Открытое занятие "Введение в образовательную программу"
Открытое занятие "Введение в образовательную программу"
Автор: Самойлова Айна Игоревна
МУДО "Агинский Дом детского творчества им. И.Д. Кобзона"
г.о. «Поселок Агинское», Забайкальский край
Возраст детей: 9 лет (14 человек: 7 мальчиков и 7 девочек)
Место проведения: п. Агинское, АДДТ, хореографический зал.
Тип занятия: вводное занятие.
Вид занятия: занятие-путешествие.
Цель: Заинтересовать учащихся образовательным процессом и приобщить к занятиям хореографией.
Задачи:
1. Способствовать развитию музыкального слуха и умение сочетать движения с музыкой.
2. Научить детей согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении работы в паре: игра «Найди пару».
3. Развить умение к импровизации, воображению и фантазии в упражнениях и играх: «Росточки», «Танцы Золушки», «Маски лица».
4. Способствовать формированию таких качеств, как трудолюбие, память, внимание.
Методическое оснащение:
- методы обучения: словесный метод (беседа, рассказ); наглядный метод (показ движений); практический (упражнения, импровизация);
- техническое оснащение: музыкальный центр; диски с танцевальной музыкой, заготовки бейджиков, фонограммы мелодий и песен на диске CD: блюз для упражнения «Росточки», «Фигурный вальс», песня «Добрый жук», песня «Верный друг», фанфары (бал Золушки).
План занятия:
I этап. Вводно-мотивационный этап – 3 минуты.
1.Приветствие (поклон). Эмоциональный настрой на занятие.
Сообщение цели и задач занятия.
II этап. Операционно-содержательный этап – 15 минут.
1.Постановка корпуса. Упражнение «Росточки».
2.Разминка-импровизация «Танцы Золушки».
3.Постановка в пары. Игра «Найди пару».
4.Разучивание движения танца «Полька».
4.Упражнения мимической гимнастики. Игра «Маски лица».
III этап. Итоговый: рефлексивный, информационный – 2 минуты.
1. Итог занятия
2. Рефлексия.
Ход занятия (20 минут).
I этап. Вводно-мотивационный этап - 3 минуты.
1) Организационный этап.
Приглашаются дети в зал (под музыку заходят в зал в колонне по одному).
2) Подготовительный этап.
1. Приветствие.
Педагог: Здравствуйте! Меня зовут Самойлова Айна Игоревна. Я педагог-хореограф. Учу детей танцевать.
Педагог: Согласно танцевальному этикету, занятия начинаются и заканчиваются поклоном, которым мы приветствуем, выказываем уважение друг другу и залу, в котором мы собрались.
Чтобы нам было удобно, девочки сделайте шаг вперед. Посмотри направо, и сделайте поклон головой, а затем налево. (Показываю, как выполняется поклон с движением руки). А теперь выполним поклон с отведением правой рукой в сторону, затем влево (делают стандартный поклон).
2. Эмоциональный настрой на занятие.
Педагог: Давайте ближе познакомимся с вами:
- похлопайте в ладоши девочки, а теперь мальчики;
- похлопайте, кто ни разу не опаздывал на уроки;
- похлопайте, кто любит танцевать;
- похлопайте, кот любит мороженое больше чем шоколад;
- похлопайте, кто мечтает попасть в сказку.
Вот я уже больше узнала о вас. Улыбнемся, друг другу и продолжим наше занятие.
3. Сообщение цели и задач занятия.
Педагог: Сегодня на занятии вы познакомитесь с миром танца, который отражает потребность человека передавать другим людям свои эмоции.
Педагог: Какие эмоции можно передать языком тела и души, то есть танцем?
Дети: Называют (радость и грусть, гнев, любовь ...).
Педагог: Занятие у нас сегодня необычное. Мы с вами совершим увлекательное путешествие в сказочную страну и попадем на бал к Золушке. А кто знает, что делали на балах?
Дети: Отвечают (танцевали).
Педагог: Какие танцы?
Дети: Отвечают (вальс, полька, мазурка, кадриль, полонез и т.п.).
Педагог: Мы сегодня с вами разучим танцевальную композицию «Полька».
II этап. Операционно-содержательный этап – 10 минут.
1. Активизация познавательной деятельности:
– постановка корпуса. Упражнение «Росточки».
Педагог: Чтобы танец выполнить легко и красиво, нужно научиться держать прямо спину и голову. Встаньте правильно и посмотрите на себя в зеркало. От большого старания вы все зажались так, словно изображаете памятник. А в танце человек, даже собравшись и подтянувшись, должен оставаться живым и пластичным.
