греха,
Убиваю…Ха – ха – ха.
1 ведущий: Табачный дым содержит более 3-х тысяч видов вредных веществ, 40 из которых вызывают рак.
В сигаретном дыме присутствуют радиоактивные вещества – полоний, свинец, висмут. Выкуривая 1 пачку сигарет в день, вы получаете 500 рентген облучений в год.
Зная правду о табаке, только психически нездоровый человек или самоубийца будет продолжать курить.
Говорят «Силы добра»:
Стихотворение «И всё-таки я поступком горжусь»:
Курить я начал уж не помню, как,
Скорее - за компанию с дружками.
И год за годом, мелкими шажками
Я погружался в темноту и мрак.
Умом я понял, что куренье – смерть,
Но бросить не хватило силы воли,
Пока не ощутил щемящей боли,
К тому уж не по годам я стал стареть.
Лицо поблекло, заострился нос,
Надрывный кашель, в легких свист
Тогда ребром встал предо мной вопрос:
Как? Как избавиться мне от курения?
Я понял, надо с куревом кончать,
Травлю себя, травлю жену и сына.
В квартире вонь стоит от никотина.
На лицах нездоровая печать.
Я долго думал, прежде чем спросил:
В конце концов – слабак я иль мужчина?
Чтоб не травить себя, жену и сына,
Неужто у меня не хватит сил?
И вот уж год, как я бросил курить.
Год, как дышу свободно и спокойно,
И счастлив я об этом говорить:
Свершил я-то, что зависти достойно.
Быть может, я наивным покажусь,
Кто–то хихикнет, мол, скажи на милость!
И все-таки поступком я горжусь
И радуюсь, что все так получилось.
Ведущий 1:
Сейчас мы предлагаем вам принять участие в анонимном анкетировании и просмотреть видеоролик о влиянии алкоголя на организм человека.
Просмотр видеоролика.
Ведущий 1:
Сейчас мы предлагаем принять участие в импровизированной физкультминутке, для этого мы приглашаем на сцену 12 студентов.
Физкультминутка:
На сцене преподаватель делит ребят на 2 команды и проводит шуточные соревнования.
Сбор анкет и обработка данных.
Второй преподаватель проводит анализ собранных анкет.
Подведение итогов соревнований: награждение команд.
Ведущий 2:
У берегов озер, морей и рек
Случается, что тонет человек.
Лишь он начнет на помощь звать,
Его, конечно же, спешат спасать.
И если дом гудит, охваченный огнем,
А человек без чувств остался в нем,
Тотчас на помощь друг к нему спешит –
Ему так сердце доброе велит.
Когда же школьник курит сигарету
И годы жизни отдает за это,
Пойми, он тонет, он горит … Беда!
Сейчас решается его судьба.
Не будь же равнодушным человеком,
Спеши спасать! Он может стать калекой!
Заключительное слово преподавателя:
Дорогие друзья! По результатам анкетирования среди присутствующих сложилась следующая ситуация: (зачитывает результаты анкетирования) Наша встреча подходит к концу, а ваша жизнь только набирает силу. Вы молоды и красивы. Какова дальше будет ваша жизнь, выбирать вам. Надеемся, что сегодняшнее мероприятие “Твой выбор” чему – то вас научило. Сделайте в жизни правильный выбор.
Выбирайте разумное. Не будьте рабами обстоятельств.
Ваш выбор – за вами!
Ваш выбор – ваша судьба!
Всего доброго! До свидания.
Анкета:
1. Курите ли вы?
2. Согласны ли вы с ФЗ «О запрете курения в общественных местах»?
3. Сделаете ли вы замечание курящим или распивающим спиртные напитки детям младше вас?
4. Позволяете ли вы себе, распивать спиртные напитки?
5. Проводят ли с вами родители разъяснительные беседы о вредных привычках?
6. Одобряете ли вы наркотики?
Обработка данных анкеты по каждому вопросу – процент отношения количества ответивших «да» к общему числу присутствующих
Результаты анализа анкеты:
1. ____% курящих студентов (вопрос №1)
2. ____% студентов, пробовавших алкоголь (вопрос №4)
3. ____% одобряющих политику государства (вопрос №2)
4. ____% семей поддерживающих ЗОЖ(вопрос №5)
5. ____% негативное отношение к наркотикам(вопрос №6)
6. ____% активная гражданская позиция (вопрос №3)
Критерии результата анкетирования:
Если на вопросы № 3,4,5,6:
- более 80% - сформированная активная жизненная позиция, с негативным отношением к вредным привычкам, в семьях которых заботятся о здоровье близких, как об одном из условий их профессионального становления.
- от 50% до 80% - стремление к здоровому образу жизни.
- до 50 % - непонимание пагубного влияния вредных привычек на свое будущее.
Если на вопросы № 1 и № 2 - более 20 % необходимо разрабатывать систему мероприятий направленных на профилактику ЗОЖ.
Источники:
1. Н.П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт, «Обучение жизненно важным навыкам» Санкт Петербург. Образование - культура, 2008г.
2. Справочник классного руководителя. Под редакцией И.С. Артюховой - М. ВАКО, 2010г.
3. Н.Ф. Дик Классные часы в лицее и колледже - «Феникс» Ростов-на-Дону, 2007г.
4. В.В. Долорю Губительная сигарета. Изд. Москва, «Медицина», 1987г.
5. Трезвый, здоровый образ жизни: Учебно методический комплекс. 4.1.2 - Ростов-на-Дону. Изд. ИПК и ПРО, 2000г.
6. Основы безопасности жизнедеятельности. Научно - методический журнал № 4 06.2012г.