Конспект занятия по изготовлению куклы с использованием природных материалов "Ловушка для снов"
Конспект занятия по изготовлению куклы с использованием природных материалов "Ловушка для снов"
Автор: Сергеева Наталья Юрьевна
МБОУ ДО "Центр внешкольной работы "Радуга", г. Городец
Цель: Продолжать знакомить с русскими народными промыслами и традициями.
Задачи:
- Обучающая-дать представление о кукле" ловушка для снов", научить одному из простых способов её изготовления. закрепление навыков завязывания узлов при изготовлении текстильной куклы.
- Развивающая – развитие моторных навыков, образного мышления, развитие эстетического и художественного вкуса
- Воспитательная - вызвать интерес к русскому народному творчеству и рукоделию. Воспитывать любовь к Родине через изучение традиций народной культуры. Воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы.
Ожидаемые результаты:
- У детей сформировалось знание о традициях, связанных со сном у русского народа.
- Получен навык изготовления куклы на рогатке " Ловушка для снов ".
Хронометраж занятия – 45 минут:
- Организационный момент – 4 мин.
- Вводная беседа о кукле " Ловушка для снов " - 7 мин.
- Практическая работа с пошаговой инструкцией вместе педагогом - 13 мин.
- Загадочная пауза - 3 мин.
- Рассказ "Роль сна в жизни человека. Какое значение сну придавали наши предки ." - 5 мин.
- Музыкальная пауза - 3 мин.
- Заключительная часть – 3 мин.
Материалы для занятия:
- Люлька плетёная.
- Кукла - малыш.
- Ширма с изображением внутреннего убранства русской избы.
- Кукла - образец.
- Рогатки и палочки, нитки цветные, шерстяные, ножницы, картонки для намотки волос, вата, иглы в игольнице, контейнеры на парте для двух человек.
- Пошаговая инструкция выполнения куклы на магнитной доске.
Тип учебного занятия: объяснение новой темы и практическая работа.
Оборудование: компьютер, записи колыбельных мелодий, запись плача ребенка.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами попали в избу. Печка - сердце дома, уютные половички. Прошу вести себя тихо - здесь спит ребёнок. Он долго не спал - плакал, наверное, ему снились страшные сны. А ведь мы ему в колыбельку и кувадку - маленькую куколку положили.
Звучит плач ребёнка.
Педагог: Надо его покачать - возьмём его на ручки, покачаем.
Попробуйте его тоже покачать (передаю детям ребенка).
Девочки тихонько укачивают его.
Педагог: Наверное, ему нужно спеть колыбельную. Звучит колыбельная. Ребенок успокаивается. Кладем его в люльку.
Педагог: Ценность народной куклы - содержание в ней родовой информации. В этих куклах живет память народа, поэтому современный ребенок, общаясь с традиционной куклой, незаметно для себя присоединяется к энергоинформационному полю своего народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.
Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка. Тряпичную куклу берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество. Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу в дорогу.
Вводная беседа о кукле " Ловушка для снов".
Педагог: Чтобы малыш спал крепко и не снились ему плохие сны можно в кроватку положить маленькую куклу - кувадку. А ещё можно сделать куклу" Ловушку для снов " - её красные развевающиеся ниточки будут ловит недобрые сновидения и сон станет лёгким. В дневное время эта яркая куколка будет привлекать внимание ребенка и радовать его. А сделана она из природного материала.
Мы с вами уже делали кукол с использованием природного материала: Десятиручку, куклу с косой из о льняной пакли, "Божье око" из палочек. Для того чтобы нам сделать её понадобятся: веточка - рогатка, палочка - перекладинка для ручек, нитки для обматывания - шерстяные, картонка для намотки ниток для волос, ножницы, вата для создания головы.
Практическая работа с пошаговой инструкцией вместе с преподавателем.
Для работы нам понадобится палочка-рогатка толщиной 1 см, длину определите сами. По желанию можно сделать очень крошечную, можно локтевую. Для рук подберите палочку близкой толщины, можно чуть тоньше, а длину в зависимости от выбранной рогатки. Рогатку можно выбрать не статичную, а в движении. Нитки шерстяные: белые, немного красных и совсем немного оранжевых. Вата для головы.
Туго наматываем синтепон на кончик рогатки. Стараемся сделать круглую форму головы. Белыми нитками крестообразно прикрепляем руки к телу, туго и ровно.
Обматываем голову нитками, стараемся, чтобы лицо было ровным. На протяжении всей обмотки белая нитка не рвётся. После головы переходим к рукам. Обвязываем их дважды: от шеи к ладошке (оставляем 3-4 мм) и назад к шее. Переходим к другой руке аналогично. Закончив руки продолжаем, не отрывая нитки, плотными витками обматывать тело. Тело обматываем только в одну сторону.