Педагог: Выполним творческое задание «Росточки». Включите воображение и фантазию. Закройте глаза, представьте, что вы росточки, маленькие, нежные, но очень сильные. Вы пробились сквозь асфальт и изо всех сил тянетесь к весеннему солнцу. (Обращаюсь к конкретным ученикам.) Не расслабляйте пальцы! Это листья вашего дерева, они не должны завянуть! Почувствуйте, как вы растёте, становитесь выше облаков, лёгкими как облака, а теперь вы – тяжёлые дождевые капли, падайте вниз! И снова: облака – лёгкие, дождевые капли – тяжёлые, падаем и взлетаем. И ещё раз. Молодцы! Я поверила вам, так хорошо вы сыграли!
Педагог: Наступил момент волшебства. И как добрая фея, я переношу вас в сказку «Золушка». Закройте глаза. «1, 2, 3 - зал наш в сказку преврати!»
2) Основной этап:
Педагог: а вы смотрели сказку, фильм «Золушка»?
Дети: Да.
- Разминка – импровизация «Танцы Золушки».
Педагог: Золушка всегда любила танцевать, но свободного времени для этого у нее не было. Ей приходилось танцевать во время работы, когда она натирала полы, сажала цветы, чистила посуду, перебирала горох, подметала пол, вытирала пыль. Это ваше творческое задание. Подумайте и пофантазируйте. Покажите, как танцевала Золушка, когда она:
- натирала полы щёткой;
- сажала цветы (приседания) и поливала;
- чистила посуду (приседая и выпрямляясь, любоваться в до блеска начищенную посуду, как в зеркало);
- перебирала горох (наклоны и перемещение вправо, влево, как бы перекладываю горох в мешки);
- подметала полы метлой;
- вытирала пыль (поднимание на носочки, высоко поднимая руки).
Дети: исполняют произвольный танец на предложенную тему под мелодию «Фигурный вальс».
- игра «Найди пару».
Педагог: Перед тем как приступить к разучиванию нашей композиции нам нужно разделиться на пары. Подойдите ко мне и возьмите по одному листочку любого цвета. Пока звучит музыка, вы должны найти себе пару по цвету листочка. Когда музыка закончится, нужно будет встать в круг по парам. Девочки становятся по правую руку от мальчика. Приступайте к поиску своей пары! Становитесь по парам в круг (звучит песня «Верный друг»).
- разучивание танца «Полька».
Полька – это веселый, радостный танец, родом из Чехии. Исполняется он в быстром темпе, легко и непринужденно. В польке девочки руками придерживают юбочку, а мальчики упирают кулачки в бока.
Педагог: Прослушайте музыкальный размер мелодию песни «Добрый жук» 2/4. (прохлопывает педагог). Давайте прохлопаем вместе.
Дети: Прохлопывают с педагогом музыкальный размер 2/4.
Педагог: Теперь наберемся терпения,
Перейдем к изучению движений,
Движения танца просты,
Посмотри, а затем повтори! Танцевать будем по одному и парами.
Первое движение: танцевальный шаг с носка по кругу по линии танца. Отработка движения под счёт.
Второе движение: подскоки: в движении по кругу. Отработка движения под счёт.
Соединяем первое (1-4 такты) и второе движение (5-8 такты) и выполняем под счёт.
Третье движение: галоп вправо (влево). Отработка движения под счёт.
Соединяем первое (1-4 такты) и третье движение (5-8 такты) и выполняем под счет.
Четвёртое движение в парах: девочки и мальчики подскоки в повороте направо на месте – 1-4 такт; 5-8 такт - хлопки в ладоши по коленям, а затем в ладоши к друг другу и повторить; 9-16 такты – повторяем эти движения.
Педагог: Запомнили?
Дети: Ответы (Да).
Педагог: А теперь соединяем все наши движения в танец по частям и их под счёт и под музыку, а затем исполним полностью без остановок.
1 часть – шаг с носка (1-4 т.); подскоки с продвижением вперёд (5-8 т.); шаг с носка (9-12 т.); галоп вправо (13-16 т.);
2 часть - отдельно и в парах: девочки и мальчики кружатся подскоками на месте вправо (1-4 т.); хлопки в парах (5-8 т.) и все повторить (9-16 т.);
3 часть – шаг с носка (1-4 т.); подскоки (5-8 т.); шаг с носка (9-12 т.); галоп влево (13-16 т.).
Педагог: Молодцы!
- Игра «Маски лица».
Педагог: Танцевать можно не только ногами, но и лицом.
Как вы думаете, легко ли изобразить маску лица?
Дети: Ответы (Нет).
Педагог: Выполним творческое задание «Маски лица». Покажите мне маску «Ненависть». Хорошо. А теперь посмотри, как нужно было выполнить. (Маска «Ненависть»: губы и зубы сжаты, голова наклонена вперед, глаза смотрят из-под лобья). Показываю.
Дети: Выполняют, глядя в зеркало.
