Методики обучения
Методики обучения
Автор: Летяев Антон Валерьевич
ГБОУ ДПО «Санкт-Петербургский центр оценки качества образования и информационных технологий»
Методика обучения является весьма сложным понятием. Однако, несмотря на различные определения, можно отметить и нечто общее. Рассмотрим данное понятие и подойдем к его научной трактовке.
Методы обучения - это совокупность приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия обучающихся и учителя в процессе обучения.
«Метод» в переводе с греческого означает «исследование, способ, путь к достижению цели». Очевидно, что и в процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и ученика по достижению определенных учебно-воспитательных целей. С этой точки зрения каждый метод обучения органически включает в себя работу учителя (объяснение нового материала) и организацию активной учебно-познавательной деятельности ученика. Учитель, с одной стороны, сам объясняет материал, а с другой - стремится стимулировать учебно-познавательную деятельность ученика (побуждает его к размышлениям, формулированию выводов и т.д.) и организовывает учебно-познавательную деятельность обучающихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение объема изучаемого материала.
Методы обучения можно классифицировать следующим образом:
1. По источнику знаний (словесный, наглядный и т.д.).
2. По их назначению (приобретение знаний, формирование умений и навыков и т.д.).
3. По характеру познавательной деятельности (эвристический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, и т.д.).
4. По дидактическим целям (методы, способствующие первичному усвоению материала, его закреплению и т.д.).
При классификации методов обучения необходимо учитывать те источники, из которых черпают знания обучающиеся, считают дидакты (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе и др.) Они выделяют три группы методов: словесные, наглядные и практические. И конечно, слово, наглядные пособия и практические работы широко используются во всех учебных процессах.
Над разработкой методов обучения, исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом работали Лернер И.Я и Скаткин М.Н. выделили следующие методы:
а) частично-поисковый или эвристический метод; исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
б) информационно-рецептивный или объяснительно-иллюстративный: лекция, рассказ, объяснение, работа с учебником, демонстрация репродукций, картин, видеоматериалов и т.д.;
в) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на своей практике, действие по алгоритму, программирование;
г) проблемное изложение всего изучаемого материала;
Многообразие методов обучения Бабанский Ю.К подразделил на три группы:
1. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
2. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
3. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
Общеизвестные традиционные методы обучения осуществимы с использованием компьютерных технологий. Например, объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный метод может сопровождаться -мультимедийными технологиями, позволяющими очень расширить к восприятию иллюстративную базу. Частично-поисковый (эвристический) метод при использовании поисковых систем информации в сети Интернет. Репродуктивный метод использует адаптивные системы на базе ПК.
Совокупность исследовательских, проблемных методов объединяет «проектный метод». То есть, в основе проектного метода лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, обучение критического и творческого мышления. Проектный метод (метод проектов) широко внедряется в образовательную практику всех ступеней в России.
В дистанционном обучении широко используется метод контроля. При организации учебно-познавательной деятельности применяются, в первую очередь, словесные (рассказ, лекция, беседа и др.), наглядные (демонстрация какого-либо устройства, показ иллюстраций, схем, рисунков) и практические методы (упражнения, лабораторные, практические работы и др.).
Программы для контроля могут быть нескольких видов:
1. Тренажерные.
2. Контролирующие.
3. Обучающе-контролирующие.
Включении всех методов в учебный процесс активизирует познавательную активность обучающихся, усиливается их интерес и мотивация, развивается способность к самостоятельному обучению; обеспечивается обратная связь между учеником и преподавателем. Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов. Но, в первую очередь, он определяется дидактической задачей В настоящее время наиболее распространенными являются следующие активные методы обучения:
- Проектный метод - форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию каждого учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств, творческих способностей.
- Метод дискуссии (групповых обсуждений) по конкретному вопросу в небольших группах (от 5 до 15 человек).
- Мозговой штурм – активный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника.
- Деловые игры - метод организации активной работы группы, направленный на выработку определенных результатов (рецептов) эффективной учебной и профессиональной деятельности.
- Ролевые игры - метод, который используется для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникации. Ролевая игра предполагает участие не менее двух «игроков», каждому из которых предлагается провести общение друг с другом в соответствии с заданной ролью, темой, задачей.
- Баскет-метод - метод обучения на основе имитации каких-либо ситуаций - обучаемому предлагают выступить в роли экскурсовода по музею. В материалах для подготовки он должен получить всю необходимую информацию об экспонатах, представленных в зале - далее ориентируется самостоятельно.
- Тренинги - обучение, наиболее часто используемый метод, при котором в ходе моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к ситуациям.
- Анализ практических ситуаций - метод обучения навыкам принятия решений; Целью является научить обучающихся анализировать информацию, выявлять главные проблемы, находить альтернативные пути решения, оценивать их и формировать программу дальнейших действий.
ЛИТЕРАТУРА:
Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лернер И.Я. Скаткин М.Н. Бабанский Ю.К.