Дойдя до ног, начинаем обматывать восьмеркой юбку.
Примерно на половине привязываем красную нитку.
Обматываем около 2 см красной ниткой, также не отрываем, привязываем оранжевую нитку.
Обматываем 1 см оранжевой ниткой. Закрепляем и обрываем оранжевую нитку.
Снова красной, чтобы осталось около 1 см для белых ниток.
Ноги должны быть видны и обмотаны белой ниткой аналогично рукам (вниз, вверх на одной ноге, без отрыва перейти к другой ноге и также вниз, вверх и закрепить).
По размеру вашей куклы привязываем к рукам красные, оранжевые и красные нитки – главный элемент для данной куклы.
Сплетаем или скручиваем ободок на голову из красной и оранжевой ниток.
Привязываем нитку для подвески.
Завязываем красными нитками обережный крест.
Куклы - ловители снов (ловцы снов).
Загадочная пауза
Кровать
По ночам во мне Ванятка
До того задремлет сладко,
Что не хочется вставать.
Что за штука я?..
Днем спит на ней подушка.
А по ночам - Андрюшка.
Подушка
Два брюшка, четыре ушка.
Пером и пухом нас набили,
Чтоб очень мягкими мы были.
Лежим спокойно под щекой,
Чтоб сон был крепкий и покой.
Прищепки
На веревке пальцы
Держат одеяльце.
Напёрсток
Маленькая головка
На пальце сидит,
Сотнями глаз
Во все стороны глядит.
На пальце одном
Ведёрко вверх дном.
Полотенце.
На стене висит, болтается, за него всяк хватается.
Кровать с периной.
Четыре ноги, да не зверь, есть перья, да не птица.
Есть ноги, да не ходит, есть перья. да не летает ...
Подушка.
Без рук, без ног, а рубашку надевает ...
Постель, которую на ночь свертывают.
Ночью полями, а днём горами ...
Ночью ломтем, а днём калачом ...
Зыбка, колыбель на гибком шесте.
Без рук. без ног- на все стороны кланяется.
Стол.
В лесу родился, в лесу вырос, в дом пришел, всех вокруг себя собрал.
Скатерть.
Мочили, колотили, рвали, крутили - на стол клали.
Стул.
С ногами - а без рук, с боками - а без рёбер, со спиной -а без живота.
Практическая работа. Дети доделывают кукол ...
Рассказ. "Роль сна в жизни человека. Какое значение сну придавали наши предки".
Сон во все времена являлся самым действенным способом восстановления сил. Сны играли огромную роль в культуре многих народов. Они были окнами в потусторонний мир, их символы пытаются разгадывать много веков и использовать для познания окружающего мира. Для его охраны во всех мировых культурах придумывались различные ритуалы, изготавливались амулеты и талисманы. Сон странное время для человека. Это во сне мы можем летать выше птиц и заползать в такие темные пещеры, заглянуть в которые днем мы бы не осмелились. Это во сне к нам приходят близкие люди, которые давно оставили нас, ушли в страну без возврата, а мы можем посетить разные удивительные места от венецианского карнавала до тропического леса. Это во сне мы можем получить советы, подарки, предупреждения ... Сны — это путешествия.
Музыкальная пауза.
Стук в дверь.
Кто там ?
Каляда пришла! Открывайте ворота!
Заходите гости дорогие. (Входят учащиеся вокальной студии "Непоседы" с рождественской звездой)
Мы пришли Христа прославить и вас с праздником поздравить. С Рождеством вас Христовым.
Открывайте сундучки, доставайте пятачки.
Можно конфетку, а можно монетку.
Кто не даст пирога - то уведем быка за рога.
Исполняется народная калядочная песня "Добрый тебе вечер, ласковый хозяин"
Педагог и ребята угощают гостей сладостями.
До свиданья каляда, в следующем году ждем тебя!
Калядовщики уходят.
Заключительная часть.
Действительно, ведь в нашем народе эти дни были святочными, и все ходили к друг другу в гости, поздравляли с Рождеством Христовым и нас тоже навестили славщики Христа.
Сегодня мы познакомились с бытовыми традициями нашего народа, научились делать куклу " ловушка для снов". Поставим всех кукол и посмотрим на их хоровод. Каждая индивидуальна, нет похожих. Хочу обратить ваше внимание на то, что это ответ на индейский оберег " ловец снов", и она представляет собой современное творчество. И для нашего малыша это может быть, как яркое радостное пятнышко на стене, потому что имеют такие особенности зрения, что им нужны такие объекты. На что похоже изготовление куклы? Верно -на изготовление солярного знака
"Божье око". Использование цветных нитей для обмотки, использование природных материалов- палочек для основы. Всем большое спасибо за хорошую работу и на следующем занятии мы сделаем на этой основе свою авторскую куколку.