Педагог: Покажите мне маску «Удивление». Хорошо. А теперь посмотри, как нужно было выполнить. (Маска «Удивление»: нижняя челюсть оттягивается вниз, рот раскрывается буквой «О» до отказа, брови поднимаются вверх, глаза раскрываются изо всех сил). Показываю.
Дети: Выполняют, глядя в зеркало.
Педагог: Покажите мне маску «Радость». Хорошо. А теперь посмотри, как нужно было выполнить. (Маска «Радость»: рот растянуть в улыбку, губы и зубы приоткрыты, глаза широко открыты). Показываю.
Дети: выполняют, глядя в зеркало.
Педагог: Молодцы! Вы научились передавать свои эмоции, настроение лицом.
3). Контрольный этап.
- Исполнение танца «Полька» на балу у Золушки.
Педагог: Теперь мы готовы танцевать на балу. И как добрая фея, я переношу вас на бал. Закройте глаза. 1, 2, 3 - волшебство нам повтори!
Распорядительница бала (педагог): (звучат фанфары)
Друзья, давайте танцевать, играть, шутить, такой закон царит сегодня в зале: Не ждите, что бы я Вас развлекала,
Давайте полькою друг друга веселить! (Дети исполняют танец «Полька»)
Распорядительница бала (педагог): Молодцы! Вы танцевали замечательно. Вам понравилось?
Дети: ответ (Да).
Фея (педагог): а теперь взмахом волшебной палочки возвращаю вас в настоящее время.
1, 2, 3 - нас домой (танцевальный класс) скорей верни!
III этап. Итоговый – 2 минуты.
1. Аналитический этап.
Педагог: Наше занятие подошло к концу, и пора подводить итоги.
Ребята, какой танец мы сегодня с вами разучили?
Дети: Ответ (весёлый танец «Полька»)
Педагог: а как мы этого добились?
Дети: Ответ (прохлопывали ритм, учили движения танца, выполняли игру «Маски лица»).
Педагог: Хотите ли бы Вы и дальше заниматься танцами?
Дети: Да!
Педагог: У вас в поселке в ДДТ есть прекрасные танцевальные коллективы «…», куда вы можете прийти учиться танцевать.
2. Рефлексивный этап.
- Рефлексия – поклон.
Педагог: Ребята, а вам понравилось то, чем мы сегодня занимались? Покажите мне это в заключительном поклоне:
- если вы остались равнодушными – просто похлопайте в ладоши, чтобы поблагодарить друг друга за общение.
- если вы просто остались довольны общением со мной - похлопайте и улыбнитесь;
- если вам было очень интересно – похлопайте в ладоши, потопайте ногами и широко улыбнитесь.
Заключительный поклон.
Педагог: Сегодня мы вместе прожили маленькую жизнь в танце. Я смогла передать вам частичку своего сердца. Теперь вы будете у меня здесь (показываю на сердце). В знак благодарности, сотрудничества хочу подарить вам маленькие сердечки, как напоминание о себе, о необычном путешествии в сказку.
Дерзайте! Пробуйте себя!
И знайте, вы талантливы!
До свидания!
Уход из зала (песня «Верный друг).
Самоанализ урока:
Урок проводился в младшей группе. Дети с АСОШ№1, 3 «эрхим» класс.
Цель: Познакомить с миром танца, как видом древнейшего из искусств. Заинтересовать учащихся образовательным процессом и приобщить к занятиям хореографией через танцевальную композицию «Полька»
Задачи:
Образовательные задачи:
1. Развить музыкальный слух и умения сочетать движения с музыкой.
2. Научить детей согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении работы в паре: игра «Найди пару» и танец «Полька».
3. Развить умение к импровизации, воображение и фантазию в упражнениях и играх: «Росточки», «Танцы Золушки», «Маски лица».
Воспитывающая: Способствовать формированию таких качеств, как трудолюбие, память, внимание.
Дети смышлёные, раскрепощенные, им нравиться познавать что –то новое, они очень отзывчивые, позитивные.
Во время занятия, я постаралась создать атмосферу дружелюбия, сказки непосредственной обстановки, чтобы дети могли свободно фантазировать и размышлять вслух, не стесняясь сомневаться, отстаивать свое мнение.
Через игру «Росточки» и импровизацию «Танцы Золушки» я хотела показать, что без постановки корпуса, красивой осанки и разогрева мышц, также воображения и фантазии невозможен ни один танец.
Через игру «Найди пару» и танцевальную композицию «Полька» дети научились работать в паре, то есть доверять своему партнеру. Не подвести и помогать друг другу.
Источники информации:
1. Васюткина Н.В. "Ритмика и танцы для детей 5-14 лет".
2. Программа дополнительного образования детей. – Жирновск, 1998.